Птичку жалко!
«Маврикий — очень красивый остров, — пояснил мистер Доджсон. — Тогда там не водилось ни змей, ни хищников, так что у додо не было никаких врагов. Остров покрывали тропические леса, где росли папоротники, черное дерево и орхидеи. В ветвях деревьев перекликались попугаи и множество других птиц. — Додо жили на земле, — продолжал мистер Доджсон, — потому что не умели летать. Впрочем, в этом не было необходимости: там, где они жили, пищи для них было предостаточно. <…> Но вот однажды… в XVII веке… у острова Маврикий показался голландский корабль. Кое-кто из матросов высадился на берег. Нашему додо предстояло впервые встретиться с людьми. Услышав голоса, он удивился и подошел поближе. От волнения он закричал: “До-до, до-до”, — и его подруга и другие додо тоже прибежали к нему. Однако проголодавшиеся матросы поймали всех додо, которые попались им на глаза, и отнесли на корабль. Корабельный пес нашел гнездо с яйцом додо и тут же сожрал.
— Эту жирную птицу, — сказал корабельный кок, указывая на подругу нашего додо, — я приготовлю сегодня на ужин. Ее на всех хватит». (Кристина Бьёрк, «Приключения Алисы в Оксфорде»)
С той поры эндемичная доверчивая птица додо (маврикийский дронт), исчезнувшая навсегда, следит за происходящим с герба Маврикия. И тем не менее даже без додо этот зеленый остров, объятый бирюзово-малахитовыми водами Индийского океана, остается одним из самых желанных мест на планете для любителей путешествовать со вкусом.
Соль и сахар Маврикия
Из-за удаленного географического положения люди не селились на острове до XVI века, хотя в Cредние века сюда заходили арабские торговые корабли. Потом были португальцы, затем голландцы, французы, англичане… Полная независимость к Маврикию пришла в 1968 году, и теперь это слоеный пирог из культур, языков, традиций, кухонь…
Столица Маврикия Порт-Луи находится на северо-западном побережье. Ее площадь — почти 47 кв. км, то есть примерно 1/55 Москвы.
«До безумия контрастный, маленький, пропитанный запахом карри и индийских благовоний, Порт-Луи покорил меня за полдня! — делится впечатлениями путешественник Глеб Степанский. — Здесь уличные торговцы, общаясь на французском, продают индийскую еду возле ослепительно белой мечети, а через квартал азиатского вида юноша предлагает тебе купить китайскую лапшу… Это какой-то микс Азии, Африки и Ближнего Востока, где английский язык является государственным, а французский — основным. При этом праворульные машины так и норовят тебя сбить, незаметно подкравшись с непривычной стороны…»
Местное население живет небогато, основные траты — электричество, телефон, интернет. Питаются скромно: лапша, бобы, хлеб. Готовят в основном дома, по ресторанам не ходят. Качество продуктов в магазинах довольно высокое, выбор есть: мясо из Австралии и ЮАР, сыры из Франции и Бельгии, свежайшие морепродукты. Только не всем это по карману.
Основной доход туземцы получают от продажи сахара и соли, текстиля, консервированного тунца и живых цветов. На улочках небольших городов, помимо французского, можно услышать креольский, хинди, урду и даже китайский. Маврикийцы очень приветливы к туристам, дети с любопытством рассматривают приезжих из окон автобусов.
Неоднородность здесь ощущается и в развитии туристической инфраструктуры. Роскошные отели крупнейших мировых сетей на побережье как бы закрывают собой неприглядные постройки деревень, общины которых всячески защищают свои земли от ненасытных девелоперов. Тем не менее изменения происходят: например, городская набережная столицы, выглядевшая когда-то довольно неряшливо, преобразилась, а местная гавань превратилась в оживленный портовый комплекс с торговыми центрами и ресторанами.
В чартере
На Маврикии хорошо в любое время года: хоть зимой, с мая по начало декабря, хоть летом, с января по март. Зимой (помните, что она здесь «наоборот») даже лучше, не так жарко и ниже вероятность циклонов.
Остров этот подняла из глубины океана серия извержений вулкана, отсюда такой неравномерный ландшафт: горы, кратеры, прибрежные равнины, рифы и лагуны. Соседние острова Реюньон и Родригес, образовавшиеся много позже, не менее интересны своими безлюдными пляжами и колониями морских птиц. Вместе с входящими в состав государства Маврикий архипелагом Каргадос-Карахос и островом Агалега этот регион прекрасно подходит для яхтинга и обеспечивает легкое перемещение между бухтами и стоянками.
Симбиоз модных отелей, гольф-клубов, ипподромов и хорошо оборудованных бескрайних пляжей с уникальной дикой природой и богатой культурой дает возможность разнообразить отдых. На Маврикии есть гавани (в Порт-Луи, Маэбуре и в заливе Гранд-Бэй) для швартовки крупных яхт и круизных лайнеров, а самые популярные местные базы аренды находятся в Порт-Луи и Ривьер-Нуаре.
Знакомство с Маврикием можно начать от горы Ле-Морн-Брабан на юго-западной оконечности. История у этого места не очень веселая: в конце XVIII — начале XIX века в пещерах и лесистой местности укрывались беглые рабы. В 2008 году ЮНЕСКО внесла Ле-Морн-Брабан в Cписок Всемирного наследия. C той поры величественная базальтовая гора напоминает человечеству, что рабство — это плохо, а отельеры тщетно бьются за то, чтобы построить здесь очередные гостиницы.
Впрочем, хайкинг на Ле-Морн-Брабане разрешен, популярен и станет запоминающимся опытом.
Прежде чем отправиться дальше, непременно стоит увидеть подводный водопад (лучше всего, конечно, — с борта вертолета).
На самом деле это вовсе не водопад: иллюзию создают коралловые рифы, намывы песка и иловые отложения. Все это движется под действием течений, и возникает ощущение, будто вода стекает в гигантское ущелье. Водопад ненастоящий, а вот эмоции, полученные от увиденного, — самые что ни на есть неподдельные.
Продолжить маршрут рекомендуем посещением Маэбура, очаровательного городка на восточном побережье Маврикия. Загляните хоть ненадолго на шумный базар, отведайте острой уличной еды и почувствуйте для разнообразия, что такое аутентичная маврикийская атмосфера.
Далее на север находится Гранд-Бэй. Тут уже множество фешенебельных отелей, ресторанов, дневных и ночных развлечений, пляжи Ла-Кювет и Перейбер — среди самых чистых в мире, а вода — теплее, чем у других берегов острова. Говорят, здесь любит отдыхать президент Маврикия.
Гранд-Бэй — мекка для любителей шопинга. Тут есть всё: от ювелирных бутиков до ремесленных лавок с сувенирами (особой популярностью у туристов пользуются макеты парусных судов, искусно выполненные из древесины редких пород).
Потом можно посетить Флэт-Айленд, на который вас с комфортом доставит тендер. Это излюбленное место дайверов, приезжающих понаблюдать за акулами под Голубиной скалой. Перед погружением советуем забронировать столик в эксклюзивном ресторане Governor’s House, чтобы после поужинать блюдами изысканной кухни.
Кайт и другие виды кайфа
В 2018 году, в честь 50‑летия независимости Маврикия, российские кайтсерферы в составе интернациональной команды совершили сложнейший 200‑километровый переход с Маврикия на Реюньон. Океанский кайт-бросок занял 9 ч 30 мин. На Маврикии кайтинг вообще в почете, его популяризируют в многочисленных кайт-школах. Любопытно, что нигде на побережье строить школы нельзя, поэтому все они, в том числе две-три, основанные нашими соотечественниками, базируются в глубине острова, а к воде кайты и снаряжение каждое утро подбрасывают популярные здесь пикапы. Полет за змеем запомнится надолго, но тут нужна хотя бы небольшая подготовка. «За три-пять дней основам кайтинга научится любой. Лично видел, как катались 4‑летний пацан и мужчина 76 лет!» — комментирует Артем Беляев, бизнесмен, один из участников первой в мире океанской эстафеты на кайтах.
На Маврикии и соседних островах идеальные условия не только для кайтинга, но также для серфинга, виндсерфинга, вейкбординга, водных лыж. Здесь, к примеру, можно «подсесть» на редкую волну one eye.
В 15 минутах езды от столицы, в Гро-Кайу, на живописном озере с проточной водой, россияне открыли вейк-парк KingWinch со множеством развлечений. На территории парка, помимо прочего, есть ресторан Le Tekoma, в меню которого как привычные европейцам, так и аутентичные маврикийские блюда.
Для серфинга также популярно местечко Тамарин на северо-западном побережье Маврикия.
Если позовут на сап-сафари, тоже не отказывайтесь: удовольствие от неспешного созерцания всех оттенков голубого и зеленого под собой и по курсу гарантировано.
В окрестностях острова, окруженного коралловыми рифами, более сотни мест для дайвинга. В числе лучших — риф Альбион на западе, где интересно понаблюдать за ночными морскими хищниками лангустами. К востоку от столицы можно исследовать пещеры или погрузиться к затонувшим кораблям. На севере есть сайт Джабеда, доставшийся дайверам после крушения японской рыбацкой лодки; там полно мурен, триггера, рыбы-камня, крылаток, рыбы-попугая.
На Гранд-Бэй, кроме пляжей и ресторанов, стоит поехать ради гигантских ступеней, в которых растут мягкие и твердые кораллы, а также чтобы посмотреть пятнистого орлякового ската, акулу-няньку и редкий веерный коралл. В прибрежных водах Ганнерс-Куойн и Флэт-Айленд (дайв-сайт Shark Pit возле упомянутой выше Голубиной скалы) водятся акулы-молоты.
Заняться снорклингом можно почти где угодно. К примеру, у необитаемого острова Габриэль. Прозрачнейшая вода и глубины до метра позволяют любоваться рыбками, переливающимися всеми цветами радуги. Понырять с маской могут и дети — стоит лишь опустить в воду голову. Течения особого здесь нет, поэтому не нужны даже ласты. Единственное, стоит быть осторожным, чтобы не пораниться о кораллы и не наступить на морского ежа.
Ловись, рыбка, большая и маленькая
Поймать на Маврикии можно не только волну и ветер. С ноября по май сезон голубого марлина, а лучшее время — февраль и март. Охота на марлина относится к Big Game Fishing: ежедневно фанаты вытаскивают огромных, до полутонны весом, рыбин! Помните, у Хемингуэя? «Он был счастлив, ощущая, как рыба потихоньку дергает леску, и вдруг почувствовал какую-то невероятную тяжесть. Он почувствовал вес огромной рыбы и, выпустив бечеву, дал ей скользить вниз, вниз, вниз, разматывая за собой один из запасных мотков. Леска уходила вниз, легко скользя между пальцами, но, хотя он едва придерживал ее, все же чувствовал огромную тяжесть, которая влекла ее за собой».
На глубоководную рыбалку отправляются в основном из Гранд-Бэя и идут в район Блэк-Ривер или Ле-Морна. «Несколько лет назад почти во всех рыболовных клубах появилось правило: марлина весом меньше 600 фунтов (~ 300 кг) отпускают, более крупные становятся трофеями», — комментирует Евгений Новожеев (Джексон), совладелец кайт-школы Pryde Club Mauritius и увлеченный рыболов. Если азарт не так силен, как у рыбака из повести «Старик и море», можно половить кого-то другого, не обязательно марлина. Рыба-парусник, барракуда, тунец, дорадо — кого здесь только нет! Рыбалка на арендованном катере будет трофейной; при самостоятельной ловле всю рыбу можно оставить себе. А вот за кашалотами, встречающимися с южной стороны острова, лучше просто наблюдать с борта яхты.
В гостях у сказки
Не поленитесь прогуляться или прокатиться по острову: всего 65 км с севера на юг, но есть что посмотреть и куда сходить.
Юго-запад удивит семицветными песками в деревушке Шамарель. Радужные дюны, образованные слоями разноцветного песка, — отличный фон для красочных снимков на память. «Семицветик» — часть огромного национального парка Black River Gorges с великолепной смотровой площадкой. Самый большой водопад на острове — Шамарель — сбрасывает потоки воды в кратер вулкана с высоты больше 100 м, а в округе еще несколько водопадов. Предварительно договорившись, можно посетить ромовый завод и ресторан Rhumerie de Chamarel при нем. Ром здесь делают из сахарного тростника, а не из мелассы, и он вполне может конкурировать с карибским.
На западном побережье, в деревушке Тамарин, находится cоляной прииск Salt Pans. Если вы арендуете автомобиль, то проехать его не получится при всем желании: он расположен прямо у дороги. На поверхности огромных водоемов лежат кристаллы соли, а рядом в небольшом магазинчике ее продают в упаковках. Правда, местное население эту соль не жалует: для них она недостаточно соленая, и трудно определить, сколько ее класть в блюда.
На протяжении сотен лет «официальной валютой» острова считался тростниковый сахар, который, справедливости ради, имеет более карамельный привкус, но все равно не такой насыщенный, как произведенный из сахарной свеклы. Впрочем, на вкус и цвет… На севере, в окрестностях Порт-Луи, есть сахарная фабрика L’Aventure du Sucre и музей при ней, где расскажут массу интересного о неразрывной связи Маврикия с сахарным тростником и о важном во все времена продукте, получаемом из него.
Неподалеку от фабрики расположен знаменитый Памплемус — ботанический сад, где прекрасно себя чувствуют всевозможные экзотические и эндемичные растения. А главной целью паломничества сюда взрослых и особенно детей является желание посидеть и пофотографироваться на листьях гигантских кувшинок, которые достигают двух метров в диаметре и выдерживают до 50 кг.
Альбион — прибрежная деревушка на северо-западе, между Порт-Луи и курортным городком Флик-ан-Флак. Помимо приятного безлюдного пляжа, тут есть действующий маяк Альбион высотой 30 м. К слову, несколько лет назад здесь снимали фильм «Море соблазна» с Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй.
Южный берег оживленнее остальных. На нем находится парк-заповедник La Vanille. Если доберетесь, приготовьтесь потратить там много времени, о котором не пожалеете. Исполинских размеров черепахи (если хотите покормить, приезжать лучше с утра), крокодилы, игуаны, мангусты, попугаи эхо — целый зоопарк! Ресторан Le Crocodile Affamé («Голодный крокодил») потчует, помимо банальных гамбургеров, отбивных и салатов, блюдами из мяса рептилий. А еще тут есть трасса зиплайна, музей окаменелостей и... музей додо.