Если вы этим летом собираетесь на юг Франции, мы предлагаем вспомнить о том, что изначально эти места были вовсе не центром светских тусовок и ярмарок тщеславия. Южный берег Франции всегда очень любили художники и, конечно, коллекционеры, тянувшиеся туда, где мастера творили. Благодаря такому наследию сегодня мы имеем арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул.
Сен-Поль де Ванс
Название этого городка выкрикнет каждый разбирающийся в причудливой французской топонимике и неравнодушный к искусству, если спросить его, где во Франции музей под открытым небом. Здесь подолгу проживал Пабло Пикассо, жил и работал Марк Шагал, тут же похороненный. Неудивительно, что мощная творческая аура двух этих художников притягивала сюда и их совсем молодых коллег, и писателей, и актеров.

Скромный маленький Сен-Поль де Ванс превратился в прибежище для тех, кто хотел творить или просто жить вдали от туристических троп. В сегодняшнем городке, наверное, Пикассо и Шагал не поселились бы — слишком уж много желающих «заглянуть в окна». Но мастеров более коммерческого толка это совсем не смущает. Даже наоборот. Мэрия Сен-Поль де Ванса всячески поощряет творческие порывы и с удовольствием украшает улицы и площади современными скульптурами, поддерживает маленькие музеи и частные галереи и даже учредила ежегодный музыкальный фестиваль. Настоящим бриллиантом Сен-Поль де Ванса является усадьба Фонда Маг (The Maeght Foundation). Коллекционеры и визионеры Маргарита и Эме Маг собрали блестящую коллекцию работ художников ХХ века и вместе с испанским архитектором Хосепом Луисом Септом создали для нее практически идеальную среду обитания. В просторных залах «живут» работы Марка Шагала, Хуана Миро, Василия Кандинского, Пьера Боннара. В саду усадьбы есть скульптура-мобиль Александра Калдера, дворик Джакометти, лабиринт Миро. Периодически экспозицию меняют даже в саду, поскольку коллекция четы Маг невероятно богата.

В The Maeght Foundation до 2 ноября проходит выставка английского скульптора Барбары Хепуорс (1903–1975), удивительно точно сумевшей отразить в своих работах все страсти ХХ века: политические, социальные и технологические.

В Сен-Поль де Вансе воплотил в жизнь свой последний проект и бельгийский художник, иллюстратор, скульптор Жан-Мишель Фолон (1934–2005). Большую часть жизни он прожил в Монако и известен завсегдатаям княжества по городской скульптуре «Фонтан с птицами». В Сен-Поль де Вансе Фолон расписал и оформил витражами и скульптурами Place de l’Eglise — здание на центральной площади. Этот собор, бывший на протяжении трех веков главным для местного ордена Кающихся грешников, прославившегося благотворительной деятельностью, закрыли на реставрацию в начале 2000‑х. С тех пор его называют The Folon Chapel.

Экс-ан-Прованс
У родного города Поля Сезанна, кажется, не было шанса не превратиться целиком в музей художника. Здесь и виды на горы Сент-Виктуар, изображая которые, Сезанн переосмыслял свой подход к пейзажам, уже будучи зрелым художником, с парижской жизнью за плечами. И заброшенные карьеры Бибемю (Carrieres de Bibemus), сошедшие с его полотен. Почему стоит наведаться в Экс-ан-Прованс именно этим летом, даже если вы уже бывали и в этом городе, и в музее Гране (Musee Granet), где, помимо Сезанна, представлены работы множества других достойнейших мастеров? Дело в том, что с 28 июня по 12 октября Экс-ан-Прованс будет выдавать всем интересующимся «концентрат Сезанна».

После продолжительной реставрации открывается поместье, где художник жил со своей семьей, — Bastide du Jas de Bouffan. По этому случаю из музея Гране и из галерей буквально со всего мира сюда привезут 130 работ Сезанна, созданных с 1860 по 1899 год, в период, когда мастерская художника располагалась на верхнем этаже отцовского дома и он с удовольствием возвращался сюда работать. Дом Сезаннов все еще реставрируется, и в этом году, кроме выставки, пока можно увидеть воссозданный интерьер только нескольких комнат.

К началу работы выставки в поместье Сезаннов приурочено и открытие для посещения последней мастерской художника — Atelier des Lauves, в которой он проработал с 1901 по 1906 год, до самой смерти. Вот так, без явной причины, 2025 год стал годом Сезанна на его родине.
Уличное искусство Марселя
Больше 10 лет назад глава итальянского модного дома Prada Миучча Прада, у себя на родине известная еще и как политический активист и борец за права женщин, представила коллекцию одежды, созданную в сотрудничестве с художниками-муралистами из Южной и Северной Америки. Большинство из них пожелали остаться неизвестными, поскольку в тот момент скрывались от полиции, но их изображения полных решимости женских лиц на вещах от Prada вошли в историю моды. А самих авторов с момента демонстрации коллекции можно было бы записать в мировой союз художников, если бы таковой существовал. Отчасти благодаря решимости синьоры Прада талантливых муралистов больше никому не приходит в голову называть хулиганами и только. За их работами следят мировые музеи, по ним гиды составляют маршруты, даже такая консервативная и ограниченная томами правил область, как авиация, не осталась равнодушна к творчеству муралистов: компания Airbus заказала одному из них дизайн салона бизнес-лайнера.

На юге Франции абсолютной столицей муралов является Марсель. Если вам захочется освежить свои чувства и познакомиться с самым что ни на есть молодым искусством, выбирайте гида, который предлагает прогулку по расписным улицам, или отправляйтесь бродить самостоятельно. Обязательны к посещению экстравагантный район Cours Julien, полный арт-мастерских и баров с кофейнями, куда ходят их обитатели.

Далее отправляйтесь в старый район Марселя Le Panier, где основная «коллекция» муралов начинается у площади Les Pistoles и на удивление прекрасно гармонирует с узкими кривыми улочками. На самой площади вас встретит гигантское изображение торговца сардинами — покровителя города. И, наконец, бывшая табачная фабрика La Friche de la Belle de Mai станет отличным завершением однодневного маршрута. Производство задумали джентрифицировать и превратить в культурный центр еще в начале 1990‑х. Знали ли тогда, что оно станет открытым музеем для настенных работ десятков художников? Однако сегодня здесь в окружении настенной живописи выступают и танцовщики, и актеры, и даже показывают кино. Значит, получилось.