Морское путешествие вдоль западного побережья Шотландии с его горными кряжами и плоскогорьями, бесчисленными проливами и вереницами островов может стать одним из самых запоминающихся моментов жизни, особенно если отправиться туда на яхте.
Многочисленные острова Западной Шотландии омывают Атлантический океан и входящие в его акваторию Ирландское и Северное моря. Протяженность основной массы островов от Малл-оф-Кинтайр на юге до мыса Рэс на севере около 200 миль, однако потенциал для яхтинга на этом участке поистине огромен, тем более что красоту природных ландшафтов дополняет сравнительно высокая динамика их смены. Как и в Норвегии, погода в этой части Шотландии отличается капризным и порой трудно предсказуемым характером, но когда над архипелагами устанавливается стабильный антициклон с широким «окном», прелесть этих мест заставляет забыть о предшествовавших дождях и туманах.
Разумеется, в летние месяцы сюда приходят яхты со всего Соединенного Королевства, однако характерного для средиземноморских островов перенаселения не возникает, и, учитывая невысокую обитаемость островов, здесь образуется редкое состояние баланса между цивилизацией и дикой природой. В этих краях в радиусе многих миль есть места без единой живой души (кроме любопытных овец!), поэтому самодостаточная и мореходная яхта позволяет значительно расширить границы путешествия без привязки к маринам и следовать любым выбранным маршрутом.
На первый взгляд география и топонимика Западной Шотландии может показаться сложной, но, проведя вечер с электронной картой и запомнив несколько английских слов, к этому быстро привыкаешь. Так, термин loch (произносится «лох») в Шотландии обозначает одновременно озеро (помните Лох-Несс?) и узкий, зачастую отделенный от моря залив, тогда как проливы, в зависимости от ширины, именуются firth, sound или straight. В общем, ничего сложного!
Что посмотреть?
Одним из самых крупных шотландских фьордов является Фертоф-Клайд. Именно здесь герои Жюля Верна испытывали яхту «Дункан» и поймали рыбу, проглотившую бутылку с письмом капитана Гранта. Отсюда, с юга, как правило, начинаются «кругосветки» по Шотландским архипелагам, поскольку относительно недалеко расположен крупный город Глазго. Сужаясь, живописный Ферт-оф-Клайд с большим числом ответвлений наполняется покрытыми буйной растительностью островками, дыхание открытого океана сменяется умиротворенным спокойствием практически внутренних вод, а на лесистых склонах возникают деревеньки, за жизнью которых интересно наблюдать с борта яхты.
Если безлюдные пейзажи приедаются и хочется движения, можно зайти в живописную бухту Ист-Лох-Тарбет: летом она полна приходящих на регаты парусников, чьи экипажи в свободное время заполняют многочисленные бистро в деревушке на берегу. К северу от Тарбета расположен вход в Кринанский канал — известный шотландский рукотворный водный путь, позволяющий напрямую попасть из Ферт-оф-Клайда на западное побережье страны. В наши дни он утратил экономическое значение и в основном используется яхтсменами, а идущий вдоль берега бечёвник включен в национальную Каледонскую велодорогу. С атлантической стороны канал выходит в защищенную бухту пролива Джура рядом с городком Кринан, напротив которого путешественников встречает стоящий на гранитных «бараньих лбах» замок Дунтрун, принадлежащий предводителю клана Маккаллум (считается самым старым в Шотландии из обитаемых). Пролив Ферт-оф-Лорн представляет собой один из главных морских перекрестков Шотландии.
Эта поворотная точка для круизов по западному побережью отмечена величественным маяком Лисмор, установленным на крошечном островке. К северу от него в сушу, подобно стилету, врезается узкий и длинный фьорд Лох-Линне. Отсюда открывается чудесный вид на самую высокую точку Великобритании — «злобную» гору Бен-Невис, или просто Бен, которая славится еще и тем, что в ее окрестностях выпадает почти на порядок больше осадков, чем в Лондоне. В кутовой части Лох-Линне, неподалеку от Форт-Уильяма, берет начало Каледонский канал — еще одно рукотворное сооружение, связывающее через озеро Лох-Несс западное и северное побережья Шотландии. При длине 97 км этот оборудованный 29 шлюзами водный путь позволял коммерческим судам значительно сократить маршру т из Северного моря в Атлантический океан, однако с развитием железных дорог он утратил свое значение, да и для прохода суперяхт Каледонский канал маловат.
Кстати, недалеко от Форт-Уильяма находится величественный железнодорожный виадук Гленнфинан, получивший мировую известность после выхода на экраны кинолент про Гарри Поттера. Прямо напротив Лох-Кринана, между островами Джура и Скарба, находится весьма необычное место — пользующийся дурной славой «морской котел» Корриврекан, известный своими опасными приливными водоворотами.
Согласно шотландскому фольклору, в этих водах обитают грозовые келпи, или синие люди, смысл существования которых в том, чтобы провоцировать кораблекрушения и топить моряков. В спокойную погоду они спят на поверхности воды или чуть ниже, но способны вызывать бури, а при встрече с судном выныривают выше пояса и кричат капитану половину стихотворной строфы, чтобы тот ответил им в рифму. Если капитану это не удается, келпи пытаются перевернуть корабль и отправить его на дно. Кстати, с водоворотом Корриврекан сталкиваются и герои Жюля Верна из другого его известного романа «Зеленый луч».
Сильное течение и особенности донного ландшафта в этом месте приводят к тому, что масса воды, устремляющаяся между островами с началом прилива со скоростью почти 9 узлов, образует стоячие волны, воронки и другие нерегулярные поверхностные явления, способные привести в замешательство неопытного моряка. Залив Корриврекан считается одним из самых опасных мест Великобритании для погружений с аквалангом, а рев образующихся там водоворотов слышен на расстоянии до 10 миль. Крупный вытянутый остров Джура разрезан почти пополам глубоко вдающимся в сушу заливом: пейзаж его южной части формирует кластер сопок Папс-оф-Джура с тремя характерными вершинами. Сейчас на острове живут всего две сотни человек, и именно здесь Джордж Оруэлл создал один из своих лучших романов «1984». Пролив Малл был вырезан ледниками тысячи лет назад, и сейчас это живописное место шириной до двух миль окружено высокими холмами с пятнами растительности и величественными сопками.
Богатые кормовой базой воды Атлантики обеспечивают в проливе обилие морских форм жизни: это лучшая в Британии точка для встречи с дельфинами, китами и гигантскими акулами. Здесь можно понаблюдать за лежбищами пятнистых и серых тюленей, увидеть, как охотятся выдры. На суше обычны олени и козлы, а в небе — орлы, канюки и сапсаны. Еще более разнообразен животный мир под водой, где скалы покрыты коврами анемон, асцидий, кораллов и губок, по которым неторопливо курсируют причудливые морские звезды и диковинные моллюски. За сотни лет море в районе пролива Малл собрало богатую жатву, и в наши дни сюда стекаются дайверы со всей страны, чтобы совершить погружения на рэки Hispania, Thesis, SS Breda и другие. Подводные спуски в Северной Атлантике требуют определенных навыков и хорошей термоизоляции, но они того стоят: видимость почти всегда отличная, а рифы не менее интересны для пытливого взора, чем в тропиках.
Продвигаясь по проливу Малл, стоит сойти на берег в Лох-Алине, чтобы заглянуть в поместье Ардторниш и полюбоваться архитектурой «барского» дома, прилегающими садами и руинами замка, а также отведать оленины из сопредельных охотничьих угодий. Кроме того, в горле пролива Малл есть небольшое ответвление — узкий извилистый фьорд Лох-Сунарт, который в лоциях для яхтсменов называют одним из самых красивых на западном побережье, где «горы и острова упорядочены, словно на викторианской гравюре с пейзажем Северо-Шотландского нагорья».
Интересно, что в Лох-Сунарте, в отличие от других заливов, почти никогда не встречаются лебеди, и в шотландском фольклоре есть тому объяснение. Легенда повествует о любви кельтского вождя к местной девушке, чья мать была против этого союза и, дабы разрушить его, превратила дочь в лебедя. Во время охоты юноша птицу случайно убил, а после, узнав свою возлюбленную, расстался с жизнью и вместе с лебедем ушел на дно залива. С тех пор эти птицы избегают Лох-Сунарта… Там, напротив островов Оронсэй и Карна, стоит громадный баронский особняк — замок Гленборроудэйл, некогда принадлежавший бизнесмену Питеру де Савари, который возглавлял британскую команду в парусной гонке на Кубок «Америки» 1983 года, а позже основал верфь Pendennis.
Прогулка (или охота!) по угодьям поместья Арднамерхан и ужин в Гленборроудэйле — отличный вариант провести вечер. Покидая пролив Малл, обратите внимание на два замка: сказочный Гленгорм и фортифицированный Дуарт. Последний служил домом клану Маклеанс на протяжении семи столетий, и в его пределах по сей день почти вживую слышен звон стали, которой мужчины клана отбивались от грабителей-круглоголовых (сторонников Парламента во время Английской революции). Маршрут круиза по шотландским архипелагам не может считаться полным без захода на самый крупный из Внутренних Гебридских островов — величественный Скай, сыгравший важнейшую роль в истории Шотландии.
Здесь до сих пор в ходу гэльский язык, а остроконечные пики и узкие долины привлекают сюда съемочные группы со всего мира. Область под названием Кираинг, что на севере острова, фигурировала во многих фильмах благодаря сформировавшимся в ходе обвалов террасам, складывающимся в невероятный пейзаж. Здесь снимали «Макбета» и «47 Ронинов», «Звездную пыль» и «Трансформеров», а дети наверняка узнают картины из «Большого и доброго великана». Западнее Ская лежит цепь Внешних Гебридских островов протяженностью 115 миль, которые древние люди, возможно, считали краем мира, а их романтичные названия вроде Бенбекулы, Мигулая и Уиста привлекают современных путешественников и ценителей пустынных пляжей с белым песком и прозрачной водой. В погожие дни море прогревается настолько, что купаться и развлекаться с водными «игрушками» становится вполне комфортно.
Если вы владеете английским, то обязательно найдите и прочитайте книгу Хэмиша Хасвэлл-Смита под названием «Шотландские острова», которая почти наверняка вдохновит вас отправиться еще дальше на север, поскольку эти места обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Там расположен Оркнейский архипелаг с единственным в Шотландии островным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Речь о неолитических памятниках, среди которых погребальные камеры, мегалитические кольца и остатки поселений древних людей, живших в этих местах около 3000 лет назад. Прежде острова принадлежали Норвегии, но в XV веке отошли Шотландии, а в ходе мировых войн ХХ века имели важное стратегическое значение для британского флота. С тех времен остались артефакты вроде полузатопленных кораблей и заброшенных артиллерийских батарей. Сегодня Оркнейские острова со столицей в Киркволе пользуются вниманием историков, археологов и всех тех, кто получает удовольствие от пребывания в дикой природе.
Что поесть?
Шотландия, известная волынкой, килтом и Артуром Конан Дойлом, может гордиться еще и своей самобытной кухней, которая формировалась из кулинарных традиций кельтских народностей с последующим влиянием со стороны Англии и Франции. В основе ее ключевых блюд — баранина, говядина, овощи, рыба и морепродукты, однако самобытность определяется не столько продуктами, сколько определенным их сочетанием и традициями приготовления. Здесь весьма популярны супы: kokki likki (суп с курицей, луком-пореем и черносливом), cullen skink (густая похлебка с подкопченной треской, картофелем и луком с добавлением молока или сливок), рисовый суп-пюре с крабами, чечевичный суп с беконом и пастушья похлебка из баранины (наваристый суп с перловкой, картофелем, луком и травами).
Что касается главных блюд, то в справочниках значатся пироги с бараньими почками, фрикадельки с яйцом, гуляш из свинины с элем или из говядины с маринованными орехами, фаршированный гусь и отварной лосось в желе. Отдельного упоминания заслуживает мраморная говядина angus beef (стейк с тончайшими прослойками жира, жарится по пять минут на каждой стороне), баранья нога (lamb shank), запеченная в духовке на медленном огне, рагу из оленины или фазанятины…
Мы уже упомянули городок Тарбет. Это отличное место для гастрономического опыта: небольшой рыбный порт на противоположном берегу поставляет в здешние рестораны утренний улов, и там стоит попробовать ризотто с морепродуктами. Но морепродукты в Шотландии можно есть везде и всегда: не сходя с яхты, куда рыбаки доставляют свежий улов, и в бесчисленных ресторанах и тавернах, специализирующихся на приготовлении «морских гадов».
Интересно, что многие подобные заведения наряду с морепродуктами предлагают и отличные мясные блюда, поэтому лобстеры и обжаренные гребешки здесь могут стать закуской перед запеченной ягнятиной и сочным хайлэндским стейком. Кстати, знаменитый шотландский лосось не зажаривают, а лишь «придерживают» на гриле, чтобы сохранить все деликатные оттенки вкуса, либо подают подкопченным, нарезанным тонкими, как бумага, ломтиками в качестве закуски.
Нередко на закуску подаются сельдь или приготовленные из нее рулеты с огурцом, называемые рольмопсами за внешнюю схожесть с мордочкой собачки. Непростительной ошибкой будет побывать на Гебридских островах и не отведать haggis — национальное шотландское блюдо из бараньих субпродуктов, порубленных с луком, приправами, солью и запеченных в бараньем желудке. Внешне хаггис, некогда считавшийся едой бедняков, может походить на домашнюю колбасу, а подают его с гарниром — пюре из брюквы и картофеля. Излюбленный десерт жителей и гостей страны — овсяно-ягодный кранахан. Малина, клубника, черника ужились в этом блюде с жареными овсяными хлопьями и кремом из виски, меда и сливок. Альтернативный вариант — завершить трапезу пудингом, имбирным пряником или Его Величеством Овсяным Печеньем!
Что выпить?
Не считая воды, два самых популярных в Шотландии напитка — это эль и виски. Пиво тут начали варить тысячи лет назад. В этих местах хорошо произрастают зерновые, в отличие от хмеля, поэтому шотландский эль — это пиво с мягкими солодовыми тонами: хмель используют только для баланса и горечи. А виски, появление которого относят к концу XV века, по праву считается национальной гордостью и брендом страны. В английском языке присутствуют два варианта написания слова «виски». Для шотландского применяют whisky (не путайте с ирландским whiskey). Но виски из Шотландии отличается не только этим: бытует мнение, что этот крепкий напиток полон духа непокорности северной страны. В стране насчитывается более сотни винокурен: маленьких, где производят десяток бочек напитка в неделю, и больших, выпускающих за тот же период десятки тысяч литров виски.
Зачастую эти винокурни, старинные и недавно открытые, многие из которых расположены на островах, представляют собой естественную часть пейзажа, нашедшую отражение даже на морских картах. Городок Кэмпбелтаун на острове Кинтайр, где действовали более 30 винокурен, некогда считался мировой столицей виски. Гольфстрим способствовал высокому качеству ячменя, ячменный солод сушили дымом от горящего торфа, а море придавало виски Кинтайра отличительный характер с отдушкой соленого воздуха и солоноватым привкусом. Сейчас здесь три винокурни. В Springbank стоит раритетный перегонный куб-дистиллятор, и солод готовят по старому рецепту — на полу. Продукт — односолодовый виски разного возраста: от 10-летнего с фруктовой отдушкой до 25-летнего темно-коричневого с нотками шоколада и ванили, корицы и цитрусовых и легким оттенком дымка. А 15-летний продукт винокурни Glen Scotia — сложный сухой виски золотисто-янтарного цвета с насыщенным ароматом и сладковатым вкусом, в который стоит добавить пару капель воды.
Остров Айла — место так называемого виски-туризма: гости из разных стран съезжаются сюда на ежегодный майский фестиваль, сопровождающийся дегустацией напитка. Здесь производят разные сорта виски. Laphroaig (переводится как живописная долина на берегу широкой бухты) — односолодовый виски с ярким букетом и выраженным привкусом торфяного дымка. Напиток не бесспорный: одних привлекает его интенсивный лекарственный запах, других нет. Приметный знак винокурни Lagavulin (на гэльском наречии — мельница в долине) — высокая красная труба. 16-летний виски Lagavulin обладает более тонким торфяным вкусовым оттенком по сравнению с Laphroaig, а самый молодой в коллекции — 12-летний Lagavulin, имеющий сладковатый вкус с тонами дыма и жареных каштанов Винокурня Caol Ila на севере высится над проливом, разделяющим острова Айла и Джура. Проход узким проливом осложняют ветер и течение, но в тихие дни во время прилива вы можете встать на якорь неподалеку от винокурни.
1,1 миллиона долларов заплатил недавно неизвестный любитель виски за бутылку Macallan на аукционе в Гонконге: напиток был произведен из зерновых культур, собранных еще в 1926 году
Предприятие выпускает широкий ассортимент виски выдержкой не менее 12 лет: 30-летний Caol Ila с плотной текстурой на вкус типично островной, сухой, торфяной, с выраженными морскими оттенками. Интересен и Bunnahabhain («В устье реки») — темный аристократический виски, более мягкий и легкий по сравнению с другими островными. Для его производства используют родниковую воду, не проходящую через торфяники, и вкус напитка напрочь лишен грубоватых оттенков дыма и торфа. 18-летний Bunnahabhain — роскошное угощение, а бывает еще и выдержка 40 лет: серия ограниченная и цена соответствующая. Некоторые считают, что самообеспеченность острова Джура, где возникает острое чувство отдаленности от мира, нашла отражение в характере виски Isle of Jura. Винокурню основали в 1810 году, потом ее забросили, и производство возобновили в 1960-х годах. С тех пор это бренд острова.
Часть привлекательности виски Jura — широкий диапазон стилей: от торфяных c привкусом копчености до изысканно мягких с фруктовым оттенком. 10-летний Origin более «деликатный», тогда как Prophecy обладает мощным и богатым вкусом, а длительное послевкусие раскрывается тонами торфяного дыма и сухих трав. На берегу пролива Малл, когда горы сменяются отлогими холмами, открывается гостеприимный Тобермори, чьи фасады домов на набережной окрашены в яркие цвета. Винокурня находится рядом с гостевым причалом. Гавань обустроили рыбаки еще в 1788 году, винокурня (по сей день единственная на острове) появилась в 1823 году.
Ее закрывали, открывали, и только в 1993 году начался новый этап в биографии предприятия. Сегодня здесь выпускают односолодовый виски под марками Tobermory и Ledaig. Первый обладает травяными, ванильно-медовыми тонами с мягким бархатистым послевкусием; второй более крепкий и «копченый». На острове Скай производят гэльский нефильтрованный виски выдержки 8, 12 и 21 год на основе спиртов с разных островов. 12-летний Poit Dhubh (произносится «Поч Гу») создан по рецепту 1984 года, созревает в бочках из-под хереса и обладает сложным сладковатым ароматным букетом и гладким насыщенным вкусом. Классический островной виски Talisker производят в винокурне на берегу озера-залива Харпорт. Даже самый молодой 10-летний Talisker отличается теплым вкусом, в котором ощутимы сладкие ноты сухофруктов, ячменно-солодовые тона и оттенки дыма…
На Шотландских островах немало удаленных поселков, где можно увидеть церковь, сельскую школу и бар в единственном экземпляре
В начале XVI века виски начали продавать в аптеках как лекарственное средство для облегчения болей при коликах и даже от паралича. Возможно, поэтому шотландцы говорят: «То, что виски не излечивает, — неизлечимо». А Бернарду Шоу приписывают красочное высказывание: «Виски — это солнечный свет в виде жидкости». Чтобы досконально понять тонкости запаха и вкуса шотландского виски, требуются годы практики. Но как приятно будет зимним вечером, сидя в гостиной с бокалом хорошего выдержанного виски, столь же чудесного, как и место, где его произвели, вспоминать путешествие в Шотландию.