Воспитанный в семье, которая владела крупной пивоваренной компанией, Марк Боддингтон решил пойти своим путем. С детства имея страсть и способности к столярному мастерству, он выигрывал всевозможные конкурсы, а после школы, подав было заявления в восемь колледжей, передумал и поступил подмастерьем к знаменитому мебельщику Джону Мейкпису. Спустя два года обучения Марк имел заказы на год вперед и острое желание начать свой бизнес. Так в 1985 году появилась компания Silverlining. Название произошло от одного из первых заказов Марка: тогда, решив использовать для стола два разных типа древесины, он соединил их тонкой серебряной линией.
История успеха
На тот момент основателю Silverlining был всего 21 год, а мастерская располагалась в бывшем коровнике в английском графстве Чешир. Коровник, правда, непростой: старинное здание принадлежало богатой аристократической семье. В какой-то момент лендлорды собрались ремонтировать дом, и им стало интересно, чем занимается молодой мебельщик. Это объясняет невероятно быстрый рост популярности Silverlining: за первыми заказчиками потянулись другие — богатые и знаменитые. Вскоре Silverlining создавала мебель для резиденций Дэвида Боуи и Кевина Костнера, а среди интерьерных дизайнеров, с которыми работал Марк Боддингтон, однажды оказался Эндрю Винч — так к домам добавились яхты.
Яхты
Первым яхтенным проектом Silverlining стала работа над 55-метровой Claire принца Джеффри Болкиаха из брунейской правящей династии. Тогда, в начале 1990-х, эта яхта казалась огромной. С тех пор масштабы сильно изменились. Сейчас в работе у Silverlining семь яхтенных проектов длиной от 56 до 120 с лишним метров, а всего в портфолио компании 79 яхт, среди которых — самые знаменитые: Ester (66 м), Amevi (52 м), Solemates (52 м), Cakewalk (63,3 м), Alfa Nero (82 м), Madame Gu (99 м), Al Lusail (123 м). Компания участвовала в рефите 112-метровой Le Grand Bleu, но многие яхты, особенно после 100-метровой отметки, засекречены.
Интерьеры современных яхт становятся куда менее формальными: времена, когда в отделке преобладало солидное темное дерево, ушли безвозвратно. Никто больше не хочет надевать на борту смокинг, предпочитая шорты, шлепанцы и жизнь на открытом воздухе. Интерьеры и мебель становятся легче, преобладают светлые тона, смешение текстур, появляются непривычные ранее материалы: выбеленное дерево, песок, кораллы.
На некоторых яхтах можно найти всего один шедевр Silverlining, но обычно компания создает 20–25 предметов, работая с заказчиком и дизайнером интерьера в ходе постройки яхты. Прежде всего специалисты осматривают место, где предполагается установить мебель, предлагают материалы и техники, решают, как можно выдать нечто действительно уникальное. «Если бы люди просто хотели качественную, но скучную мебель, они бы не приходили к нам», — говорит Марк Боддингтон.
Невозможное возможно
Это вполне официальный девиз Silverlining, учитывая, с какими пожеланиями обращаются заказчики. Интерактивное детское кресло в виде слона; столы, способные выдерживать танец живота или оснащенные скрытыми тачпадами, распознающими отпечатки пальцев, — далеко не самые сложные случаи.
Однажды компания сделала для клиента из Калифор-нии бар со стульями на электромагнитах. Вся эта конструкция может передвигаться куда угодно, поскольку не предусматривает никаких кабелей. Но, по словам Боддингтона, самое трудное — масштабы, которые растут день ото дня.
Недавно компания завершила работу над уникальным 17-метровым столом. Он изготовлен из карбона для прочности, а снаружи отделан деревом. Вроде бы ничего сложного, если собрать конструкцию из нес-кольких частей, но заказчик настоял на том, чтобы стол был цельным. В Silverlining для его доставки придумали огромный контейнер, в котором стол отправится морем на Ближний Восток. Там его поднимут краном на 60-й этаж, и только после этого здание продолжат достраивать.
Что такое роскошь?
Silverlining часто производит мебель из редких и дорогих материалов. Тем не менее, как считает Марк, роскошь вовсе необязательно предполагает золото или кожу питона. Гораздо важнее интегрированность в среду, история и технология создания предмета мебели. Поначалу многие клиенты (а среди них немало сделавших состояние в последнее десятилетие, например, в IT-индустрии) настроены просто открыто демонстрировать богатство. Со временем приходит другое понимание: люди хотят приезжать в мастерскую, знать, как что сделано и откуда взялись материалы.
Среди материалов Silverlining иной раз встречаются совершенно немыслимые. Например, оленья шкура с севера России, обнаруженная на корабле Metta Catharina, шедшем из Санкт-Петербурга и затонувшем у Плимута в 1776 году. В соленой воде шкура отлично сохранилась, и в Silverlining ее использовали для отделки стола. Или древесина дуба, пролежавшая более 400 лет в болоте на северо-западе Англии. В таких условиях дуб обретает твердость камня и становится почти черным.
Технологии, применяемые в Silverlining, невероятно разнообразны: от традиционных методов, существующих веками, до новейших, изобретенных в самой компании. Silverlining сотрудничает с двумя университетами, и один из примеров такого сотрудничества — особая технология отбеливания дерева с помощью природных энзимов, а не химикатов.
Новая коллекция
На выставке в Монако Silverlining покажет новую коллекцию под названием Bravery («Смелость»). В ней будут представлены маркетри с применением стекла, зеркала, перламутра, а также новая техника окраски дерева с использованием лазера. С его помощью можно перенести на поверхность даже фотографию и воспроизвести ее из разных сортов древесины. Все секреты пока не разглашают, но известно, что для создания коллекции к сотрудничеству привлекли скульптора Аниша Капура — мастера монохромных оптических иллюзий.
Помимо bespoke-проектов, у Silverlining есть Collector — серия предметов, которые создаются по вдохновению, а не для заказчика. Впрочем, без хозяев они остаются недолго, разлетаясь через аукционы и галереи.
Заказчики
Среди заказчиков Silverlining есть ученые и инженеры, и они в восторге от возможности получить что-то уникальное. Многие — коллекционеры и знают цену уникальным вещам. Ну а первый клиент из России появился у Silverlining в 2000 году на Monaco Yacht Show. Марк Боддингтон не без улыбки вспоминает, что получил заказ за пять минут и с тех пор он частый гость в Москве. Вслед за домами появились «русские» яхты; 2003 год отметился сразу девятью проектами.
Впрочем, число крупных яхтенных заказов ограничивается мощностями верфей, которых в мире не так много, а строительство суперяхт занимает 3–4 года. Но это хотя бы определенный срок. Отвечая на вопрос о разнице подхода клиентов, Марк отмечает, что на яхтах чаще решают мужчины, а в домах — женщины, и если джентльмены твердо нацелены закончить все в срок и получить яхту, то леди никуда не торопятся. Недавно Silverlining завершила проект резиденции в Сингапуре, который длился семь лет!
По мнению основателя Silverlining, яхтенные клиенты — пионеры, желающие получить что-то особенное. Успешные люди, сделавшие себя сами, тестируют границы, и в мебели это тоже проявляется. В Silverlining гордятся, что работают с внуками первых клиентов, хотя вещи, созданные десятилетия назад, и сегодня выглядят как новые: мебель имеет пожизненную гарантию.
Каждый предмет, сделанный Silverlining, маркирован фирменным серебряным значком. Иногда его располагают на виду, иногда — скрытно, но шедевры, созданные здесь, точно ни с чем не перепутаешь.