Недавно главный редактор английского MBY Хьюго Андреа поделился со мной статистикой эксплуатации своей спортивной яхты Karnic, поданной в виде журнала работы двигателя. Мотор наработал в сумме 340 часов, причем значительная их часть (153 часа) пришлась на холостые или чуть более высокие обороты. Зная привычки Хьюго, могу сказать: он не слишком отличается от любого среднестатистического владельца спортивной яхты, а приведенные цифры наглядно демонстрируют, что глиссирующие лодки проводят в водоизмещающем режиме гораздо больше времени, чем мы привыкли думать.
Недавно мы рассказывали о катамаране Solarwave 62, который доступен в полностью электрическом варианте и способен двигаться исключительно на солнечной энергии. Однако для тех, кто не готов отказаться от глиссирования, существуют гибридные яхты вроде Greenline 33 и 40, сочетающие дизельные и электрические моторы.
Как связаны эти две истории? Если большинство из нас ходит в основном на низких скоростях, а гибридные технологии уже достаточно обкатаны и надежны, так почему бы крупным верфям не начать предлагать хотя бы небольшую степень «гибридизации» для своих массовых моделей? Пускай не в стандартной комплектации, но по крайней мере в качестве опции… Я не предлагаю облеплять яхты солнечными панелями и заполнять трюмы дорогими литий-ионными аккумуляторами — достаточно просто включать в новые проекты небольшие электромоторы.
Конечно, любое усложнение конструкции влечет за собой те или иные последствия, но ни один из двух существующих подходов не является таким уж сложным. Первым пользуются Solarwave и Greenline, когда ставят электромотор между дизелем и редуктором. Как правило, в случае двух двигателей это приводит к росту веса примерно на 200 кг и удлинению корпуса (или моторного отсека) на 0,3–0,4 м (последнее обстоятельство особенно раздражает инженеров). Более простой подход подразумевает сопряжение электромоторов с гребными валами посредством ременной передачи. Поскольку движение в водоизмещающем режиме не требует много энергии, с задачей справятся даже миниатюрные серийные электромоторы Fisher Panda, мощности которых (67 л. с.) должно хватить, чтобы обеспечить 50-футовой яхте скорость до 8 узлов.
Кто-то спросит: зачем вообще беспокоиться об этом, если на низких оборотах все современные яхты и так почти не издают шума? Отвечу: чтобы понять всю прелесть бесшумного движения на электротяге, прежде всего нужно его испытать. Вспоминая свой опыт управления Greenline 40, могу уверенно сказать, что движение при полном отсутствии шума и вибрации даже близко не сравнится с обычным тихим ходом. На гибридной яхте капитан может поднять якорь с восходом солнца и отправиться к новой точке настолько незаметно, что спящие гости ничего не почувствуют. Помимо наслаждения безмятежностью на своей яхте, приятно осознавать, что ее ход не побеспокоит отдыхающих соседей по марине. В зависимости от емкости батарей переходы по каналам могут стать вообще беззвучными, а заправка сведется к подключению кабеля берегового питания на ночевке.
Оценить влияние гибридных судов на окружающую среду достаточно сложно; при выработке электричества — будь то ветряк, бортовой генератор или работающая на угле электростанция — природа в любом случае страдает. Однако сложно себе представить, что движение на электротяге на малых скоростях наносит столько же или больше вреда, чем сжигание дизельного топлива. В 2009 году мне довелось вести гибридную яхту по невероятно живописной итальянской лагуне, где действовал запрет на обычные моторные суда. Ощущения, я вам доложу, непередаваемые!