Короли тоже любят ходить в море. Вопрос — на чем? Обсуждаем выбор монарха Нидерландов.
Бывая в музеях-дворцах, иногда ловлю себя на мысли «примерить» царские символы былых времен. Надеть корону, поваляться на ложе с балдахином, посидеть на троне… Этой осенью в Каннах я практически реализовала свое желание: мы тестировали Wajer 38 Osprey — любимую игрушку и, можно сказать, плавучий трон короля Нидерландов Виллема-Александра IV. Понятно, что движимый патриотизмом монарх мог выбрать только голландскую лодку. Но в стране изрядно верфей, и хочется понять, чем привлекла внимание Его Величества именно эта модель.
Wajer & Wajer
В России бренд Wajer & Wajer пока в новинку; лишь недавно его стала представлять компания Larus Yachts. А в Нидерландах имя Wajer & Wajer известно хорошо. Основатель компании Дорус Вайер большую часть жизни провел на воде; в 1992 году он начал строить лодки на берегу озера в местечке Лусдрихт, неподалеку от Амстердама, а затем перевел производство в Хеег, ближе к морю. Линейка верфи включает всего четыре модели, но каждая уникальна. Флагманом является каютная Wajer 38, у которой есть модификация Wajer 38S с центральной консолью и хардтопом. Проект разрабо- тан совместно с известным дизайн-бюро Vripack, и это служит отличной характеристикой класса судна.
Дизайн
Wajer 38 Osprey — это быстроходный прогулочный катер, который можно использовать и как тендер для суперяхты. Лодок такого типа немало, и для успеха требуется что-то еще. Этим «что-то» в данном случае выступает дизайн: в меру смелый, безукоризненно элегантный и, безусловно, функциональный.
Wajer & Wajer делает ставку на беспроигрышное сочетание классической внешности, современных материалов и технологий. Корпус выполнен из стеклопластика, в конструкции и отделке применен также карбон. Отличительная (и весьма удобная) особенность лодки — обширная носовая палуба. У 38 Osprey немалую ее часть занимает лежак для загорания, у модификации Wajer 38S здесь носовой кокпит с диванами, из которых образуется лежак. Однако первый вариант позволяет иметь в носу каюту; учитывая это, лодку можно классифицировать как полноценный weekender.
Компоновка приборной панели несложная. Wajer 38 Osprey оборудована системой Mastervolt, завязанной на интегрированную систему мониторинга Imtech (двигатель, навигация, аккумуляторы и пр.). Универсальный монитор 15ʹʹ, с помощью которого осуществляется общий контроль над судном, системами и ситуацией, читается даже на ярком солнце. На него можно вывести и изображение от камеры кормового обзора, что полезно не столько для швартовки, сколько для контроля лыжника за кормой. На рулевой консоли есть и управление электрической якорной лебедкой.
Все гениальное просто. Эта фраза характеризует идею планировки кокпита. Перед ветровым стеклом — пост управления с тремя креслами (рулевой по центру). Слева — вход в каюту. Пассажирские места — диваны вдоль бортов и тот что в корме (он же — лежак для загорания). Помимо ходового тента, предусмотрен защищающий от солнца бимини. Гнездо в центре кокпита предназначено для съемного столика (убирается в рундук): вокруг рассядется немаленькая компания — кресла разворачиваются в кокпит.
Каюта выглядит традиционно. В носу — кровать на двоих, по бортам — шкафчики. Здесь же уместились полноценный выгороженный санузел и мини-камбуз. Особого внимания заслуживает отделка: применен металл (полированная сталь и матовый анодированный алюминий), красное дерево и тик, кожа; приятно выглядит светодиодная подсветка. Возможны любые материалы на выбор, используются разные цвета и фактуры, но лодки при этом не перегружены деталями. Глядя на них, можно только восхититься, настолько идейно завершенно выглядит каждая, начиная с цвета корпуса и заканчивая подушками в кокпите и каюте.
На ходу
Wajer 38 Osprey стояла у понтонного причала, а бесконечный поток посетителей временами тормозил возле нее: люди останавливались, с любопытством взирая на нас, по-королевски расположившихся в кокпите, и, конечно, на саму лодку. А мы готовились к тесту.
Вариантов моторной установки здесь несколько: Volvo Penta IPS350, IPS500 и IPS600 (днищевые колонки) и двига- тели D6–435 с транцевыми колонками DPH. С агрегатами IPS600 (870 л. с.) на полуметровой волне лодка не напря- гаясь выдала 41 узел. При 1800–2000 об/мин (скорость около 15 узлов, режим «горба») дифферент достигает 8° и затрудняет обзор, но выход на глиссирование занимает 5 секунд, а разгон со стопа до максимума (без интерцепторов) — 32 секунды, и дифферент почти не проявляется.
При отсутствии бокового ветра интерцепторы практически не влияют на динамические характеристики. Устойчивость на курсе сопровождается обеспеченной IPS высокой маневренностью и ощущением полного контроля над лодкой. В крутой циркуляции обороты падают до 2800–3000 об/мин, ее диаметр 25–30 метров; крен заметный (более 15°), но скула уверенно держит корпус. Ветровое стекло отбивает воздушный поток, а реданы и развал борта в носу хорошо защищают кокпит от брызг. Уровень шума 78 дБА (на полном ходу) — меньше, чем у некоторых рубочных круизеров.
Вердикт
Большой плюс Wajer 38 Osprey — возможность кастомизации. Верфь подчеркивает, что не занимается массовым производством. Каждая лодка уникальна отделкой, обору- дованием, детализацией, что для такого типа редкость. Впрочем, в данном случае удивляться не стоит: троны тоже делают не на конвейере. Так что выбор Виллема- Александра IV вполне понятен.
Wajer 38 Osprey иногда сравнивают с кабриолетом Rolls-Royce Dawn. Может быть, только лодка больше по размерам, возможностям и цене (от € 575 000). Недешево, но, наверное, оправданно, раз эти лодки покупают, причем не только короли: незадолго до нашего теста Wajer 38 Osprey приобрел клиент из России. Думаю, такая лодка украсит акватории Москвы, Питера, Сочи или волжский пейзаж.