Накануне открытия Каннского яхтенного фестиваля Princess Yachts провела закрытую презентацию необычной лодки. Появление R35 анонсировали полгода назад, и с тех пор были даже опубликованы тесты прототипа. Однако никто не знал, как будет выглядеть конечный продукт, к созданию которого приложили усилия дизайнеры Pininfarina и выходцы из команды McLaren Race. Во французском замке Шато-де-ла-Напуль гостей ждали фантастический показ яхты и целый набор интерактивных презентаций от компаний, чьи технологии были использованы для ее разработки. В этот вечер было сказано много слов не только об успехе этого и других новаторских проектов Princess Yachts, но и о том, что именно скрывается за незаурядной внешностью R35.
Энтони Шериф, исполнительный директор Princess Yachts:
Два года назад на выставке в Каннах я выступал перед журналистами с рассказом о том, что ждет Princess Yachts. На тот момент я занимал свой пост всего шесть месяцев, и мы обсуждали возвращение компании к прибыльности, появление большого числа новых продуктов и внедрение передовых технологий. «Каких именно технологий?» — спросил тогда кто-то. Но я не мог раскрывать карты.
За эти два года мы вывели на рынок 10 новых моделей, серьезно повысили уровень сервиса и сделали компанию снова прибыльной. В прошлом году отмечены самые высокие продажи за всю историю Princess Yachts, а значит, мы идем в правильном направлении. Но это лишь начало, поскольку ожидается, что в 2018 году продажи вырастут еще на треть. Сегодня наш портфель заказов превышает три четверти миллиарда евро, и Princess находится в очень выгодном положении для того, чтобы инвестировать в новые продукты и еще более высокий уровень сервиса для своих клиентов. Здесь, на выставке, мы запускам три новые модели, еще шесть появятся в следующие несколько месяцев.
R35 — очень необычная лодка даже для нас. Когда мы начали работать над этим проектом, то задались вопросом: сможем ли мы заглянуть в будущее, чтобы увидеть, какой дизайн, технологии и производственный процесс будет у Princess Yachts? Чтобы ответить на него, мы создали эту яхту, которая сегодня отражает будущее верфи. Это не прототип, не красивый макет, а реальная, готовая к эксплуатации лодка. Она полностью сделана из того же углепластика, который используют для производства болидов McLaren; она развивает 50 узлов, но больше всего поражает своим дизайном.
Мы хотели полностью переосмыслить техническую часть и разработать корпус, который фундаментально отличается не только от того, что когда-либо выпускала Princess, но и от того, что вообще кто-то делал. За счет использования карбона нам удалось сэкономить полтонны, а это четверть общего веса. При этом за счет морского «аналога» активной автомобильной подвески R35 сохраняет исключительную мореходность и комфорт, присущие яхтам Princess.
Прежде чем стать яхтсменом, я занимался спорткарами в McLaren и обратился к своим коллегам за советом, чтобы привнести технологии Formula 1 в мир яхтинга. Я позвонил своему другу Мартину Уитмаршу, который на протяжении 20 лет был генеральным директором McLaren Race, и попросил его съездить на London Boat Show и внимательно посмотреть на все, что там представлено, чтобы придумать что-нибудь новое.
Мартин Уитмарш, генеральный директор команды Land Rover BAR Кубка «Америки»:
Попав на лондонскую выставку совершенно из другого мира, я посмотрел на все эти роскошные яхты и подумал, что последние 50 лет ниже ватерлинии у них ничего не меняется. Поэтому мы решили сделать что-то уникальное и стали искать способы повысить эффективность корпуса. В Кубке «Америки» мы давно имеем дело с подводными крыльями, которые позволили значительно повысить скорость гоночных судов, и в случае R35 мы применили активные управляемые крылья, которые могут не только на треть повысить общий пропульсивный коэффициент, но и сделать управление лодкой более захватывающим.
Около 30 лет назад мы стали использовать компьютерные средства моделирования, которые давали возможность реализовывать очень сложные вещи. И сейчас инструменты CFD позволили нам просчитать взаимодействие подводных крыльев и то, как будет меняться поведение судна при изменении их положения. Уверен, что пример Princess R35 способен изменить подход к дизайну яхт в будущем.
Паоло Пининфарина, генеральный директор Pininfarina:
Мы благодарны Princess Yachts за ту свободу, которую нам дали в работе над этим проектом. В основе дизайна R35 лежит аэродинамика: по сути, здесь доминирует поверхность, которая идет от форштевня до воздухозаборников в корме, объединяя функциональность и эстетику. Учитывая число инноваций, примененных в R35, эта лодка действительно стала революционной для Princess Yachts. Для нас этот проект тоже стал особенным и важным: чтобы воплотить идеи в жизнь, команда наших дизайнеров работала полтора года в полном контакте с другими участниками. И сейчас, когда мы собрались на презентацию R35 в этом замке, все взгляды должны быть обращены на нее, поскольку именно она сегодня — подлинная принцесса.
Франческо Лово, вице-президент Pininfarina:
У Pininfarina большой опыт работы с парусными и моторными яхтами, включая суперяхты, дизайн которых студия разрабатывает как для верфей, так и для частных клиентов. Сейчас мы помогаем Princess Yachts разрабатывать новый дизайнерский язык для моделей следующего поколения. R35 стала первой из них, и Pininfarina работала над стилистикой ее корпуса выше ватерлинии, включая планировку палуб и компоновку приборной консоли.
Но, помимо стилистики, мы изучали аэродинамику судна, и формы, которые вы видите в кормовой части, выбраны не просто для красоты, а выполняют конкретную функцию. У многих лодок такого типа на средних скоростях водяная пыль и выхлоп попадают в зону лежака в корме, создавая дискомфорт. Мы постарались исправить это и сделали туннели, которые канализируют поток воздуха и водяной пыли, повышая его давление и скорость так, что «хвостовой» вихрь уносит этот аэрозоль как можно дальше от кормы. В итоге лежак остается сухим, и там нет посторонних запахов. Чем выше скорость, тем лучше это работает, но эффект виден уже с момента начала движения. Кроме того, через туннели вентилируется моторный отсек: в их верхней части расположены воздухозаборники с защитой от попадания воды в корпус.
Для расчета подобных конструкций мы используем пакеты CFD и в некоторых случаях проводим эксперименты в аэродинамической трубе. Компьютерное моделирование позволяет параллельно оценить акустические параметры и турбулентность в разных точках кокпита, что важно для лодки, которая разгоняется до 50 узлов. Наряду с тщательно просчитанным ветровым стеклом мы применили на R35 подъемные спойлеры, встроенные в палубу бортовых проходов на уровне поста управления. Они значительно повышают комфорт рулевого и пассажиров за счет того, что не дают образовываться вихрям.
Проблема заключается не в том, чтобы получить данные по аэродинамике автомобиля или лодки, которые вам выдаст любая профильная лаборатория, а в том, чтобы транслировать их в функциональность и динамические характеристики проекта при заданном уровне комфорта. Необходимо четко понимать, какие значения турбулентности будут раздражать пассажиров, а какие нет. В автомобильной индустрии мы делаем это уже десятки лет,
и за эстетикой всегда стоят компьютерное моделирование и физические тесты.
Одной из сложных задач при работе над R35 была синхронизация с конструкторским бюро Princess Yachts, которое занималось оптимизацией обводов корпуса: каждое изменение ватерлинии требовало перерасчетов с нашей стороны — их было больше десятка. У нас получилась отличная командная работа, и могу сказать, что Princess Yachts уделяет огромное внимание качеству даже в мельчайших деталях, а главное — выпускает очень мореходные яхты.