В этом году, на выставке SPIBS, решив пригласить участников яхтенного рынка к обсуждению актуальных проблем яхт-клубов Северо-Западного региона, мы засомневались. К чему эти встречи, если принятые по их итогам решения навечно прилипают к бумаге? Вопрос не праздный, ведь за прошлогодним круглым столом уже, наверное, в сотый раз участники договорились о том, что российским строителям яхт и катеров крайне необходимо объединяться под стягами национальной ассоциации, которая будет представлять их общие интересы. И что? Журнал неоднократно затрагивал тупиковую ситуацию с сертификацией прогулочных судов, а воз и ныне там…
Тем не менее мы считаем, что собираться и обсуждать насущные проблемы полезно. Пусть этим все и заканчивается, но хорошо уже то, что коллеги встречаются, знакомятся и ведут откровенные беседы. Выставка SPIBS для таких встреч оказалась очень удачной, удобной и нейтральной площадкой.
В этот раз по итогам дискуссии сформировался важный вывод: для того чтобы марины и яхт-клубы могли спокойно и эффективно развиваться, не опасаясь за свое будущее, им необходимо объединяться и действовать сообща. Квалифицированная центральная юридическая поддержка, выступление с законодательными инициативами, обмен опытом и взаимопо-мощь — все это можно осуществлять через общественную организацию, которая будет представлять интересы участников в стране и за рубежом.
Мы не хотим учить жизни взрослых и самостоятельных людей, но на память неизменно приходит история полка Игорева, проигравшего решающую битву с половецким войском из-за того, что князь пожертвовал традиционной славянской соборностью в угоду личным целям. Конечно, наша неповоротливая, медлительная государственная машина едва ли сравнима с ловкими половцами, но победить ее в одиночку не менее сложно. Так, может, пора уже собраться и выступить вместе?
Владимир Любомиров, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга:
У городских яхт-клубов много разных проблем, но все они решаются профессиональным подходом и кропотливым трудом. Когда создавали яхт-клуб «Терийоки», большинство чиновников думали, что это невозможно, но в итоге он есть и работает. Самое главное, что все яхт-клубы существуют не для их владельцев, а для тех, кто держит там яхты, ведь именно они платят деньги и являются движущей силой. Если таких людей нет, значит, им не интересно это место, и клуб не будет развиваться. В Терийоках был пляж — появился яхт-клуб, в Лахте была свалка — появился яхт-клуб, а в Стрельне яхт-клуб существует больше ста лет, и теперь его сносят. Вероятно, члены клуба не были заинтересованы в его будущем. Основная проблема яхт-клубов — отсутствие правильной маркетинговой политики, при которой яхтсмены стремятся финансово поддерживать клуб, обеспечивая тем самым его развитие. Другая проблема — не у каждого клуба есть своя территория: кому-то, как Морскому яхт-клубу, повезло, а у кого-то клуб ограничивается слипами и понтонами, что не позволяет оказать полный спектр услуг. Такие места развиваются исключительно как стоянки.
Александр Беляев, управляющий партнер Engel & Völkers Санкт-Петербург:
Сейчас мы ведем реконструкцию Императорского яхт-клуба, которому возвращено историческое название, присвоенное еще в 1846 году. У нас есть запрос со стороны людей, которые хотят получать в Петербурге яхтенный сервис на уровне международных стандартов, поэтому в ближайшие два года мы проведем комплексное обустройство собственной территории площадью три гектара. Здесь будут возведены два здания, где расположатся 50 резиденций с гостиничным сервисом, фитнес-клубом, спа и рестораном высокой кухни. Люди, которые будут проживать и останавливаться в этом комплексе, гарантированно получат причальные места. Береговая линия также подвергнется реконструкции, появится полукилометровый променад со стороны Средней Невки, и к 2017 году на этом месте будет совершенно новый объект, а Бычий и Безымянный острова постепенно превратятся в единую спортивно-рекреационную зону.
Вадим Волостных, профессор СПбГМТУ, член совета яхт-клуба «Балтиец»:
Прежде чем мы получили в аренду территорию «Балтийца», мы проработали с городскими властями 19 вариантов его размещения. Мы развиваемся как яхт-клуб массовой социальной направленности и постоянно сотрудничаем с властями прилегающих районов, что помогает держаться на плаву, но «засыпать» нельзя ни на минуту. У яхтинга нет хозяина, зато полно контрольно-надзорных органов. Чем больше частных вопросов мы решаем, тем на большее количество новых наталкиваемся. Решать нужно сразу на законодательном уровне — с первого, пятого или десятого раза. А еще лучше — упразднить старую и создать полностью новую нормативно-правовую базу.
Алексей Пономаренко, гавань New Port Kotka, Финляндия:
Здесь очень важна позиция властей: яхт-клубы стараются, работают, но если у них нет возможности получить землю, ничего не выйдет. Пока это не изменится, будет тяжело, причем изменения должны быть радикальными. По рентабельности яхтенный спорт не может конкурировать со строительством, поэтому все «золотые» места будут использоваться понятно как, и если ничего не предпринимать, то город не обретет статус яхтенной столицы.
Сергей Алексеев, президент СППС, вице-президент ВФПС:
Петербургский парусный союз существует уже сто лет, и многие вопросы, которые мы сейчас обсуждаем, были давно решены. Марины — это стоянки, и их основная функция в том, чтобы приносить прибыль владельцам. А яхт-клубы существуют не только для того, чтобы проводить праздники: их основная задача — учить людей. В яхт-клубе должен быть спортивный, учебно-методический и технический отделы, а также служба спасения. И если этого не делать, то в маринах скоро некому будет стоять — грамотных яхтсменов просто не останется. Давайте объединяться, вместе решать эти проблемы и делать Петербург яхтенной столицей России.
Валерий Кравцов, генеральный директор ООО «Еврострой-Развитие»:
Мы построили причальные места на Малой Невке специально для обитателей нашего жилого комплекса. Они постоянно встречаются на общедомовых мероприятиях, поэтому смысла в создании яхт-клуба как такового мы пока не видим. Некоторые жильцы приобрели у нас квартиры именно из-за наличия марины. Интересно, что сейчас там стоят всего три–четыре лодки, хотя все места раскуплены. То есть люди, пока не связанные с яхтингом, покупали их на будущее.
Андрей Бойко, генеральный директор Burevestnik Group:
Под управлением компании «Буревестник» пять яхт-клубов — три в Москве, в Сочи и в Петербурге. В них базируются порядка 600 яхт, и мы планируем увеличить их число как минимум до тысячи.
Переговоры по Морскому яхт-клубу в Петербурге начались еще с его прежними владельцами больше четырех лет назад, и в этом году наконец-то достигнута договоренность. Теперь он называется «Императорский Морской яхт-клуб Санкт-Петербурга» и входит в девелоперский проект «Императорский яхт-клуб». Мы планируем масштабное обновление и увеличение числа плавучих причалов, развитие яхтенной инфраструктуры с расчетом на более крупные яхты и реновацию офисного здания. Клиенты голосуют рублем, поэтому если у яхт-клуба хорошая инфраструктура и комплексный подход, то проблем с его наполняемостью не будет.
Сергей Куканов, директор яхт-клуба «Восточный»:
У меня есть опыт создания первой в стране Ассоциации помощи на дорогах «Спас 001» и работы в администрации Санкт-Петербурга, поэтому я хорошо знаю, как можно «толкать» те или иные проекты. Считаю, что нельзя создавать новую структуру на базе уже существующей. Нужно начинать все с нуля, приглашать людей из Морского совета, Комитета по спорту и развивать мощный юридический отдел, чтобы делать все по закону. Многие проблемы сегодня не решаются из-за того, что нет «вожаков», поэтому необходимость в ассоциации яхт-клубов и марин давно назрела.
Денис Мордвинцев, заместитель генерального директора компании Hardtop Marine:
Летом яхт-клуб «Стрельна», который находился рядом с государственным комплексом «Дворец конгрессов» и служил стоянкой для сотни прогулочных судов, поменял собственника и теперь подлежит сносу. Всех «постояльцев» яхт-клуба просто выгнали. Частично люди переместились в соседний яхт-клуб «Балтиец», а остальные в спешном порядке вынуждены были искать места.
Евгений Захаров, президент Ораниенбаумского морского фестиваля:
Недавно мы получили подтверждение из Министерства юстиции о создании «Регионального общества “Спортивный клуб” Ораниенбаумского общества любителей яхтенного спорта». На его базе планируется создание яхт-клуба в Сидоровском канале, которым прежде пользовался рыбколхоз «Балтика». Владелец части канала — компания СКС, которой управляют шведы — идет на сотрудничество и готова обустроить причальную стенку со своей стороны и передать торец канала под яхтенную школу. Мы за свой счет полулегально реконструировали 75% причальной стенки, поскольку официальных прав на нее нет. Вынужденный уход людей из яхт-клуба «Стрельна» подстегнул нашу активность, и к следующему сезону мы уже планируем иметь сформированный клуб.