Новый бренд Arksen вырос на энтузиазме и опыте увлеченного британского яхтсмена и бизнесмена Джаспера Смита, который решил не просто строить яхты для путешествий без границ, но всесторонне поддерживать их владельцев. Мы поговорили с Джаспером о том, какими он видит современные «карманные эксплореры» и чем отличается его подход к этому бизнесу.
Создавать компактные экспедиционные яхты всегда сложно из-за хронической нехватки места на борту. Какими главными свойствами, по-вашему, должны обладать эксплореры длиной 20–30 м?
Если говорить о ключевых свойствах эксплорера, то прежде всего это монолитная конструкция — корпус, которому можно доверять. Корпуса многих компактных экспедиционных яхт сделаны из усиленного стеклопластика, и верфи зачастую называют их эксплорерами только в маркетинговых целях. У Arksen другой подход: наши алюминиевые суда соответствуют требованиям Area Category 0 британского The Workboat Code, то есть имеют неограниченный регион плавания и могут длительное время ходить практически при любых погодных условиях.
Второе, что приходит в голову, — это запас хода и общая автономность. Конечно, автономность по топливу можно увеличить просто за счет объема танков, но мы предпочли снизить расход горючего, оптимизировав обводы корпуса, которые близки к обводам парусных яхт.
Наконец, третье свойство связано со способностью судна самостоятельно восстанавливаться на ровный киль после переворота (это могут лишь очень немногие моторные суда). Если вы попали в сильный шторм и на судне отказали двигатели или другое жизненно важное оборудование, то способность судна к самовосстановлению может оказаться решающей. Спросите у путешественников, которые ходят по миру под парусом, — они подтвердят это. Не уверен, что мы будем переворачивать первую построенную яхту: все же это не спасательная шлюпка, и такой эксперимент может обойтись недешево. Однако способность к самовосстановлению изначально заложена в конструкцию всех моделей Arksen и подтверждена расчетами.
В рекламных буклетах вы приводите красивые картинки айсбергов и ледовых полей, упоминаете полярные регионы, но навигация в тех местах отнюдь не для новичков. Не опасаетесь, что, получив лодку, люди без должного опыта двинутся туда?
Мы пошли дальше большинства верфей, которые сосредоточены лишь на том, чтобы построить яхту и продать ее. В медиабизнесе, приносящем мне основной доход, есть так называемая модель SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга), которую мы хотим применить и к яхтам. Когда человек покупает у нас лодку, он вступает в Explorers Club и получает всестороннюю логистическую поддержку и помощь в планировании и осуществлении путешествий. В нашу сеть поддержки пользователей входят профессионалы из совершенно разных областей: исследователи и путешественники, дайверы и парапланеристы; люди с опытом походов на полюса и кругосветок. Например, спорт-смен-экстремал Олли Хикс, ставший самым молодым человеком, пересекшим Атлантику на веслах в одиночку. Таким образом, мы можем оказывать уникальную услугу, которую почти никто не предлагает, на очень высоком уровне.
Explorers Club открыт только для владельцев Arksen?
Изначально предполагалось именно так, но потом к нам за помощью стали обращаться другие компании, и в итоге мы решили сделать Explorers Club открытым. Другое дело, что в случае наших яхт мы хорошо понимаем возможные риски, поскольку сами их строили, а вот с другими лодками сложнее. Мы не хотим отправить кого-нибудь в Арктику и узнать, что корпус судна оказался недостаточно прочным…
Моя ежедневная работа связана с инвестициями, и мы серьезно вложились в компанию Pelorus, которая организует экспедиции (это одно из направлений нашего бизнеса). Наконец, мы запустили Arksen Explorers Rally — серию очень интересных путешествий с элементами соревнования для любых парусных и моторных яхт, которые соответствуют ряду технических критериев.
Проводили ли вы испытания масштабной модели в ледовом бассейне или ограничились обычным?
Нет, именно во льду модель мы не тестировали — ограничились теоретическими расчетами. Вы ведь не пойдете на такой яхте зимой через паковый лед и не будете крушить ледовые перемычки, как Майк Хорн на своей парусной Pangaea! А с колотым льдом корпуса Arksen вполне справляются. В таких условиях я не раз ходил даже на пластиковых яхтах. Кроме того, если вы заявляете судно как «ледокол», то рынок сбыта сразу сужается, поэтому мы позиционируем Arksen как яхты для приключений, а приключения возможны не только там, где есть лед.
Тем не менее покупатель может опционально заказать ледовое усиление корпуса, что потребует еще несколько тонн алюминия в районе ватерлинии. Все инженерные расчеты выполнены, но на первой яхте мы решили этого не делать. Кстати, все Arksen спроектированы с учетом требований SOLAS, хотя формально под них не подпадают, поэтому топливные баки на них не являются частью днища, что важно при навигации во льдах.
Каким еще стандартам соответствуют модели Arksen, и какие у них будут пропульсивные системы?
У них будут сертификаты RCD (категория «А») и MCA Category 0, а строим мы их согласно британскому Workboat Code Edition 2. Особо отмечу, что наши инженеры лет двадцать проектировали рабочие суда, поэтому свой опыт по этой части мы получили не из яхтенной индустрии.
Что касается пропульсивной системы, то у Arksen 85 она будет гибридной (наша совместная разработка с голландской компанией Praxis Automation Technology). В нее войдут генераторы с переменной частотой, два электромотора мощностью по 75 кВт и огромный блок литиевых батарей, скорее всего, с сухим электролитом. Аккумуляторы позволят лодке идти в бесшумном режиме около 18 часов. Кроме того, при хорошей погоде панели солнечных батарей должны генерировать порядка 7 кВт — этого достаточно, чтобы не спеша идти под одним мотором, не расходуя горючее.
А что с утилизацией мусора на борту?
У нас предусмотрены компакторы. Но если вы направляетесь в регионы, где ожидаются проблемы с утилизацией мусора, то лучше заранее избавиться от всей ненужной упаковки и постараться сделать так, чтобы в экспедиции на борту образовывались только биоотходы, с которыми все гораздо проще.
С ростом популярности экспедиционных яхт все чаще звучит призыв предоставлять ученым место для работы на борту, и об этом уже заявил владелец строящегося эксплорера REV. Какова ваша позиция?
Судов вроде REV ничтожно мало, и для «науки» они почти недосягаемы: подав заявку, можно ждать годы. Вместе с тем в океане скрыто невероятное количество ресурсов, которые нам сейчас недоступны: пока человечество обнаружило лишь около 8% обитающих там видов организмов. Мне нравится идея, когда владельцы экспедиционных судов, по сути, выступают филантропами и предлагают свои лодки для проведения важных морских исследований. Моя цель — построить флот таких яхт и предоставить мировой науке сотни тысяч часов исследовательского времени.
Но ведь морские исследования зачастую несовместимы с роскошью на борту. Например, биологам нужно драгировать, а значит, про тиковую палубу следует забыть…
Именно! Поэтому корпуса у Arksen неокрашенные, палубы голые или покрыты синтетикой, чтобы после работы их можно было просто окатить из шланга. Если изначально проектировать платформу с необходимой базовой инфраструктурой вроде лебедок, холодильников и т. д., то судно вполне подойдет для ежедневной работы. Но когда, окончив ее, вы попадаете внутрь, то оказываетесь в хороших условиях с отличным камбузом и приятной кают-компанией.
Кроме того, мы постарались сделать очень просторную палубу в корме (7 кв. м на 26-метровой лодке — это много!), чтобы дать владельцам возможность держать там технику, например тендер или мини-субмарину. То есть это вполне себе рабочая палуба, и судно можно задействовать для исследований, оборудовать на борту сухие или мокрые лаборатории, сделать двухместные каюты… В общем, яхту легко переделывать, как конструктор Lego. Еще раз замечу, что предложить такое в этом размере, да еще сделать так, чтобы все работало, — очень непросто.
Вы проповедуете такие идеи, в то время как все вокруг внушают владельцам, что яхта — это их приватный дом на воде…
Вы покупаете яхту, потому что вам страшно и вы хотите спрятаться, закрыться в этом пузыре? Или вы покупаете ее, чтобы увидеть и понять мир? Я вырос с лодками, я наблюдал, как на борту взрослеют мои дети, как отдыхает жена, как нас навещают друзья… Это здорово, и именно это вдохновляет меня на строительство таких яхт. Для меня это социальный опыт, а люди, как ни крути, социальные животные.
Как вы предлагаете спускать и поднимать мини-субмарину на таких маленьких судах?
Подводные лодки всегда добавляют проблем, и я подозреваю, что вы вряд ли будете связываться с ними на яхте длиной 70 футов. На 85-футовой держать мини-субмарину уже возможно, но только для редкого применения. В идеале, конечно, нужно судно длиной от 100 футов с крановым оборудованием. Мы спроектировали А-образный кран для Arksen 85, поскольку субмарину и другую технику легче всего спускать и поднимать именно с кормы, а не с борта. С эстетической точки зрения люди либо ненавидят такое решение, либо влюбляются в него. Я отношусь к последним.
Если вы предлагаете, по сути, «рабочие яхты», то их стоимость должна быть весьма привлекательной?
Цена Arksen 70 начинается от € 4,9 млн; Arksen 85 в базовой комплектации стоит € 5,9 млн. С учетом их возможностей и дублирования бортовых систем — цена отличная! Если за эти деньги брать обычную яхту, то ее спецификация в плане оборудования окажется раза в два беднее, и, скорее всего, это будет стеклопластиковая лодка.
Обслуживание качественно построенного алюминиевого судна гораздо проще и дешевле, а повышенные начальные затраты компенсируются длительностью жизни корпуса.
Полагаю, вы сами много ходите в море.
Да, конечно, я постоянно ходил в море лет двадцать пять, и одно из моих самых запоминающихся путешествий связано с Камчаткой. Мы шли на 50-футовой парусной яхте по северной части Тихого океана из Гонконга через Японию и Курильские острова на Камчатку. Дело в том, что, помимо яхтинга, я увлекаюсь альпинизмом, и в Петропавловске мы совершили восхождение на несколько вулканов, катались на горных лыжах… Впечатления невероятные! Помню, нашим гидом была Галина Волгина, известная альпинистка, которая показала нам совершенно необычные места. Все это было около 20 лет назад, но я до сих пор храню снимки из того похода, сделанные на слайдовую пленку.
А откуда такое название — Arksen?
Однажды мы с моим старшим сыном созерцали величественные ледники в Гренландии и говорили о том, как было бы здорово построить настоящую экспедиционную яхту и прийти на ней сюда. Потом мы задумались о том, как бы ее назвать… Может быть, Ark? Этакий безопасный ковчег, призванный спасти людей от царящего в мире хаоса… Затем мы посетили местный музей, посмотрели несколько фильмов про Амундсена, вспомнили других известных полярных путешественников вроде Нансена… Так и родилось составное название Arksen.