Итальянская верфь Arcadia Yachts начала строить яхты для спокойных и продолжительных круизов, экономичные, с масштабным остеклением, еще до того, как это стало трендом. О внешности яхт Arcadia поначалу велось много споров, а сегодня они утихли. Рубленые линии корпуса и почти вертикальный форштевень теперь можно увидеть на лодках многих производителей. Но не будем разбираться, задала ли Arcadia Yachts эту моду, а лучше постараемся понять, в чем секрет успеха новой модели Arcadia A96, на борту которой мы побывали во время Cannes Yachting Festival.
«Секрет успеха» — в данном случае вовсе не фигура речи. На церемонии вручения World Yachts Trophies, по давно сложившейся традиции завершающей бот-шоу в Каннах, Arcadia A96 получила почетную награду «За инновации». А по окончании выставки верфь отчиталась о двух подписанных прямо там контрактах на строительство яхт новой модели.
Верфь Arcadia Yachts была основана в 2008 году на юге Италии. Но яхты сразу стала строить по темпераменту совсем не южные. Крупные модели из линейки А и более компактные и быстроходные Sherpa имеют корпуса переходного типа, то есть могут эффективно эксплуатироваться и в режиме глиссирования, и в водоизмещающем. Каждая Arcadia оснащается горизонтальными фотогальваническими панелями, преобразующими в электричество солнечную энергию, которой оказывается вполне достаточно для функционирования яхты в режиме отеля. Такие лодки хороши не для стремительного передвижения вдоль берега из ресторана в ресторан по выходным, а для обстоятельных путешествий.
Arcadia не стремится строить быстро, предоставляя клиентам возможность выбирать планировки интерьера и материалы отделки. «В нашем понимании близость к морю, о которой в отношении яхт так много говорят в последнее время, — это прежде всего возможность ощущать себя на борту как дома. Поскольку дом у каждого свой, мы всегда стараемся идти навстречу клиентам», — постоянно повторял в Каннах маркетинг-директор верфи Франческо Ансалоне. Действительно, среди яхт Arcadia сложно найти две с идентичным интерьером. Но тут c новой моделью А96 обнаружилась «проблема». Она предлагается с базовым интерьером от верфи, который… почти идеален. Прежде чем утверждать, что ничего идеального не бывает, что идеал у каждого свой, призываем вас приглядеться к Arcadia A96 внимательнее.
А96 принимала гостей на борту на выставке в Каннах, находясь в «распахнутом» виде. То есть с откинутым фальшбортом в корме на главной палубе и, конечно, с открытой террасой в салоне. Иначе не было бы возможности оценить все сильные стороны этого проекта. Опущенный фальшборт (у Arcadia A96 он откидывается и с правого, и с левого борта) заметно увеличивает площадь купальной платформы, а также позволяет тем, кто любит проводить время на открытой части главной палубы, наслаждаться панорамным видом на море. Сейчас планировке этой зоны на яхтах уделяется внимание повсеместно: верфи осознали, что в открытом салоне или столовой люди действительно проводят много времени и часто принимают гостей. На Arcadia A96 сделали выбор в пользу легкого ограждения из металлических труб на транце в кокпите: это единственное, что отделяет вас от моря, когда фальшборт откинут. Хотя такое решение покажется ненадежным любому яхтсмену, у которого есть маленькие дети, выглядит оно очень изящно.
В основном салоне, который нам довелось увидеть с раскрытой террасой по одному борту и с закрытой — по другому, поражает обилие естественного света. Свет беспрепятственно попадает сюда через окна в пол, которые еще и сдвинуть можно. В полностью открытом состоянии салон Arcadia A96 напоминает те самые виллы на воде в мальдивских отелях, которые так любят использовать как иллюстрацию уединенного и беззаботного отдыха.
В носовой части главной палубы находится мастер-каюта, такая же светлая, как салон: сюда свет проникает через большие прямоугольные окна в бортах. Мастер-каюта занимает все пространство на носу главной палубы, традиционной зоны отдыха на воздухе на фордеке нет, точнее, она расположена палубой выше. Между мастер-каютой и салоном расположили кухню. Против новой моды проектировать яхты с открытыми зонами для приготовления еды на Arcadia Yachts решили не разбавлять стилистическую выдержанность салона и столовой «кухонными» элементами, которые всегда всплывают, даже если сам гарнитур ультрасовременный и плиту в нем можно обнаружить не сразу.
Пришло время остановиться подробнее на этой самой стилистической выдержанности, о которой мы все время думали, исследуя Arcadia A96. Очевидно, что интерьером яхты занимался серьезный дизайнер, сумевший не перегрузить пространство, сделать его при этом не царством минимализма, а уютным и теплым. Для проектирования интерьера своей новой яхты верфь впервые пригласила Игоря Лобанова (Lobanov Design), известного по суперъяхтам Kaos (ex. Jubilee), Amore Vero, по сотрудничеству с верфью Mangusta и множеству смелых концептов. Игорь лично присоединился к нам по время экскурсии и рассказал, как справился с задачей и в чем она собственно заключалась. «На Arcadia Yachts считают, что яхта должна быть открыта не только морю, но и солнцу, и ветру. Если можно так сказать, на этой верфи строят моторные лодки с “парусной” душой. И моя задача была подчеркнуть эту близость к стихии, к природе в интерьере. Я решил это сделать, воспроизведя в поверхностях, с которыми владелец будет контактировать постоянно, как можно больше паттернов природных материалов: древесной коры, песка, неотесанного камня».
Конечно, после общения с дизайнером мы поспешили обойти яхту еще раз, чтобы посмотреть на нее уже другими глазами. И действительно, заметили то, на что сперва и не обратили внимание: ковры с рисунком песчаных дюн, дверные косяки с неровными желобками, как у старого дерева, будто необработанные деревянные панели медового цвета на стенах. И еще множество деталей, которые делают интерьер не идеальным и очень уютным. В природе нет ничего ровного и симметричного, а яхты Arcadia, как мы помним, ратуют за близость к природе. И проект Игоря Лобанова можно считать удачным дизайнерским высказыванием на эту тему.
Второй важной задачей новой модели на Arcadia Yachts считают пропаганду велнеса. Открытая зона фордека на верхней палубе и вправду настолько просторна, что там можно расстелить коврики и всей семьей заниматься йогой. Однако итальянцы понимают велнес гораздо шире: это еще и умение качественно распределять время между семьей и работой, например. Поэтому на борту Arcadia A96 много пространств, которые можно подстраивать под свои нужды. Ту самую зону на фордеке легко превратить в столовую или в зону отдыха с лежаками-подушками. А салон на верхней палубе становится домашним кинотеатром или переговорной. Пандемия научила многих владельцев яхт жить и работать на борту, и Arcadia с моделью A96, похоже, решила довести этот сценарий до абсолюта.
Кстати, мы совсем забыли о возможности проводить время с близкими, которую дает эта яхта. На нижней палубе Arcadia A96 еще четыре двухместные каюты, каждая — с отдельной ванной комнатой. А также помещения для экипажа: кают-компания и три каюты (капитанская и две двухместные).
Признаться честно, уходить с Arcadia A96 не хотелось вовсе. Этому нежеланию способствовали и сами представители верфи: Франческо Ансалоне, например, напомнил о важности «времени для себя», а чтобы мы проводили его с пользой и вкусом, подарил каждому книгу рецептов пасты, которую написала жена владельца верфи Arcadia Yachts. Легко вообразить, каково будет владельцам такой лодки. Правда, они всегда смогут вернуться, а нам все‑таки пришлось ее покинуть, уступив место следующим желающим узнать, что же придумали и воплотили яхтенный дизайнер с российскими корнями и итальянская верфь.