Если вы поищете в Wikipedia определение понятия «комфорт», то увидите, что под ним понимают субъективные ощущения наподобие влюбленности, которые сложно определить и измерить. Для этого комфорт на борту можно разложить на ряд составных элементов. Один из них запах, и если это будет выхлоп, вы почувствуете себя неважно, пусть даже судно не движется. Если на борту плохая еда и напитки (или вы ими злоупотребили), это также вызовет недомогание. Другие факторы вроде температуры, силы ветра, влажности также влияют на уровень комфорта, однако мы сфокусируемся на трех аспектах: шуме и вибрации, движениях человека и его позной устойчивости, а также на ускорениях, которые испытывает организм при колебаниях судна.
Научные данные говорят, что наш организм чувствителен к ускорениям, вызванным высоко- и низко- частотными колебаниями в горизонтальной и вертикальной плоскостях, однако существует специфическая частота, при которой чувствительность максимальна. Она составляет 0,2 Гц, что соответствует периоду пять секунд. Как вы думаете: какова самая распространенная частота качки убольшинства судов на якорной стоянке? Правильно: пять секунд. Именно поэтому многие люди так негативно реагируют на качку, и одна из наших задач - оценить, сколько их будет страдать от морской болезни.
Если человек долгое время испытывает влияние вибрации, то емутакже становится некомфортно. Попробуйте проехать тысячу километров в седане класса «люкс» и на Fiat Cinquecento. Возможно, это займет одинаковое время, но ощущения будут очень разными, поскольку в маленьком автомобиле вы будете сильнее чувствовать ускорение, что вызовет усталость.
В MARIN нам необходимо все измерять, поэтому для оценки комфорта мы используем три меры: рейтинг комфорта, истинный угол силы гравитации, действующей на человека, и значение дозы вибрации. Полученные нами данные (рис. 1 и 2) помогают объяснить, почему разные люди реагируют на одни и те же колебания судна по-разному. Наиболее чувствительны молодые люди, в особенности женщины, у которых уже есть опыт морской болезни, тогда как с возрастом восприимчивость к ней снижается. То есть в общем случае чем старше вы становитесь, тем меньше шансов на развитие морской болезни. Однако восприимчивость проявляется не с рождения и достигает пика ближе к десяти годам: если я выйду в море со своей восьмилетней дочерью, то она будет жутко страдать от качки, тогда как мой трехлетний сын станет только радоваться.
Если говорить о первичной адаптации к колебаниям судна у тех, кто никогда прежде не был в подобных условиях, то привыкание начинает постепенно проявляться после 10 часов качки; через 30 часов восприимчивость снижается вдвое, а через 80 — в пять раз. Наверняка вам знакома ситуация, когда только что прибывших на борт гостей начинает мутить, а экипаж при этом чувствует себя отлично и удивляется, что морская болезнь проявляется при столь незначительной качке. Дело в том, что они уже прикачались, а гости еще нет.
Все это влияет не только на самочувствие, но и на то, как мы справляемся с задачами на борту. Гости на яхтах обычно отдыхают, а команда должна выполнять определенные обязанности, что становится все сложнее по мере нарастания колебаний судна. Однако какую роль в этом играют размеры судна?
Международная организация по стандартизации (ISO) попросила MARIN выяснить это, и сейчас я веду исследования в данном направлении. Представьте, что пять разных моторных судов длиной от 60 до 300 м стартуют одновременно и идут одним маршрутом с одинаковым курсом на скорости 12 узлов (рис. 4). У 60-метровой яхты индекс комфорта будет существенно ниже, чем у 300-метрового лайнера, то есть чем крупнее судно, тем на нем комфортнее. Однако если мы позволим каждому из этих судов выбрать оптимальные для них скорость и курс, то обозначенная закономерность перестанет работать, поскольку в силу вступит очень важный параметр — вариация ускорений во времени,— который мы называем темпом рывков.
Его влияние на комфорт зависит от положения тела (стоит человек или сидит). Я не понимаю, почему люди платят деньги за то, чтобы прокатиться на американских горках, и визжат от радости (например, моя дочь!), а когда испытывают ровно те же ускорения на борту судна, то уже не выглядят столь счастливыми. Может, дело в том, что они ждут этого от аттракциона и не ожидают от яхты?
Однажды мне довелось проводить оценку ускорений при колебаниях одной суперяхты, и я выяснил, что они намного превышают таковые на американских горках, то есть людям на ней должно быть очень некомфортно в качку. Я написал об этом в отчете, а позже встретил в Монако конструктора этой лодки, который, широко улыбаясь, показывал его людям.
«Ты дал мне отличный довод для продаж,— сказал он мне.— Ведь я могу обеспечить людям ощущения, как на американских горках!»
Этот пример свидетельствует о том, что полученные данные можно использовать по-разному, и наша задача состоит в том, чтобы предоставить людям возможность выбирать яхты по уровню комфорта на борту: он не обязательно должен быть наивысшим, главное — он должен соответствовать их ожиданиям. ISO хочет научиться измерять комфорт в условных литрах на килограмм, чтобы определять его более объективно, и это очень сложная задача, поскольку ощущения у людей субъективные. Опираясь на наши исследования, мы пытаемся ввести для яхт такой же звездный рейтинг комфорта, как для отелей, чтобы стандартизировать психологические ожидания людей.
Похожий прием используется и в автомобильной индустрии для оценки безопасности пассажиров. Покупая спортивную машину, вы вряд ли ожидаете получить пятизвездную защиту для ребенка, и продажи Ferrari от этого тоже не падают. В случае с автомобилями безопасность зависит от того, где сидит пассажир, и оценивается в серии краш-тестов на разных скоростях; мы же пытаемся определить условную «стену» для пассажиров яхт в зависимости от скорости и места на борту.
Условия в разных акваториях могут сильно различаться, поэтому сейчас мы работаем с типичным для Средиземного и Карибского морей волнением (рис. 5), где 35% волн имеют определенный период, близкий к пяти секундам. Для оценки комфорта мы рассчитываем истинный угол гравитации в пяти точках (каюта владельца, столовая, рубка, помещения экипажа, «пляжный клуб»), где люди наиболее активны. Высота волны, равно как и курс судна, задаются произвольно: мы выбрали волну 1 м при курсе 135°, где сочетаются рысканье, килевая и бортовая качка, и провели измерения на двух самых важных для прогулочного судна скоростях — 0 и 12 узлов.
Опираясь на значения вертикальных ускорений в разных частях судна (рис. 3), мы можем говорить о том, что в районе 1/3 длины корпуса от кормы ускорения минимальны, поэтому именно там подверженные морской болезни люди будут чувствовать себя наиболее комфортно. Это весьма актуально, например, в тех случаях, когда заказчик может выбирать планировку яхты. В носовой мастер-каюте у него будут совсем другие ощущения, чем в такой же каюте на миделе, поэтому две одинаковые по конструкции яхты получат разный рейтинг.
К сожалению, мы не можем напрямую переносить рейтинг комфорта с круизных лайнеров на яхты, поскольку это более крупные суда с другими пассажирами, которые на борту ведут себя иначе. Операционные режимы лайнеров можно подстраивать под активность пассажиров, тогда как на суперяхте очень сложно и даже невозможно предсказать, что владелец захочет делать через десять минут и куда решит отправиться.
Разумеется, это чрезмерное упрощение картины, но именно к нему подталкивает нас общество. Почему бы тогда не пойти ему навстречу и не предложить людям самостоятельно оценивать уровень комфорта с помощью двух кнопок? Мы разработали приложение Comfort Mate, которое задействует датчики ускорения в мобильных устройствах для измерения колебаний, тогда как пользователь оценивает свои субъективные ощущения.
Из этих данных можно выводить статистику, ранжируя яхты по степени комфорта, но пока она видится бесполезной, поскольку люди устанавливают программу, играют с ней в автомобилях и самолетах, отчего в нашей базе появляются лодки, движущиеся со скоростью 900 км/ч. Приложение Comfort Mate является скорее примером того, что мы можем работать в этом направлении, а для серьезных исследований на судно необходимо устанавливать специальную измерительную аппарат уру, и помощь добровольцев из числа владельцев яхт тут не применима.
Наши исследования для инициативной группы ISO начались год назад и продлятся еще два года. Результатом станет определенный метод расчета индекса комфорта для конкретной яхты, не требующий специального программного обеспечения, а полученные значения можно будет переводить в количество звезд и объективно сравнивать по данному параметру различные суда. Это даст возможность людям, покупающим яхты и берущим их в чартер, принимать более взвешенные решения.