YMAG.media
Северным путем - фото Северным путем - фото

Северным путем

# Путешествия

Английское название Норвегии в буквальном переводе означает «путь на Север», и в плане яхтенной индустрии эта страна отличается своим особым северным подходом.

Анализируя тенденции в яхтенной индустрии той или иной страны, мы стараемся объяснить их экономическими реалиями, политикой и другими социальными явлениями, хотя порой все оказывается гораздо проще или… сложнее.

Прогноз погоды

Норвегия — одна из самых обеспеченных стран мира с «космическим» ВВП на душу населения, но ее яхтенный рынок иначе как непредсказуемым не назовешь. И все это из-за погоды, которая выступает основным регулятором активности покупателей. Когда в июле термометр вдруг неожиданно показывает +7 °C, да еще за окном туман или шторм, нормальный человек покупает билеты в Испанию, откладывая приобретение лодки до лучших времен. Вот и уповают местные продавцы яхт на прогноз: выдастся хорошее лето — будут и продажи, а если не повезет, то, даст Бог, возьмут десяток-другой всепогодных катеров с рубкой. Однако не все так просто.

«Популяция мелких лодок в Норвегии поистине огромна, — рассказывает Кнут Хейберг-Андерсен, президент и генеральный директор верфи Windy. —Иностранцы полагают, что из-за климата у нас повсеместно используются закрытые катера, но открытых моделей в этой стране продается больше, чем где-либо в Европе. Дело в том, что людям нравится быть на воде, чувствовать ветер и солнце, поэтому они просто теплее одеваются. Возникает своеобразный парадокс: 80% времени на открытых катерах не выйти из-за погоды, но оставшиеся 20% — фантастика, ради которой стоит покупать лодку».

Факт
Для управления прогулочными судами длиной от 8 до 15 метров или с двигателями общей мощностью более 25 л.с. всем норвежцам, рожденным после 1 января 1980 г., необходимо иметь лицензию. Для управления яхтами длиной 15–24 м необходимо получить Certificate for Deck Officer Class 5 Pleasure Craft.

В последние годы положение дел в норвежской яхтенной индустрии улучшается, и не в последнюю очередь благодаря относительно теплым летним месяцам. С другой стороны, падает цена на нефть. Благосостояние Норвегии в меньшей степени, чем России, но все же зависит от стоимости «черного золота», и ее снижение в первую очередь сказывается на продажах крупных яхт. Многие потенциальные покупатели судов длиной более 25 м — высокооплачиваемые специалисты из нефтяной отрасли — решили временно попридержать свои средства. Тем не менее страна остается достаточно обеспеченной, и даже если нефть не подорожает, люди все равно продолжат покупать лодки — главное, чтобы погода благоволила отдыху на воде.

Теплое и тихое
лето — залог
высоких продаж яхт - фото
Теплое и тихое лето — залог высоких продаж яхт
Северным путем - фото 2

«Если вы заглянете в прошлое, то увидите, что Норвегия всегда была морским государством с одним из крупнейших в мире торговых флотов, — говорит известный норвежский конструктор и дизайнер яхт Эспен Торуп. — В 1960-х и начале 1970-х годов наша страна числилась в европейских лидерах производства прогулочных судов, и созданная Эйвиндом Амбле знаковая модель Fjord 24 Weekender стала прародителем современных каютных круизеров. В формировании типа и облика норвежских лодок главную роль сыграл суровый климат и характерное побережье, а наши судостроители всегда считали себя хорошими изобретателями. Это похоже на правду, только она не имеет отношения к сегодняшней реальности. В Норвегии по сей день конструируют прогулочные суда, известные своей надежностью, однако все большая часть работ осуществляется в других странах, преимущественно в Польше. Самым ярким примером этого тренда стали марки Windy и Nordkapp, и теперь у нас в стране не так просто найти лодку местного производства».

Техноэмиграция

Большая часть норвежских брендов не известна за пределами страны или, по крайней мере, Скандинавии, но некоторые верфи прочно закрепились на мировой арене. Самые сильные позиции сегодня сохраняет Windy, в спину которой дышат Marex и Goldfish. В сегменте катеров помельче активно развиваются компании Nordkapp Boats, Sting Boats, Hydrolift. Чуть менее на виду круизеры Saga и катера Askeladden, хотя последние совершили крайне удачную экспансию в Европу благодаря сотрудничеству с польской компанией Parker Boats. Кроме того, Норвегия продолжает успешную игру на рынке алюминиевых катеров, предназначенных как для утилитарных целей, так и для отдыха.

«Прежде наше правительство поддерживало верфи, чтобы увеличить экспорт прогулочных судов, но это было 20 лет назад и постепенно сошло на нет, — вспоминает Кнут Хейберг-Андерсен. — Финляндия, напротив, поддерживает своих судостроителей по сей день, и эффективность этой помощи напрямую коррелирует с объемами экспорта. Норвежское руководство совершило большую ошибку, отменив даже не субсидии, а именно поддержку хотя бы в сфере маркетинга».

В итоге сегодня главными негативными факторами, сдерживающими развитие норвежской яхтенной индустрии, выступают крайне высокая стоимость рабочей силы, отсутствие инвесторов и эффективной пропаганды яхтинга. Чтобы продолжить существование, норвежские верфи вынуждены искать какой-то выход.

«Нам пришлось снизить затраты на строительство яхт, — поясняет Кнут Хейберг-Андерсен, — и в 2012 году мы решили закрыть производство в Норвегии, переместив его в Польшу и Швецию. Это решение было продиктовано исключительно логикой бизнеса, и поскольку яхтенная индустрия в целом весьма эмоциональна, почти все норвежские верфи приняли нашу “эмиграцию” с большим разочарованием. Прошел год-другой, и об этом забыли, ведь качество яхт осталось на прежнем уровне. Вообще норвежцы очень националистичны: нам нравится думать, что мы способны решить все мировые проблемы, но когда речь идет об автомобилях и яхтах, мы с удовольствием покупаем продукцию из других стран, поэтому разнообразие брендов в Норвегии, возможно, выше, чем где-либо в Европе. После нас из Норвегии вывели производство еще многие верфи, хотя некоторые хорошие компании остались, и я полностью поддерживаю их решение».

Norboat

Было бы странно, если бы в Норвегии, по аналогии со Швецией или Финляндией, не функционировала мощная ассоциация производителей прогулочных судов и других участников яхтенной индустрии. В своем современном виде Norboat существует с 2002 года, но уходит корнями в 1945 год, когда была основана Norwegian Båtbyggeri Association. Сейчас Norboat объединяет 310 участников и действует без какой-либо государственной поддержки, что, конечно же, сказывается на результатах.

«По эффективности работы она близка к шведской Sweboat, но обеим очень далеко до финской Finnboat, у которой могут поучиться не только скандинавы, — подчеркивает Эспен Торуп. — Любая нация, которая хочет создать крепкую и производительную яхтенную индустрию, должна иметь подобную активную организацию, продвигающую интересы всех участников. А норвежские верфи, к сожалению, действуют разрозненно, существуют сами по себе — люди цепляются за идеи, которые кажутся им уникальными, и, в отличие от финских производителей, никогда не обращаются друг к другу за советом. У такого подхода, на мой взгляд, нет будущего».

Помимо организационной, просветительской и консультационной работы, Norboat является устроителем крупнейшей норвежской яхтенной выставки Sea for All, также известной как Norwegian International Boat Show. Она ежегодно, в марте, проходит в пригороде Осло — в Лиллестрёме. В этом году выставка отпраздновала 60-летие, и ее посетили более 26 000 человек: учитывая, что население страны составляет чуть больше 5 млн, показатель весьма высокий. Видимо, люди не теряют надежду на теплое лето, поскольку всего за пять дней на Sea for All среди прочего было продано полсотни гидроциклов BRP, 20 катеров Nordkapp и даже совершенно южная Riva Rivarama 44! Помимо этой выставки, в стране проводится еще пять маленьких боат-шоу: в Бергене, Тонсберге, Гримстаде и других городах, — и все они проходят в первом полугодии с февраля по март.

Время воды

Невзирая на солидную нефтяную финансовую «подушку», Норвегия активно рекламирует себя в качестве туристического региона, и нужно признать — там есть что посмотреть. Западное побережье Норвегии протянулось более чем на тысячу миль; от суровой Атлантики южная часть страны скрыта лабиринтом фьордов, проливов и островов с неисчерпаемым разнообразием яхтенных маршрутов. Летом полярный день раздвигает границы светлого времени, создавая условия для почти круглосуточной навигации. Вся жизнь норвежцев проходит рядом с водой, многие прибрежные дома оборудованы собственными причалами, и в каждой, даже крохотной, деревушке найдется место для швартовки. Однако яхт отчего-то не становится больше…

Морская
рыбалка — одна
из главных целей
покупки лодки
на севере страны - фото
Морская рыбалка — одна из главных целей покупки лодки на севере страны
Открытые катера
продаются
в Норвегии лучше,
чем в других
европейских
странах - фото
Открытые катера продаются в Норвегии лучше, чем в других европейских странах
Причалы той или
иной конструкции
в Норвегии есть
повсюду - фото
Причалы той или иной конструкции в Норвегии есть повсюду

«Пожалуй, одна из основных проблем современного яхтинга, и не только в Норвегии, заключается в том, что расписание людей плотно забито всевозможными делами, — рассказывает Кнут Хейберг-Андерсен. —Недостаток времени становится главным препятствием для выхода в море: нам всем хочется успеть поиграть в теннис, совершить пробежку, сходить в поход и вообще почувствовать жизнь во всех ее вариациях, поэтому альтернативы яхтинга множатся. Теперь люди выходят в море, только когда солнечно, и уже почти никто не затевает двухнедельные семейные круизы».

Рыночные векторы

Самые массовые продажи норвежского рынка прогулочных судов сейчас приходятся на сегмент лодок длиной 4–7 м, причем норвежцы предпочитают покупать такие, чей дизайн и конструкция созданы именно в Норвегии, с учетом местных условий и потребностей. Если среди «домашних» брендов не удается выбрать что-то подходящие, то круг поисков расширяется за счет шведских и финских марок. Год назад в стране был принят закон, согласно которому все пассажиры прогулочных судов длиной до 8 м обязаны во время движения надевать спасжилеты или другие обеспечивающие плавучесть персональные средства. Это вызвало массовое недовольство среди яхтсменов, которые потребовали ввода уточняющих критериев вроде скорости и удаления от берега, и теперь Norboat интенсивно лоббирует принятие этих дополнений.

Брокеражный сектор также чувствует себя относительно хорошо: наибольшая активность здесь связана с одно- и двухлетними яхтами, которые стоят уже значительно дешевле новых, но при этом все еще находятся на гарантии. Норвегия — одна из тех стран, где гарантия на многие лодки местного производства составляет пять лет, а это дополнительный стимул для покупки яхт на вторичном рынке.

Несмотря на холодный климат, в Норвегии частенько появляются суперяхты. Во-первых, южные фьорды являются одним из популярных мест, где североевропейские верфи передают крупные яхты заказчикам, отправляющимся отсюда в свое первое путешествие. В 2014 году 83-летний норвежец Ола Нийс Берг даже основал компанию Norway Superyacht Services, чтобы помогать владельцам и капитанам суперяхт планировать посещение фьордов на западе страны, многие из которых занесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во-вторых, вдоль неповторимого норвежского побережья пролегает путь в Арктику, которым пользуются следующие к Шпицбергену эксплореры. Наконец, норвежские верфи и сами неплохо умеют строить роскошные суда, правда, предпочитают делать их на базе ледокольных платформ или конвертировать имеющиеся проекты. Например, недавно верфь Kleven Werft из Ульстейнвика спустила на воду экспедиционную суперяхту длиной 116 м, построенную по заказу новозеландского миллиардера Грэма Харта, сделавшего состояние на упаковочном бизнесе. Удивительно, что это уже вторая яхта, которую Харт заказал на Kleven Werft: год назад здесь для него построили эксплорер Ulysses (107 м). Семейная верфь, специализирующаяся на офшорных проектах вроде сейсмических, нефтяных и патрульных судов, привлекла Харта богатым опытом и высоким качеством производства.

Kleven Werft строит не только специальные коммерческие суда, но и суперяхты — эксплореры - фото
Kleven Werft строит не только специальные коммерческие суда, но и суперяхты — эксплореры
Лофотенские
острова — одно
из самых
интересных мест
в Норверии - фото
Лофотенские острова — одно из самых интересных мест в Норверии
Северным путем - фото 3

Вот так живут наши северные соседи, малое судостроение у которых в силу ряда причин отличается от такового в других европейских странах. Норвегия пытается отыскать свой ответ на встающие перед яхтингом XXI века вопросы. Пускай это получается не всегда, но дорога проб и ошибок всяко лучше топтания на месте.

«Яхтенная индустрия давно стала глобальной отраслью, и нашим верфям пора соотнести свои разработки с потребностями мирового рынка, не утратив при этом норвежской индивидуальности, — заключает Эспен Торуп. — На мой взгляд, это единственный правильный путь развития».

Похожие статьи