Нынешние реалии задают тренд на переосмысление путей распоряжения финансами. Приобретение яхты — трата, казалось бы, очевидная, но подойти к вопросу можно по-разному. Простой путь сведется к использованию собственных средств, но личный капитал в любой момент может понадобиться на другие нужды. Поэтому стоит рассматривать другие, более рациональные, варианты осуществления столь крупной покупки: лизинг либо привлечение кредита под залог портфеля ценных бумаг, — не забывая при этом про оптимизацию текущих затрат на содержание яхты. На эту тему мы побеседовали с Эмилем Валерьевичем Буруновым, лицензированным инвестиционным советником, основателем компании Resultat Capital.
Первый вопрос: с чего лучше начинать планирование покупки яхты?
Прежде всего, возможно — еще на этапе поиска подходящей яхты, надо решить, кто станет титульным владельцем судна: физическое лицо или юридическое. От правильно сделанного выбора зависит многое, в том числе и минимизация таких расходов, как налоги, эксплуатационные траты, оплата стоянки, экипажа (при наличии) и страховки.
Первое, что нужно учесть, — это налоги. Яхта может вообще не ходить, но платить их придется. Например, транспортный налог. В России его размер зависит от мощности двигателей судна и рассчитывается одинаково для физических и юридических лиц.
Транспортный налог относится к региональным, поэтому окончательный размер и сроки его уплаты зависят от региона, в котором собственник яхты стоит на налоговом учете. В ряде случаев яхты не являются объектом обложения транспортным налогом — такие исключения указаны в ст. 358 НК РФ.
Если рассматривать вариант приобретения яхты на юридическое лицо, то следует помнить, что она подпадает под налог на имущество, ставка которого равна 2,2% от балансовой стоимости судна. На текущий момент плательщиками этого налога являются только юридические лица, применяющие общую систему налогообложения (ОСНО), а при упрощенной системе налогообложения (УСН) налог платить не придется.
А как решать вопрос с наймом команды?
Ситуация, когда юридическое лицо принимает на работу сотрудников, понятна: организация является налоговым агентом и должна уплачивать НДФЛ (13% для резидентов) и взносы (30%). Тут у владельца яхты велик соблазн сэкономить — оформить с экипажем договор, выступив физическим лицом. Однако не все знают, что Налоговый кодекс возлагает на физических лиц, заключающих трудовые или гражданско-правовые договоры, обязанность регистрировать их в органе местного самоуправления по месту жительства, встать на учет в фонды, оплачивать взносы и сдавать отчетность. Уплачивать НДФЛ по таким договорам должна команда, то есть морякам придется самостоятельно отчитаться перед налоговой инспекцией и уплатить налог. Наде-жда, что наем физическим лицом команды не станет известен налоговому органу, довольно призрачна, и это может обернуться накопленной отложенной проблемой.
С командой определились, что дальше?
Следующий вопрос — это расходы, связанные с эксплуатацией яхты: топливо, стоянка, ремонт, страхование, зимнее хранение и т. д. Их размер больше зависит не от статуса владельца (юридическое или физическое лицо), а от его пожеланий и может составлять значительные суммы. А вот как эти расходы нести с пользой, зависит от того, кто собственник.
Если яхта оформлена на юридическое лицо, расходы на содержание яхты ложатся на организацию. У компании, чья основная деятельность напрямую связана с эксплуатацией яхт (например, суда сдаются в чартер), проблем с возмещением НДС и отнесением расходов для целей налога на прибыль (при ОСНО) не будет. Но чаще яхты, оформленные на организацию, используются учредителями/акционерами для личных нужд. В этом случае желание учесть для исчисления налога на прибыль хотя бы часть расходов (например, как представительские расходы на проведение переговоров) может не встретить понимания в налоговых органах, поэтому такие расходы чаще всего будут идти за счет чистой прибыли организации.
Если яхта зарегистрирована на физическое лицо, вопросов с обоснованностью расходов не возникает, однако владельцу следует быть готовым ответить на вопрос налоговых органов об источниках доходов на приобретение судна и его обслуживание: налоговая служба анонсировала тотальный контроль за расходами граждан уже с лета 2021 года. Здесь придется вспомнить все: заработную плату, дивиденды, доход от продажи имущества (включая доли/акции компаний), агентские вознаграждения, наследство и пр. И даже если у вас имеется полное обоснование происхождения достаточно крупной суммы, то такой нематериальный актив, как легальный капитал, лучше напрямую не расходовать на покупку яхты, а применить грамотную финансовую расстановку, которая позволит не только не растратить актив, но и приумножить его.
Получается, один из главных вопросов при покупке яхты — за счет каких средств ее приобретать?
Да, и если у вас в прямом владении находится крупное юридическое лицо с хорошей историей операционной деятельности, капиталом, оборотными активами, которое отвечает прочим требованиям лизинговых компаний, то вы можете воспользоваться лизингом. Если такого юридического лица нет или же по каким-то причинам вы не хотите смешивать бизнес и свои увлечения, то я бы рекомендовал для покупки яхты использовать иной источник — финансирование под залог ценных бумаг.
Давайте начнем с лизинга: в чем его преимущества?
У юридических лиц лизинговые платежи относятся на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу; также в данном случае можно списать НДС со всей суммы платежей. Но это возможно только при обосновании покупки перед налоговыми органами. Для этого, возможно, придется открыть у юридического лица новый вид деятельности по ОКВЭД (Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) — 77.34. «Аренда и лизинг водных транспортных средств и оборудования» и периодически сдавать такую яхту в чартер. В противном случае — при наличии данного вида деятельности и отсутствии выручки — налоговые органы могут заподозрить компанию в необоснованной налоговой выгоде.
Как выглядят платежи при лизинге?
В Российской Федерации минимальный размер аванса по лизингу составит 30% от стоимости яхты, средний срок лизинга — 36−48 месяцев. В идеале лизинговый платеж должен составлять не более 10% ежемесячной выручки компании. Так, например, для покупки яхты стоимостью порядка $ 5 млн ежемесячная выручка должна составлять примерно $ 1,5 млн.
Этот момент может быть вариативен и зависит от лизинговой компании. Также возможно поручительство стороннего юридического лица. Платежи могут быть аннуитетными (равными долями) или по индивидуальному графику с учетом особенностей текущего бизнеса компании, в зависимости от сезонности и прочих факторов.
Эффективная банковская ставка лизинга — 15−16% годовых. Обычно в лизинговой практике используется приобретение новых судов; покупка иных возможна лишь с условием, что они будут продаваться с НДС. Приобретенная яхта числится на балансе юридического лица, а судовладельцем является собственно лизинговая компания. Таким образом, за покупателем закрепляется обязанность выплаты налога на имущество.
Вернемся к варианту финансирования под залог ценных бумаг. Расскажите, пожалуйста, о принципах этого механизма.
Финансирование покупки за счет ломбардного кредитования под залог портфеля ценных бумаг — свежий взгляд на запрос будущего судовладельца. Этот кредит может стать наиболее предпочтительным способом финансирования, когда активы преимущественно представлены не действующим бизнесом, а портфелем ценных бумаг. Или если лизинг не устраивает своей срочностью, или нет удовлетворяющего требованиям лизинговой компании юридического лица.
По сути, ломбардный кредит можно расценивать как долгосрочный с плавающей процентной ставкой. Он привлекается в швейцарском банке под европейские процентные ставки. При этом дохода в виде материальной налоговой выгоды от экономии на процентах при получении кредита/заемных средств в данном случае у физического лица не будет.
Полученный кредит не является целевым, средства от него могут использоваться для чего угодно и где угодно. Иными словами, полученные денежные средства без проблем можно напрямую потратить на покупку яхты в России, а можно как учредителю/инвестору с помощью них профинансировать деятельность собственного юридического лица, которое в итоге станет титульным владельцем судна.
И как это работает?
Предположим, имеется портфель ценных бумаг в швейцарском банке с определенной рыночной стоимостью. Банк определяет его залоговую стоимость, соответствующий размер кредита (LTV — loan-to-value) и условия по процентной ставке. На практике максимальная срочность ломбардного кредита составляет не более одного года (далее — пролонгация). Если условия по ставке кредита зависят от текущих рыночных условий, то объем кредита зависит от качества и структуры портфеля ценных бумаг, поскольку не все ценные бумаги банк готов принимать в залог. Чем более ликвидный, низковолатильный и более диверсифицированный портфель (то есть более качественный), тем выше LTV и размер потенциального финансирования.
При использовании кредита под залог портфеля ценных бумаг затраты на финансирование покупки яхты составят около 1,25% годовых
С другой стороны, смысл привлечения ломбардного кредита заключается в том, чтобы доходность по портфелю превышала ставку по кредиту, обеспечивая доход сверх выплат. Значит, портфель не может быть суперконсервативным: если он будет состоять, например, из казначейских облигаций США, то доходность по такому портфелю не покроет ставку по кредиту. Но он не может быть и слишком агрессивным: это приведет к низкому LTV — как из-за низкого LTV по отдельным бумагам, так и по причине того, что не все бумаги банк будет готов принимать в залог. В конечном итоге низкий LTV портфеля может привести к высокой вероятности margin call по кредиту в случае снижения стоимости портфеля в период рыночной волатильности. Margin call — это ситуация, когда залоговая стоимость портфеля становится ниже требуемой банком, и банк для минимизации своих рисков продает часть или весь портфель ценных бумаг клиента, чтобы денежные средства от продажи служили источником досрочного погашения ломбардного кредита. Нужно учитывать, что LTV по одному и тому же портфелю в разных банках может различаться.
Как же тогда выглядит оптимальное решение по структуре и характеристикам портфеля? Может быть, есть конкретный пример?
Да, давайте рассмотрим пример — покупку яхты стоимостью около $ 5 млн, которая не относится к категории суперяхт, чтобы быть прокредитованной под залог себя в одном из швейцарских банков по программам ипотеки. Если залогом будет выступать высокодиверсифицированный портфель из более 50−60 выпусков облигаций различных эмитентов со средним кредитным рейтингом BB, то LTV по такому портфелю может находиться в диапазоне 50−70%. При этом доходность к погашению такого портфеля составит около 3,2−3,9% годовых на протяжении 2,8−3,2 лет. То есть, чтобы привлечь финансирование в размере $ 5 млн под портфель с обозначенными характеристиками, размер самого портфеля должен быть порядка $ 10 млн — с точки зрения требований по LTV. Но, к сожалению, чтобы иметь диверсификацию на уровне 50−60 разных выпусков еврооблигаций, с учетом минимального торгового лота портфель должен иметь средний размер порядка $ 11−12 млн. Также необходимо учитывать, что залоговая стоимость портфеля должна обладать запасом для нивелирования риска margin сall, то есть оптимальным для такой стратегии будет портфель в размере уже порядка $ 15 млн. Возможная годовая ставка по ломбардному кредиту тут может составлять 1,25% в долларах и 1% в евро.
Значит, кредит выгоднее брать в евро?
К сожалению, спектр номинированных в евро еврооблигаций на рынке ограничен, да и доходность таких бумаг находится на уровне стоимости кредита. Так что фондирование в евро под портфель еврооблигаций в евро же экономически бессмысленно.
По аналогичной конструкции, но для бумаг и кредита в долларах, видно, что есть положительный люфт между доходностью размещения и привлечения. Проще говоря, на практике это означает, что на портфель $ 15 млн в среднем будет заработано порядка $ 480−585 тыс., из которых $ 62,5 тыс. пойдет на обслуживание кредита.
Получается, используя ломбардный кредит, покупатель не только не потратит свои деньги, но сможет еще и заработать?
Да, конечно. Оставшиеся $ 417,5−522,5 тыс. могут пойти на погашение кредита, финансирование насущных нужд или же просто остаться работать в портфеле. Если портфель будет менее диверсифицированным или обладать меньшим кредитным качеством, LTV окажется существенно ниже (порядка 20−30%). Правда, такой портфель может быть более доходным (доходность для портфеля со средним кредитным рейтингом В+ составляет порядка 5% годовых), чем предыдущий, но на фоне большего риска он будет более волатильным, и риск наступления margin call по нему окажется гораздо выше.
А на что эта волатильность повлияет и как она связана с margin call?
Волатильность — это изменчивость стоимости портфеля вследствие рыночных колебаний. Когда говорят, что портфель более волатильный, это означает, что он потенциально может быть более доходным, чем менее волатильный. Но в случае лихорадки на фондовых рынках рыночная стоимость более волатильного портфеля будет падать гораздо больше, чем у менее волатильного. Это прекрасно понимает и банк, поэтому для такого портфеля залоговая стоимость будет гораздо ниже, то есть LTV будет меньше.
Если для такого портфеля посчитать возможный объем ломбардного кредита исходя из показателей LTV, то для кредита $ 5 млн портфель должен иметь размер около $ 17−25 млн, и при этом он не будет обладать запасом прочности по LTV. То есть при меньшей залоговой стоимости портфеля и большей амплитуде колебания его стоимости при рыночных волнениях вероятность ситуации, когда рыночная стоимость портфеля упадет ниже залоговой, будет выше.
При наступлении margin call банк будет вынужден реализовать часть портфеля, чтобы закрыть кредит. Поэтому при видимой большей доходности такого портфеля для целей привлечения ломбардного кредита потребуется больший по объему портфель ценных бумаг, и он будет хуже подходить для целей привлечения ломбардного кредита из-за достаточно высокой вероятности margin call. То есть чем выше LTV у портфеля и чем больше запас залоговой стоимости по отношению к величине кредита, тем ниже вероятность наступления margin call и устойчивее созданная конструкция из активов и пассивов.
Это далеко не все нюансы, связанные с управлением инвестициями: на практике все эти мероприятия называются ALM — Asset Liability Management, когда инвестиционная стратегия и управление строятся с учетом профайла обязательств и обеспечения, по которым выступает данный портфель
Но если стоимость портфеля ценных бумаг колеблется, и это может привести к наступлению margin call, насколько безопасно использовать такой способ привлечения финансирования? И что происходит с портфелем еврооблигаций в периоды рыночной нестабильности?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться со спецификой такого инструмента, как облигация/еврооблигация. По классической облигации выплачивается регулярный процентный доход (купонный доход), и в конце срока обращения облигации она гасится по известному номиналу. Если величина купонного дохода известна и просчитываема, то сама текущая стоимость облигации может колебаться. Амплитуда колебания цены облигации, ее волатильность зависят от таких факторов, как текущие уровни процентных ставок на рынке; уровень кредитных рисков, сопряженных с компанией, выпустившей облигацию (какова вероятность того, что компания в конце срока не заплатит по номиналу облигации); срочность облигации. В случае роста процентных ставок, роста кредитного риска эмитента, да и в целом роста неопределенности на рынке стоимость облигаций снижается.
Но если эмитент облигации достаточно надежный, то в конце срока инвестор в любом случае получит номинальную стоимость облигации.
На графике видно, что цены облигаций в период кризиса могут значительно снижаться, но с учетом купонного дохода и погашения облигаций по номиналам в среднесрочной перспективе такой портфель всегда показывает прирост и доход для инвестора
В конечном итоге доход инвестора от удержания облигации в портфеле складывается из следующих компонент: из купонного дохода, который не зависит от колебания цены облигации, а также из разницы цены приобретения (облигация при покупке может торговаться как выше номинала, так и ниже) и продажи или погашения облигации. Гасится облигация, как уже говорилось, по номиналу. То есть совокупный или полный доход инвестора складывается из купонного дохода и дохода от изменения цены.
Да, инвестор может столкнуться с ситуацией банкротств эмитентов, но если портфель составлен профессионально и находится под непрерывным контролем с точки зрения рисков, вероятность подобных ситуаций будет сведена к нулю. Таким образом, если портфель, который выступает залогом по ломбардному кредиту, является качественным и обладающим высоким запасом по залоговой стоимости, то даже в периоды кризисов он не столкнется с margin call, а после угасания кризисов инвестор получит свой фиксированный доход.
Выходит, даже при наличии необходимой суммы на счету не стоит покупать яхту за имеющиеся деньги?
При использовании собственных финансов для покупки яхты возникает так называемая opportunity cost — фактически упущенная возможность, когда потраченные деньги по факту могли бы работать в бизнесе или других активах. В случае с использованием заемных средств лизинговой компании в российской практике ставка удорожания составляет 10−12% на сроке лизинга. При работе с ломбардным кредитом и составленным сбалансированным портфелем ценных бумаг затраты на финансирование приобретения яхты составляют порядка 1,25% от стоимости кредита.
Риски, присущие каждой схеме, тоже разнятся, а возможность использования любого из подходов требует грамотной подготовки: собственных финансов и знаний о них, долгой планомерной работы с лизинговой компанией или же детальной проработки инвестиционного портфеля с инвестиционным советником. Тогда можно рассматривать приобретение яхты с точки зрения оптимизации расходов и как вызов качественно новым возможностям.