В этой стране с населением 5,5 млн человек насчитывается около 2 млн автомобилей и 820 тыс. маломерных судов, то есть больше 35% домохозяйств располагают одной или несколькими лодками. Казалось бы, чего еще желать? Но в Финляндии думают о будущем и готовятся решать грядущие проблемы.
Финляндия славится давними яхтенными традициями. Восходят они к началу интенсивной урбанизации, когда люди начали массово переезжать в города, оставляя в деревне дома, зачастую расположенные на озерах или островах. В итоге к началу 1970-х годов в стране образовалось множество летних дач, и чтобы добираться до них, нужны были лодки. Именно тогда в Финляндии начался расцвет малого судостроения, а соседи — шведы и норвежцы — быстро обнаружили, что финские лодки отлично подходят и для их собственных акваторий.
В это время стали формироваться характерные типы местных судов вроде быстроходных всепогодных катеров с рубкой, а для производства корпусов начали использовать алюминий и стеклопластик. Первый алюминиевый катер — предшественник Buster — был сделан в Финляндии еще в 1974 году; в это же время верфь Terhi уже работала c АБС-пластиком. С 1980-х годов благосостояние финнов начало устойчиво расти, и именно этот фактор позволил национальной яхтенной индустрии развиться и стать такой, какой мы наблюдаем ее сейчас.
«Самая большая проблема, которую нам предстоит решить в ближайшем будущем, вовсе не связана с техникой, — говорит Юко Хоуи, управляющий директор Ассоциации производителей прогулочных судов Finnboat. — Мы умеем строить качественные, отлично сконструированные экологичные лодки, но нас ждет непростая борьба за свободное время покупателей. Сейчас, когда у большинства людей имеется всего четыре недели отпуска в году, яхтингу перепадает в лучшем случае неделя; в остальное время они путешествуют, играют в гольф и предаются еще десяткам самых разных увлечений. Число яхтсменов, которые продолжают совершать круизы продолжительностью месяц или более, неуклонно снижается, и происходит это не только у нас».
Подвесные моторы
В 2015 году финские импортеры ввезли в страну 23 093 подвесных моторов (на 29,5% меньше, чем годом ранее), причем 60% из них пришлось на двигатели мощностью менее 5 л.с. На финском рынке подвесников лидирует Yamaha, которая не только активно продвигает пакетные продажи своих двигателей, но и приобретает перспективные сильные бренды. Следом за ней идут Mercury и Suzuki, тогда как Honda и Evinrude распространены меньше всего. Сейчас в индустрии активно обсуждают предстоящее объединение Yamaha Motor Suomi и Yamaha Motor Scandinavia, которое может состояться в следующем году.
«Если скандинавская Yamaha возьмет Финляндию под свое крыло, наше положение не изменится, — говорит Харри Косунен, специалист по гарантийным вопросам компании Finn-Marin. — Более того, думаю, работать станет проще и эффективнее».
Финны послевоенного поколения постепенно стареют и перестают выходить в море, тогда как молодежь мало интересуется яхтами. Поэтому в ближайшие 5–10 лет вторичный рынок Финляндии переполнится никому не нужным флотом.
Решение проблемы падающего интереса к яхтингу заключается прежде всего в интенсивном маркетинге и его популяризации как образа жизни.
«На каждой международной встрече Finnboat вместе с ICOMIA пытается ответить на вопрос, как привлечь в яхтинг новых людей и сделать так, чтобы он стал не мимолетным увлечением, а основным хобби на долгие годы, — рассказывает Юко Хоуи. — Пока мы не очень понимаем, как добиться здесь успеха, а магического кристалла, позволяющего заглянуть в будущее, у нас, к сожалению, нет».
При этом яхтинг в Финляндии вовсе не считается уделом исключительно богатых. В многочисленных яхт-клубах на территории относительно небольшого Хельсинки стоит порядка 13,5 тысяч маломерных судов средней длиной около пяти метров, а нижний ценовой порог владения лодкой в Суоми могут переступить несоизмеримо больше людей, чем в России.
В 2015 году в стране было зарегистрировано на 4,3% больше прогулочных судов (3685 единиц), чем в прошлом. Этот стабильный рост Finnboat регистрирует уже третий год подряд, и подавляющее большинство из поставленных на учет лодок составляют небольшие моторные катера. К сожалению, в сегменте парусных судов, равно как и моторных круизеров длиной свыше 40 футов, ситуация остается прежней. В Финляндии они почти не продаются и в основном уходят на экспорт. По итогам 2015 года он вырос на 19%, что в денежном эквиваленте составляет € 209,1 млн. Это и не удивительно, поскольку 70% всей выпущенной финскими верфями продукции отправляется
за границу.
К финским верфям сейчас проявляют большой интерес иностранные инвесторы: немцы владеют Baltic Boats, Nautor принадлежит итальянцам, Buster купили японцы, а Bella Boats на треть американская.
«В будущем яхтенная индустрия нашей страны продолжит консолидироваться, поскольку существующая конкуренция слишком высока, — убежден Юко Хоуи. — Маленькие компании прекратят существование или будут поглощены более крупными, если только не начнут строить какие-то совсем уникальные лодки. За последние два года у нас не появилось ни одной новой верфи, и я надеюсь, что существующие производители продолжат строить яхты именно в Финляндии».
Мы уже не раз писали, что Финляндия — одна из немногих стран, где практикуется превосходная «лодочная бухгалтерия»: сотрудники Finnboat скрупулезно собирают и систематизируют статистические данные о произведенных, проданных, утилизированных, экспортированных и ввезенных в страну рекреационных плавсредствах. Это позволяет не только держать руку на пульсе, понимая происходящие в индустрии процессы, но также моделировать ее развитие, аргументированно общаться с законодательной властью страны.
Ну а если представить, что сегодня в Финляндии не существует такой мощной ассоциации производителей, как Finnboat, и попытаться создать ее с нуля?
«Это невозможно, — отвечает Юко Хоуи, — и попытки сделать нечто подобное в других странах провалились именно из-за отсутствия традиций кооперации между верфями. Возьмите хотя бы масштабные тесты в рамках Floating Show, которые мы проводим раз в два года: в мире нет другого такого события, когда десятки компаний собираются вместе и показывают журналистам разных стран свою продукцию. При этом они знакомятся с лодками конкурентов, тестируют их, обмениваются идеями и мнениями без зависти или неприязни друг к другу».
С этого года государство прекратило финансовую поддержу продвижения экспорта, которая действовала более 30 лет, под предлогом того, что для нормализации финансового положения страны необходимо ежегодно экономить порядка 10 млрд евро.
Утилизация стеклопластика
Более 10 лет назад Finnboat совместно с компанией Kuusakoski Recycling разработала систему утилизации стеклопластиковых судов и запустила пилотный проект, в ходе которого было переработано 500 лодок из архипелага Турку. Сейчас в стране функционируют 22 точки приема лодок, однако основная проблема заключается в том, что утилизационный объем слишком мал, да и варианты вторичного использования стеклопластика ограничены. Стоимость утилизации составляет 10 евро за 1 метр (лодки длиной до 6 метров), после чего необходимо платить 150 евро за тонну. Выпущенные в пиковые 1970-е годы яхты все еще используются, но они не вечны, и лет через пятнадцать вопрос утилизации встанет более остро.
«С этого момента все наши расходы мы покрываем самостоятельно, и, я думаю, правительство допустило серьезную ошибку, перестав продвигать экспорт финских товаров, которые производит мелкий и средний бизнес, — поясняет Юко Хоуи. — Прежняя довольно эффективная система уничтожается. Разумеется, мы встречались с министрами и отправили властям обращение за подписью 2000 компаний. Однако ответ был простой: мы все понимаем, но денег нет».
Во многих других странах люди, отчаявшись и ругая чиновников, пустили бы все на самотек, но этот сценарий не для Финляндии. Если ее народ сумел превратить свой небогатый северный край в сильную страну с высочайшим научно-образовательным и техническим потенциалом, то уж способ еще более эффективно развивать яхтинг и привлекать в него молодежь рано или поздно обязательно найдется.