Obsidian — первая суперъяхта, которую Feadship передала заказчику в этом году. С некоторых пор верфь стала скрывать информацию о текущих проектах и загруженности своих мощностей, чтобы конкуренты не пользовались ею в своих интересах. Зато о планах строить с 2030 года моторные яхты с нулевым углеродным следом Feadship говорит открыто. И уверенно идет к этой цели, не размениваясь на маркетинговый шум. Компания уже, кажется, давно вышла на тот уровень, когда не нужно что‑то долго объяснять и доказывать потенциальным клиентам: если те готовы щедро платить за подлинные инновации, то гарантированно получат желаемое.
Заказчик Obsidian поручил спроектировать лодку, которая по КПД и углеродному следу сможет обойти яхту Savannah. То знаковое в плане экологичности судно Feadship построила всего восемь лет назад и вложила в него все накопленные ноу-хау. С тех пор прогресс, конечно, ушел вперед, но не настолько, чтобы конструкторы рассматривали такую задачку как нечто рутинное. Несмотря на солидный багаж новаторских технологий, они изначально не делали ставку на что‑то «чудесное», а пошли консервативным путем, улучшая все, что можно.

Здесь стоит отметить, что период проектирования Obsidian пришелся как раз на пик пандемии и совпал с активной фазой разработки экологического индекса YETI (Yacht Environment Transparency Index), позволяющего комплексно оценить влияние судна на окружающую среду (см. MBY № 67, 2021). Feadship активно участвовала в деятельности фонда Water Revolution Foundation наряду с другими верфями и научными организациями. В прошлом году компания заявила, что отныне все ее новые яхты будут сконструированы так, чтобы на протяжении их жизненного цикла владельцы могли сравнительно легко переходить на новые виды безуглеродного топлива. Это значит, что на борту предполагаются электрические пропульсивные системы, которые можно сопрягать с генераторами на базе ДВС, аккумуляторными батареями и/или топливными ячейками. В итоге Obsidian стала одним из первых модельных объектов, где YETI применили на практике.
Техника
Поскольку пока закрыть все энергетические потребности 85‑метровой яхты топливными ячейками довольно сложно, основное горючее для Obsidian — биодизель из поступающих в отходы гидрогенизированных растительных масел и жиров (HVO). Он широко используется для заправки автомобилей и тепловозов, массово производится в Европе и США и хорош тем, что его можно смешивать с обычной соляркой в любой пропорции. Если же использовать его в чистом виде, то можно сократить выбросы парниковых газов до 75% по сравнению с дизелем, полученным из нефти.
Помимо этого, конструкторы предельно оптимизировали обводы Obsidian для диапазона крейсерских скоростей и сделали все возможное, чтобы лодка получилась сравнительно легкой для своих габаритов. В бюро De Voogt Naval Architects, которое работает исключительно на Feadship, спроектировали относительно узкий и приземистый корпус, а также интегрировали карбоновые элементы в надстройку из алюминиевого сплава. Например, из углепластика сделаны свесы палуб в корме: они облегчают конструкцию и не требуют опор, которые ограничивают свободу планировки.
В итоге результаты ходовых испытаний показали, что Obsidian выбрасывает в атмосферу на 90% меньше углерода, чем аналогичные яхты, работающие на обычном дизеле. Именно этого и хотел заказчик, потребовавший, чтобы его новая яхта была на треть «чище», чем Savannah. Задействовав методики экологической экспертизы Life Cycle Assessment (см. MBY № 3, 2023), в расчетах учли не только продукты сгорания топлива, но также выбросы при производстве, транспортировке, обработке и утилизации стали, тика, противообрастающих покрытий, отделочных материалов и многих других компонентов. По оценке Брама Йонгерпира, руководящего разработкой YETI, они научились достаточно достоверно оценивать 90% жизненного цикла яхт, и каждая последующая лодка увеличивает выборку, повышая точность прогноза. Даже если оставить за скобками биотопливо, Obsidian на 27% менее опасна для природы, чем аналогичная яхта, построенная всего пять лет назад. Если же эксплуатировать ее на чистом биодизеле, то этот показатель находится на уровне 60%. Потрясающий результат за такой короткий срок!
В качестве движителей на Obsidian используются две азимутальные днищевые колонки Veth L-Drive с винтами противоположного вращения. Эти тихие и компактные приводы обладают низким сопротивлением, поворачиваются на 360° и обеспечивают высокую маневренность. Кроме того, они позволили сохранить сравнительно малую осадку (3,7 м) и свести к минимуму вибрацию. Четыре модифицированных генератора Catеrpillar C32 с переменной частотой вращения коленвала вырабатывают энергию по мере необходимости, а для ее распределения используется сеть постоянного тока с напряжением 1000 В — почти в два раза больше, чем у Savannah и Lonian (87 м, 2018). Одно из главных преимуществ такого решения состоит в том, что оно не требует размещать аккумуляторные батареи рядом с основными потребителями. Это упрощает проектирование и позволяет инженерам оптимально распределить вес по всему корпусу.
Суммарная емкость аккумуляторов на Obsidian в несколько раз больше таковой у Savannah (4,5 МВт·ч против 1 МВт·ч). В специальном охлаждаемом отсеке на технической палубе размещены 560 батарейных модулей, которых достаточно для того, чтобы яхта могла пройти 35 миль на 10 узлах или провести на якоре до 15 часов без генераторов.
Когда инженеры Feadship начали оценивать экологичность яхт с помощью YETI, выяснилось, что, как правило, больше половины энергии на борту уходит на «отельные» нужды: обогрев, кондиционирование воды и воздуха, освещение, хозяйственную и развлекательную технику. Такое положение дел нужно было менять, но как? Очевидные решения — ограничить пиковую нагрузку и тонко настроить кондиционеры в разных зонах так, чтобы зря не сушить и не охлаждать воздух там, где это не требуется. Кроме того, можно собирать отработанное тепло от ДВС и выхлопных газов, чтобы пускать его на подогрев воды. Такое в яхтенной индустрии научились делать давно, но Feadship пошла гораздо дальше простых теплообменников между системами охлаждения генераторов и, например, танком для воды из бассейна. Скажем, чтобы эффективно уменьшить влажность морского воздуха до оптимальных значений, кондиционер сначала должен охладить его примерно до +7 °C, а после опять нагреть до комнатной температуры. На это уходит масса энергии, поскольку обычно используют электрические тены. Однако на Obsidian воздух греет как раз отработанное тепло, причем не только от ДВС, но и от самих же кондиционеров. Это лишь один из многих вариантов повышения общего КПД судна. Инженеры верфи даже придумали новаторский тепловой насос, чтобы извлекать энергию из разных источников, включая морскую воду.
Кстати, Obsidian — первая современная крупная суперъяхта Feadship, на которой моторный отсек уместился по высоте на одной палубе. Эта довольно сложная инженерная задача оборачивается серьезным плюсом для владельца: пространство гостевых помещений становится больше, а планировка — свободнее.
Эстетика
Разработкой наружного и внутреннего дизайна яхты занималась преимущественно британская студия Redman Whiteley Dixon при участии MONK Design. Издалека облик Obsidian может показаться вполне обычным, но по мере приближения проступают весьма оригинальные детали. В первую очередь это асимметричная кормовая палуба, где бассейн со стенкой из темного стекла расположен под углом к диаметральной плоскости и на купальную платформу ведет даже не трап, а скорее парадная лестница по правому борту. Это тот случай, когда асимметрия используется очень грамотно и в меру: она добавляет шарма, не переводя яхту в категорию эксцентричных.


Во-вторых, глаз сразу цепляется за наружную тиковую отделку. Ценная древесина здесь не только выстилает открытые палубы, но также используется для выборочной облицовки надстройки. Учитывая практические невидимые стеклянные ограждения, выглядит это шикарно и при этом не вычурно.
Внешность Obsidian, на мой взгляд, во многом перекликается со схожей по длине Syzygy 818 (77 м, 2019). У обеих яхт близкие пропорции, те же прямые линии палуб и потрясающее панорамное остекление надстройки. Впрочем, Obsidian смотрится гораздо интереснее за счет стройной мачты без массивных спутниковых антенн и сплошной полосы черного остекления, которая опоясывает всю надстройку на уровне главной палубы, не прерываясь даже на форштевне, и действительно напоминает то самое вулканическое стекло, или обсидиан.
Владелец Obsidian решил не показывать широкой публике, как его яхта выглядит изнутри. Однако известно, что планировки гостевых помещений тоже новаторские. Так, среди необычных элементов — асимметрично расположенная центральная лестница, ведущая из атриума в столовую на нижней палубе. Там, внизу, оборудована широкая откидная секция борта, которая, опускаясь, превращается в террасу у самой воды. В корме, где расположены многофункциональная «водная гостиная» и спортивный зал, есть крупные иллюминаторы, уходящие ниже ватерлинии и позволяющие одновременно созерцать происходящее в обоих мирах. Гостиную можно использовать как уютный кинотеатр или место, где пассажиры обсуждают прожитый день и уточняют планы на следующий.
Вообще дизайнеры постарались сделать так, чтобы Obsidian непременно удивляла гостей. Например, они отошли от «квадратно-гнездовой» планировки помещений и «повернули» их вместе с коридорами относительно диаметральной плоскости. На верфи отмечают, что прямые углы здесь сохранились только в каютах. Этому сопутствуют потайные трапы и поистине уникальный салон на главной палубе, который расположен… у самого форштевня. Помните, чуть выше мы упоминали круговое остекление? Так вот, в носу, где у обычных яхт помещается якорное и швартовное оборудование, на Obsidian находится салон с панорамными иллюминаторами от пола до потолка для наблюдения за морем. Попасть туда можно прямо из гостевых кают по коридору, который проходит через гараж для тендеров. «А где же якоря?» — спросите вы. Они интегрированы в корпус, как у подводных лодок, и не заметны. Нечто подобное, но не сравнимое по масштабу, можно увидеть у небольших моторных круизеров wallywhy, где мастер-каюта расположена сразу за форштевнем и остеклена почти по всему периметру.
Obsidian, без сомнения, можно отнести к числу самых интересных и заслуживающих внимания суперъяхт 2023 года. Но главное, что она отстоит гораздо дальше от всего, что доселе строила Feadship, и гораздо ближе к ее концептуальным проектам вроде Slice и Dunes.