На флаге Мадагаскара три цвета: красный, зеленый и белый. Полное соответствие основным навигационным огням судна по МПСС. Но это была моя вторая ассоциация. Первая — мультфильм «Мадагаскар» и пингвины, которые, по замыслу сценаристов, самовольно покинули свой комфортабельный зоопарк в Нью-Йорке и остались жить на далеком острове, где оказались в результате кораблекрушения… Что ж, попробуем разобраться, как на самом деле там с яхтингом и с пингвинами.
Что касается пингвинов, тут все просто: их там нет. По слухам, единственная птичка, вразвалку ступившая на эту землю, попала туда случайно с рыболовецким судном в 1956 году. Как, собственно, и ее анимационные собратья Шкипер, Ковальски, Рико и Рядовой. В отношении яхтинга все не так однозначно. Он существует, но пока сосредоточен лишь у архипелага в северо-западной оконечности острова. «Пока» — потому что в последние годы многие яхты, опасаясь пиратства, выбирают путь из Средиземного моря в Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды, и число судов, следующих через Мадагаскар на те же Сейшелы, растет, стало быть, растут и шансы на улучшение яхтенной инфраструктуры в этом регионе.
Африка прекрасна
На Мадагаскаре не очень распространена аренда яхты без капитана (bareboat-чартер). Зачаточное состояние яхтинга подразумевает не только отсутствие оборудованных марин и возможность попасть на берег исключительно на тендере с якорной стоянки, не всегда защищенной от ветра и волн. Лучше воспользоваться чартерным предложением с опытным капитаном и командой (чаще всего это парусные катамараны от 45 футов, но есть моторные яхты покрупнее), которая обо всем позаботится, так как в противном случае вас может ожидать еще и квест с доставкой на борт продуктов и пресной воды, набранной в канистры из ручьев. Кроме того, местные шкиперы (в том числе те, кто нередко участвует в регатах) хорошо знают акваторию, которая не везде качественно обставлена: не все мели, намывы и затонувшие корабли обозначены на навигационных картах. Плюсом будет коммуникация через местных проводников, так как одно из интересных приключений — посещение деревень и знакомство с их бытом и культурой, и без знания диалектов малагасийского там делать нечего.
Яхтсменам, покоряющим эти воды самостоятельно, будет полезно знать, что самые удобные порты и якорные стоянки — на северной оконечности, где провинция Анциранана имеет красивую естественную бухту. Напротив Анцирананы находится Национальный парк Нуси-Хара, и там тоже строится небольшая марина с ремонтным доком. Спустившись вниз вдоль северо-западного побережья, вы попадете на живописный остров-спутник Нуси-Бе, процветающий туристический курорт, и соседние с ним «нуси» (nosy в переводе с малагасийского — «остров»), как раз туда, где яхтинг постепенно начинает просыпаться.
На Нуси-Бураха, недалеко от Туамасины, главного торгового порта страны, яхты встают в ожидании благоприятных погодных условий при переходе с мыса Доброй Надежды. Еще одна интересная остановка для судов, идущих с юга, — Толанаро, место первого французского поселения в XVII веке.
Если хочется посмотреть самое-самое, а ваши возможности ограничены парой недель отпуска, лучше заранее разработать маршрут из столичного аэропорта Антананариву (чтобы не сломать язык, можно называть его Тана — малагасийцы вас поймут). Кстати, здесь много труднопроизносимых названий, а есть просто забавные для нашего слуха типа Гогогого. Приземлившись, посетите интересные места на удобном виде транспорта, а затем отправляйтесь в сторону Нуси-Бе. Захочется большего — подгоняемые теплым Мозамбикским течением, идите вдоль изрезанного побережья Мадагаскара к берегам Африканского континента или к другим островам Индийского океана. Второй вариант — прилететь в Нуси-Бе, что до недавнего времени было удобнее всего сделать через Эфиопию (Аддис-Абеба) либо через Париж и остров Реюньон, и, насладившись плаванием, отправиться знакомиться с основным островом.
Внутреннее авиасообщение обеспечивают 83 аэропорта, но все же нужно быть готовыми к некоторой нестабильности: сбои в расписании случаются. Общая протяженность железных дорог почти 900 км. Кроме того, есть такси и аренда автомобилей, однако никакими международными приложениями не воспользуешься — все нужно делать, заручившись поддержкой местных посредников. Состояние дорог, как и в России, неоднородно: более или менее приличными можно назвать только центральные автомагистрали. С ухабами небольших населенных пунктов справятся пикапы, в городах популярны трехколесные тук-туки или совсем уж экзотический вид транспорта под названием пуси-пуси — двухколесная конструкция на одного-двух пассажиров, которую тащит за собой человек…
Эту страну, пока еще не очень забетонированную, нужно «тянуть», как местное кокосовое вино трембу. Останавливайтесь на гостевых виллах в тени тропических деревьев, обедайте в хороших ресторанах, пейте кофе или травяной чай с хрустящими круассанами (дань французской традиции) под звуки аккордеона. Здесь великолепная природа, пустынные пляжи, глубокие каньоны, множество активностей, таких как трекинг и хайкинг, снорклинг и дайвинг, полеты на моторном дельтаплане с приводнением на бирюзовую гладь Мозамбикского пролива, одним словом — Мальдивы, только без излишней туристической суеты… Найдутся занятия и для любителей истории, тем более что на этом африканском острове (хотя африканского впечатления он, надо сказать, совсем не оставляет) есть места, тесно связанные с Россией.
Русский след
Открыл Мадагаскар — четвертый по величине остров в мире — в 1506 году португальский мореплаватель Лаурентиу Алмейда, но до конца XVII века его населяли лишь враждующие друг с другом туземные племена. Первые европейцы, в основном шведы, по разным причинам покинувшие родину, появились там только в конце XVII века, примерно тогда же, когда и пираты, образовавшие тут целое сообщество.
В стычках на море в то время начали рушиться пиратские империи Вест-Индии, в результате чего их корабли ушли в Индийский океан, а Мадагаскар и Нуси-Бе оказались удачным местом, так как располагались вблизи оживленных торговых маршрутов, ведущих в страны Востока. Вы наверняка слышали о республике Либерталии — мадагаскарской пиратской коммуне, провозгласившей лозунг «Свобода, равенство, братство» на век раньше Великой Французской революции. Впрочем, скептики считают ее существование лишь красивой легендой…
Как бы там ни было, Англия и Франция посылали на Мадагаскар экспедиции в попытках уничтожить их «гнезда», и пираты были вынуждены искать покровительство в других европейских странах. Самым подходящим вариантом казался молодой шведский король Карл XII, с которым в то время в Европе считались. В ходе тайных переговоров с ним пираты достигли соглашения об их переходе в подданство Швеции.
Любопытно, но именно экзотический Мадагаскар был первой заморской территорией, на которую положил глаз российский император. Его занимала мысль о том, чтобы вывести свой флот за пределы Балтики, достичь Индии по морю, дерзнуть выйти в Мировой океан и начать осваивать дальние торговые пути. На Мадагаскаре было бы удобно построить форт, ремонтные мастерские и перевалочную торговую базу.
Узнав о переговорах Карла XII с пиратами, Петр I приказал готовить русскую экспедицию на Мадагаскар, предварив ее письмом главе пиратов Каспару Вильгельму (Моргану). Снаряженные для дальнего плавания фрегаты «Амстердам-Галлей» и «Декрон де-Ливадо» покинули Ревельский рейд, но по пути их застал жестокий шторм, и, получив повреждения, они вернулись. Петр не унимался и велел срочно чинить корабли. Однако меньше чем через месяц, в феврале 1724 года, император распорядился отложить поход до лучших времен, которые, к слову, так и не настали.
А вот во время русско-японской войны 1904–1905 гг. наши корабли все же дошли до далекого острова. После неудачи в Порт-Артуре флоту требовался ремонт и перевооружение, и перед марш-броском на Дальний Восток броненосцы 2‑й Тихоокеанской эскадры встали у Нуси-Бе, в бухте, которая позже получила название Русской. Матросы изнемогали от жары внутри стальных корпусов, их косили болезни. Сегодняшние историки полагают, что учения проходили редко, и экипажи при отсутствии должной дисциплины погрязли в пьянстве и карточных играх. Кроме того, во время длительной стоянки днища судов обрастали ракушками и водорослями, что вкупе с людскими потерями практически не оставило шансов на успех в решающем бое с противником.
На Мадагаскаре нашли последнее прибежище многие русские моряки, о чем здесь есть немало свидетельств в виде стел и могил. Любопытно, что после ухода нашей эскадры местные жители стали называть детей русскими именами.
Драгоценности Восьмого континента
Геммологи непременно упоминают Мадагаскар, когда речь заходит о добыче драгоценных минералов. Так, здешние аквамарины — среди лучших в мире; рубины из Мораманга, получившие название малагасийских, имеют неповторимый красный цвет. На острове встречаются почти все разновидности турмалина, за которым гоняются коллекционеры всего света. Самый крупный ограненный сапфир — родом с Мадагаскара, как и самый большой кристалл берилла зеленого оттенка — изумруд. А главное, история открытия новых месторождений здесь не закончена, просто местные горняки не могут оплачивать исследования и развивать инфраструктуру, необходимую для производства сложных геологических работ.
Мадагаскар отделился от Африки примерно 160–165 млн лет назад, а около 65–70 млн лет назад — и от Индии. Надолго изолированный от остального мира, остров может похвастать богатейшей эндемичной флорой и фауной. Сразу скажу: привычных африканских жителей вроде львов, жирафов, зебр и бегемотов здесь нет, самое крупное хищное млекопитающее — фосса, на вид помесь кошки с собакой, но это единственный представитель своего рода.
Живыми изумрудами на Восьмом континенте (так остров окрестили за биоразнообразие: Мадагаскар — один сплошной заповедник) называют гекконов. С какой фантазией природа раскрасила этих ящериц! Их можно высмотреть на стволах пальм и других деревьев, они редко спускаются на землю. Пьют росу, греются, растут, дерутся и размножаются, не слезая со своих «этажей», лакомятся перезрелыми фруктами, влекомые легким запахом брожения.
Мадагаскар вообще богат на диковинки. Аллея баобабов, потухшие вулканы с озерами в кратерах, первобытные леса с хамелеонами, фантастическими птицами, гигантскими бабочками, лемурами (как же без них!), здоровяками индри, издающими смешные звуки, и прочей живностью… Кстати, если про лемуров знают все, то про руконожку (ай-ай или айе-айе) кто‑то мог и не слышать. Ночной зверек с черно-бурой шубкой относится к отряду приматов, хотя внешне больше похож… то ли на енота, то ли на лисенка. У животного длинные тонкие пальцы, средний из которых значительно крупнее остальных. Им животное выковыривает насекомых из коры деревьев (а вы о чем подумали?).
Плодородная почва и подходящий климат позволяют местным жителям выращивать иланг-иланг, кофе, какао, ваниль (до 80% всего объема на планете), сахарный тростник. Этот смешанный аромат накрывает сразу по прибытии, и шлейф его тянется за тобой на протяжении всего путешествия. В национальные блюда добавляют местные травы, а учитывая эндемичность многих растений, возможно, вы больше нигде такое и не попробуете. И будьте осторожны: еда здесь бывает очень острой.
Если продолжать тему биоразнообразия, отдельно стоит упомянуть дайвинг, любимый всеми отдыхающими на яхте. Основатели Клуба 50BAR Дмитрий Баранов и Анна Горбачева, организующие авторские дайв-туры на Нуси-Бе и Реюньюне, рассказали, что август-сентябрь — сезон, когда между Мадагаскаром и Восточной Африкой можно увидеть горбатых китов. Рядом с ними не поплаваешь с маской и трубкой — можно только наблюдать с борта яхты, но подпускают они близко, так что хвосты, прыжки, фонтаны — все по-настоящему.
Как правило, клиенты 50BAR отправляются на катамаране в круиз вокруг Нуси-Бе и близлежащих островков Нуси-Комба, Нуси-Иранья, куда к ним приезжает дайвбот и забирает к местам погружения. «Если на вашей лодке нет оборудования для дайвинга, лучше пригласить дайвбот, так как заправка баллонов — это долго и шумно», — комментирует Дмитрий. При запасе в 7–10 дней можно уйти со своим инструктором на острова, где нет вообще никого, например в архипелаги Мицио или Радамес.
С сентября по декабрь в водах Мадагаскара встречаются китовые акулы. По данным организации, занимающейся исследованием их популяции, с 2013 года здесь зарегистрировано порядка 400 особей.
На Нуси-Таникели, где видимость под водой превышает 20 м, можно поплавать с большими черепахами, осьминогами и понаблюдать за яркими косяками рифовых рыб.
Вместо заключения
Про Мадагаскар можно рассказывать долго — и не сказать ничего. Поговаривают, что Нуси-Бе в ближайшем будущем хотят превратить в подобие Майами. Хорошо это или плохо? Если для вас — первое, то стоит немного подождать, если второе — поторопиться, чтобы застать остров таким, каким увидели его мы. Улыбаемся и машем!