Китай в умах людей зачастую ассоциируется с дешевым и быстрым производством одежды. Но это далеко не так. В Поднебесной существует целый мир высокой авторской моды, и самая яркая звезда на этом небосклоне — талантливая Гуо Пей. Ее работы ломают стереотипы и доказывают: современные китайцы могут создавать искусство в моде, опираясь на богатую культурную историю страны.
Про свое творчество Гуо Пей говорит так: «Каждый раз я как будто создаю свадебное платье для своей страны, делая это с огромной любовью в сердце». И пусть это метафора, но в действительности свадебные платья, сделанные в ателье Гуо Пей, популярны среди высших кругов китайской элиты и знаменитостей. Именно платья для свадебных церемоний прославили Гуо на родине, а уже после о ней узнал и весь мир.

Это случилось в первый понедельник мая 2015 года. Ежегодно в этот день в Нью-Йорке проходит бал Института костюма Метрополитен-музея Met Gala. Бал 2015 года был посвящен выставке «Китай: Зазеркалье», которая на момент закрытия побила рекорды посещаемости Метрополитен-музея за всю историю. Эта выставка и бал стали настоящим прорывом для китайской моды, а Гуо Пей наутро проснулась знаменитой. Наряд, представленный ею, выбрала и надела на красную дорожку певица Рианна. Это было искусно вышитое, отделанное мехом творение. На создание наряда в великолепном золотисто-желтом цвете в ателье Гуо Пей потратили почти два года. Накидка весила 25 кг, а шлейф достигал нескольких метров в длину, так что подниматься по лестнице Рианне помогали ассистенты. Выбор звезды и наряда был настолько удачным, что снимки попали в медиа по всему миру. В мемах шутили, что шлейф похож на омлет или пиццу, но все это никак не омрачило растущую популярность Гуо Пей. Многолетний труд дизайнера был замечен и оценен.

История Гуо Пей и правда похожа на сказку про Золушку, ранняя версия которой, кстати, появилась именно в Китае в IX веке. Как и главная героиня, Гуо Пей много и усердно работала, чтобы получить свою награду и совершить модное преображение. К слову, роль принца в личной сказке Гуо Пей тоже велика. Про своего супруга она говорит, что именно он расправил ей крылья и дал взлететь, разделив страсть к моде.
Как это часто бывает, мечта о мире моды зародилась у Гуо Пей в детстве. Она родилась в Пекине в 1967 году, в разгар Культурной революции. Гуо начала рисовать с двух лет, и чаще всего это были эскизы фантастических платьев. Отец, боясь преследований, выбрасывал работы юного модельера. Ведь когда она росла, любая роскошь или любые излишества были запрещены. Но у Гуо Пей была своя фея — ее экстравагантная бабушка, которая подпитывала интерес впечатлительного ребенка к моде своими рассказами о нарядах прошлого, богато украшенных вышивкой, о национальной одежде, об императорских династиях и их традициях. «Многие традиционные предметы были уничтожены во время Культурной революции, — объясняет Гуо. — Моей бабушке пришлось сжечь всю свою красивую одежду и спрятать драгоценные украшения в шкатулках. Она действительно скучала по этому».
 Image courtesy of the Fine Arts Museums of San Francisco-1.jpeg)
Маленькая Гуо слушала рассказы бабушки перед сном, мечтая о шикарных нарядах и аксессуарах, но в обычной жизни ей приходилось носить нейтральную одежду серого, темно-синего или зеленого цвета, как у всех. Под жестким запретом были желтый и золотой, символизирующие императорскую власть. В одном из интервью Гуо Пей вспоминала, что в 8 лет попросила о желтом платье, за что получила строгий выговор. Интересно, что прославивший ее наряд для Рианны был исполнен именно в золотом цвете.
У Гуо есть и другое, по-настоящему золотое платье под названием Da Jin («Великолепное золото»). Оно демонстрируется почти на всех выставках и признано наиболее известным творением Гуо Пей в мире моды и искусства. Над его созданием два года (50 тысяч часов) трудились 500 мастеров, а затраты на производство составили миллион долларов. Платье состоит из отдельных вертикальных панелей, полностью расшитых узорами из золотой нити. Платье Da Jin завершало первый кутюрный показ Гуо Пей в 2006 году, олицетворяя лучезарное и ослепительное сияние солнца, возрождение Китая после Культурной революции. Этот период важен для Гуо, так как совпал с ее взрослением, дал возможность получить образование и опыт в мире моды, а затем открыть собственное ателье, воплощая свои детские фантазии.

На всех показах Guo Pei на моделях массивная и сложная обувь. Именно поэтому на подиуме они так медлительны и осторожны, но в этом определенно есть свой шарм

В 1997 году Гуо Пей основала ателье Rose Studio, куда до сих пор приходят китайские знаменитости и элита на примерки. Все начиналось с повседневной одежды для успешных деловых женщин, а позднее привело к элегантным платьям для красной дорожки, сложным свадебным нарядам, костюмам для фильмов и Олимпийских игр в Пекине 2008 года.
Завоевав популярность в Китае, Гуо Пей решила покорить и главную столицу моды — Париж. Основной целью амбициозного дизайнера стал Синдикат высокой моды, членство в котором дает юридическое право носить титул кутюрье и проводить показы в рамках Недели высокой моды. Учитывая, что в ее ателье все изделия производятся вручную, а на создание нарядов и вышивок уходит от тысячи часов до двух лет, она точно знала, что заслуживает это звание. В июле 2015 года Гуо Пей провела свою первую персональную выставку в Музее декоративных искусств в Париже, чтобы показать французской публике, на что способна, и в том же году удостоилась чести стать приглашенным членом Синдиката высокой моды. Официально она первый и пока единственный кутюрье из Китая.

Дебютным парижским показом стало шоу 2016 года, в котором Гуо Пей отошла от сложности, фантазийности, громоздкости костюмов и показала, что может создавать изысканную моду для тех, кто ценит качество, искусство и изящество. Критики восприняли коллекцию доброжелательно. В том же году Гуо вошла в топ‑100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time и стала одним из «500 людей, формирующих мировую индустрию моды» по версии The Business of Fashion.
Благодаря работам Гуо Пей людям захотелось заглянуть в тысячелетнюю китайскую цивилизацию и открыть для себя современную моду Китая, ведь ее коллекции вдохновлены древними легендами и выполнены с использованием традиционных китайских техник и материалов. Например, наряды почти всегда дополнены обувью по мотивам старинной китайской и японской обуви окобо, головными уборами, напоминающими о китайских императорах, а фарфоровые платья демонстрируют один из символов новаторства Китая. Но все же главной страстью для Гуо Пей является традиционная китайская вышивка. Именно она стала визитной карточкой бренда.

Конечно, Гуо Пей черпает идеи не только в истории Китая. Она словно бы прокладывает мостик между культурами Востока и Запада. Гуо много путешествует, изучает историю развития западной цивилизации, восхищается европейскими храмами и готической архитектурой, интересуется религией и печатает на своих тканях фрески из католических соборов.
Гуо Пей совершила своеобразную французскую революцию, проведя весенне-летний показ 2017 года в бывшем королевском замке и тюрьме Консьержери в самом центре Парижа. Из темноты под каменными арками средневекового замка появлялись королевы прошлого из фантазий Гуо Пей. Возможно, это были призраки Марии Антуанетты, последней королевы Франции, узницы Консьержери. Коллекция собрала восторженные отзывы модной публики, которая соскучилась по театру моды в эпоху коммерциализации даже кутюра.


Наряды отсылали к одеяниям тибетцев и были расшиты традиционными тханками с изображениями Будды
После серии успешных показов в истории модного дома Guo Pei началась череда показов не только в Париже, но и по всему миру. Например, коллекция Guo Pei осень-зима — 2019 демонстрировалась в залах Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Показ открывало «Платье на двоих», в котором два лифа сливаются воедино (его даже прозвали платьем сиамских близнецов). И хотя эта коллекция была посвящена смерти и реинкарнации, она будто воспевала саму жизнь и была наполнена сакральными для китайцев символами. На платьях летали вороны — посланцы мудрости на границе между жизнью и смертью, ползали вышитые вручную жуки, пауки, бабочки и пчелы.
Фантазия Гуо Пей не знает границ и политических разногласий. Например, коллекция весна-лето — 2020 была вдохновлена Гималаями, хотя дизайнер никогда не была там. Эту коллекцию она создавала по своим ощущениям и представлениям о Гималаях как о месте, полном загадок. Костюмы она расшила традиционными тибетскими тханками. Над изображениями Будды в вышивальных мастерских трудились долго и тщательно, соблюдая все каноны.

Несмотря на известность и ответственность, возложенные на плечи Гуо Пей (огромный штат, знаменитые клиенты, немыслимые расходы), в душе она остается жизнерадостным ребенком, который живет в мире фантазий. В ее домашней мастерской хранится уникальная коллекция калейдоскопов, книг и старинных кукол, сотни плюшевых мишек и бесконечные папки с эскизами. Эти вещи помогают Пей постоянно развивать фантазию и не терять непосредственного взгляда на мир. «Фантазия — это вершина вашего духа, — говорит Гуо. Она делает ваше существование на этой планете чем‑то большим, нежели просто размышления о том, что вы едите и что носите. Если вы живете только ради этих обыденных вещей, жизнь будет очень утомительной».
Высокая мода от Гуо Пей фантастична и непредсказуема. Создавая кутюрные наряды, она рассказывает личные истории и делится эмоциями от собственных приключений, собирает свою память — культурную, национальную, историческую.
Остается надеяться, что укрепление российско-китайских отношений приведет к взаимодействию и в мире моды. Ведь развитие модной индустрии в Поднебесной и в России в чем‑то схоже: за несколько десятилетий мы прошли путь от почти полного разгрома собственного производства одежды до появления локальных модных брендов и их поддержки от соотечественников. Стоит отметить, что платья Гуо Пей прекрасно смотрелись бы на выставке в Пушкинском музее или Государственном Эрмитаже, дополненные богатыми китайскими коллекциями этих музеев.