Восточное побережье Италии — не то место, куда рвутся яхтсмены. Море мелкое, не везде прозрачное из-за обилия впадающих рек.
Но есть и красивые места, напоминающие Баунти или ту же Сардинию (правда, без островов). Тем не менее после нескольких лет, проведенных на Сардинии, в этом сезоне мы планируем отправиться на Адриатику и, возможно, оставим лодку там зимовать.
С востока Италию омывает не только Адриатическое, но еще и Ионическое море — в районе «каблука», где лежит провинция Апулия со столицей Бари. Апулийская кухня считается хоть и «деревенской», но одной из самых богатых в Италии. Она славится необычными «двойными» блюдами: пастой с фасолью и вонголе, с морским ежом и цуккини, с чечи (турецкий горох) и мидиями… На внутренней стороне «каблука», в районе Галлиполи, в Порто-Чезарио и Таранто полно отличных ресторанов, а если будете с другой стороны, обязательно загляните в Полиньяно-а-Маре (40 км от Бари). Фантастический ресторан Grotta palazzese находится в скальной пещере, а его терраса омывается морем. Еда не исключительная, но достойная. И совершенно точно, такого антуража больше нигде нет: хозяева нашли место, которое будет приносить доход пожизненно.
Если ионическое побережье еще предстоит исследовать, то Адриатика — место знакомое. От Триеста на границе с Хорватией до Анконы полно хороших портов и марин, а также облюбованных европейцами курортов с историей, например Изола Альбарелла. Море приятное, еда отличная, и до Венеции рукой подать. Дальше — Римини, Риччоне, Сенигаллия и Анкона: места и яхтенные, и гастрономические. Здесь много крупных верфей, особенно в Анконе. Сегодня Римини вновь становится модным курортом: местные власти привлекают туристов, вливают деньги, обновляют отели и порты. Уже сейчас здешние марины гораздо лучше, чем на другой стороне Италии и даже на Сардинии, в каждом порту новый яхт-клуб. А в Фано и в Сенигаллии потрясающие марины и отличные рестораны с террасами: важно иметь возможность пообщаться в ресторане яхт-клуба с теми, кто тоже пришел сюда на лодках.
Пока восточному побережью трудно конкурировать с Сардинией, но потенциал есть: здесь самые длинные и хорошо оборудованные пляжи, цены на покупку и аренду недвижимости ниже, а если есть лодка, то вообще шикарно. Свои яхты тут держат многие итальянцы, хотя само побережье скучноватое. Островов нет, зато прямо напротив — Хорватия, где их сотни. На быстроходной яхте туда идти часа четыре, в обычном режиме — шесть-восемь. Рыбакам особенно интересно: тунца в этих водах сейчас много, и он даже крупнее, чем на Сардинии.
Мы уже несколько раз ходили в Хорватию, были в Сплите, Пуле, на архипелаге Бриони. Пула сильно напоминает Неаполь: бедные районы соседствуют с богатыми, полно рыбаков и браконьеров, поэтому в местном портовом ресторане можно отведать ракушки даттери (морские финики). В Италии они давно запрещены к вылову, находят в ресторанах — сразу штраф. Хорватская кухня сродни итальянской, достойных и даже изысканных мест много: в Пуле, Сплите, Риеке, — но «официальная» высокая гастрономия все же находится на противоположном берегу.
Между Римини и Анконой на удивление много приличных ресторанов, в том числе звездных. В самом Римини — Guido и Abocar Due Cucini, недавно заработавший свою первую звезду Michelin. А в крошечной Сенигаллии, где от силы 3500 жителей, сразу два мишленовских заведения: двухзвездный Madonnina del Pescatore и Uliassi, который только что получил третью. В Uliassi едут со всей Европы, и забронировать столик сейчас непросто. Хотя, честно говоря, с двумя звездами он мне нравился больше. Я люблю понятную еду, которую потом могу приготовить сам, а когда один стол обслуживают четыре официанта, все как-то усложняется. В моем Pescatore есть только одно блюдо — кар-паччо из лосося с ферментированными помидорами, — подающееся с такими церемониями, а в мишленовских ресторанах так обходятся с каждым, из-за чего ужин сильно затягивается. Но многие специально за этим колесят по миру. Для них Uliassi — то что надо. Кстати, об особенностях мишленовских ресторанов и об условиях выдачи этих звезд я как-нибудь расскажу отдельно.