Основательница одноименного бренда Паола Ленти очень хорошо знает, какой должна быть мебель для яхт. Кресла, диваны, лежаки и прочие объекты, придуманные ею, украшают лучшие образцы мирового флота частных яхт. Хотя сама Паола предпочтет сказать «наполняют», потому что она против украшательства. Что такое чистый дизайн, какова его задача и почему состоялась коллаборация с яхтенным дизайнером Эспеном Ойно, госпожа Ленти рассказала нам на встрече в Монако.
Как давно вы занимаетесь мебелью для яхт? Каким было начало этого совместного путешествия?
Наше, мое и моей компании, путешествие по индустрии судостроения началось практически одновременно с основанием бренда Paola Lenti — на заре 2000‑х годов. Первым опытом было сотрудничество с верфью Sanlorenzo. Годы шли, и коллекции мебели Paola Lenti становились все популярнее у дизайнеров яхт по всему миру и у верфей. Мы стали постоянными партнерами таких компаний, как Azimut-Benetti, Ferretti Group, а также нескольких ведущих верфей Северной Европы.
Должна отметить, что за последние 15–20 лет очень сильно изменился ландшафт яхтенной индустрии. Сперва ее можно было охарактеризовать как «потребителя» традиционной, классической мебели. Затем произошла революция, причем в самой эстетике, в концепции организации жилого пространства на борту. Слияние дизайна наземных резиденций и интерьеров яхт привело к тому, что они теперь практически ничем не отличаются друг от друга. Причем совершенно неважно, какого размера яхта: нынешний подход к дизайну яхтенного интерьера превращает его во второй дом по уровню комфорта.
Знаковым явлением в яхтенном дизайне последних лет стала интеграция открытых пространств и закрытых помещений. Нас это привело к созданию материала Rope — высокотехнологичного, устойчивого к воздействию самой агрессивной среды. Этот материал в виде шнура, из которого мы плетем и ткань, и саму мебель, сыграл решающую роль в запуске коллекций Paola Lenti для веранд, террас и яхт.
И все же, различаются ли яхтенная и домашняя мебель? Можно ли в салонах и каютах использовать ту же мебель, которой мы обставляем свои дома? Нужна ли для мебели, которую планируется использовать на открытых палубах, особая защита от солнца и влаги, большая, чем для садовой мебели?
С точки зрения производства — ничем не различаются. Все коллекции мебели Paola Lenti для наружных пространств очень серьезно тестируются, чтобы мы могли быть уверены, что они переживут и грозу, и палящее солнце — любые самые жесткие погодные условия.
С точки зрения дизайна это все‑таки два разных мира. Мебель для яхт должна отвечать множеству требований. Однако философия бренда Paola Lenti остается неизменной: если это касается яхты, то и в каюте, и на флайбридже мы создаем ту же теплую и гостеприимную атмосферу, что и дома.
Насколько часто вы черпаете вдохновение у ваших постоянных клиентов? Делитесь ли вы с ними своими идеями? Можете ли создать предмет мебели на заказ?
Я постоянно нахожусь в диалоге и тесном взаимодействии с нашими клиентами. Это позволяет лучше понимать их вкусы и подстраивать под них технологические решения. В работе с «яхтенными» клиентами кастомизация — краеугольный камень. Мебель Paola Lenti может быть уникальной с точки зрения формы, функций и цвета. Прекрасный пример — кресло Sabrina, которое мы представили на Monaco Yacht Show в минувшем сентябре. Его пропорции разрабатывались исходя из нужд и запросов, которые мы часто получаем от дизайнеров яхтенных интерьеров. А само кресло родилось из необходимости создать особую атмосферу во время продолжительных ужинов или деловых встреч на борту.
За последние несколько лет мы видели множество примеров скандинавского стиля в дизайне яхтенных интерьеров. В чем, на ваш взгляд, секрет его популярности?
Я обычно стараюсь говорить только за себя, поэтому отмечу: мне кажется, что ключ к успеху скандинавского стиля — в минимализме. Я всегда была уверена, что чистота формы — залог элегантности, то, что делает вещь (и мебель в том числе) шедевром на все времена.
К слову о шедеврах: сегодня мы видим предметы мебели практически в каждом музее современного искусства. Вы тоже считаете, что некоторые из них можно назвать произведениями искусства?
Лично я каждый предмет мебели под брендом Paola Lenti рассматриваю как произведение искусства, хотя бы небольшое. Высокотехнологичные материалы и ткани — это лишь одна сторона нашей работы. А с другой, мебель Paola Lenti — это результат ручного труда мастеров самого высокого класса, которые каждую созданную ими вещь наделяют душой. Мы сотрудничаем с ремесленниками и художниками со всей Италии. Именно они позволяют нам выпускать такую разную мебель и аксессуары. Например, керамист Николо Моралес или мастер по работе со стеклом и лавовым камнем Марелла Феррера создают своими руками произведения искусства, придающие нашей продукции особенный характер.
Или коллекция Metamorfosi, которую в Paola Lenti разработали совместно с Фернандо и Умберто Кампана. Некоторые образцы мягкой мебели из нее уже успели поучаствовать в арт-ярмарках. Более того, эта коллаборация дала новую жизнь текстильному производству и производству мягкой мебели Paola Lenti: благодаря ей мы сумели придумать новые формы и виды отделки мебели. Модели диванов и кресел Morpho, Centopeia, Alicia вдохновлены организмами, населяющими море и сушу, хотя каждый волен интерпретировать их, как ему угодно. Граница между подобными произведениями мебельщиков и произведениями искусства очень тонка. Такие предметы пробуждают у людей важную эмоцию — удивление — и вместе с тем помогают планете, поскольку создаем мы их из переработанных материалов.
Какие советы вы можете дать по обстановке суперъяхты? Чего стоит избегать?
У меня лично сильное отвращение к излишнему украшательству. Когда я работаю над дизайном нового объекта, я фокусируюсь на нем самом, на его функции, стараюсь избегать ненужных элементов, декоративных приемов. Для меня жизненно важны и очень сильно взаимосвязаны два понятия: простота и баланс. Достичь гармонии между функциональностью и эстетикой — не такой уж большой подвиг для дизайнера, но он освобождает от часто меняющихся трендов. Также очень важны материалы. Их нужно выбирать, отталкиваясь от качества и эмоций, которые они вызывают. И нельзя забывать про подборку цветов.
Я никогда не думаю о цвете применительно к конкретному продукту, скорее я смотрю на то, как цвет работает в контексте, пробуждает ли он приятные чувства. Цвет — это оболочка эмоции, а хорошее самочувствие связано с нашими эмоциями.
Насколько тесно вы сотрудничаете с дизайнерами яхтенных интерьеров?
Теснее всего наша компания сотрудничает с верфями, хотя владельцы яхт и дизайнеры тоже участвуют в процессе, особенно когда мебель от Paola Lenti задает тон дизайн-проекту. Широкая гамма нашей продукции и способность создавать вещи под заказ обязывают нас постоянно находиться в процессе обмена мнениями с коллегами по проекту.
Расскажите подробнее о сотрудничестве Paola Lenti с Эспеном Ойно.
Сотрудничество с Эспеном Ойно для нашей компании — это естественное продолжение работы в судостроительной индустрии. Мы разделяем любовь к чистому функциональному дизайну и приверженность к охране окружающей среды, использованию переработанных и перерабатываемых материалов. Моя философия, как и философия Эспена, вдохновлена принципами дизайна вне времени. В нашем мире, который становится все сложнее для понимания, коллекция, которую мы презентовали на Monaco Yacht Show 2023, олицетворяет простоту и веру в то, что настоящая элегантность либо есть в сущности человека, либо ее нет.