Байкал всегда оставался желанным местом для путешественников, и поток людей, стремящихся побывать на этом самом глубоком озере планеты из года в год становится все полнее. Окрестности Байкала известны разнообразием ландштафтов и богатством живого мира, а история их заселения увлекательна и незаурядна. Как и во многих туристических местах, на озере есть «культовые объекты», однако его красота не ограничивается Ольхоном да Листвянкой. Они, безусловно, заслуживают внимания, но ведь наверняка на Байкале есть что-то еще. Мы расспросили путешественника и блогера Богдана Булычева о местах, куда пока не добрались экскурсионные группы, и о том, каким может быть Байкал нетуристический.
Вы бывали на Байкале не раз, и, скорее всего, доводилось забираться туда, куда не возят обычных туристов. Какой сезон там лучший?
Наверное, интереснее все же зимний Байкал, ведь летом многие водоемы так или иначе на него похожи. Взять хотя бы сказочные озера Киргизии или горное озеро Тургояк на Урале, не слишком большое, но с красивыми видами… Или, скажем, озеро Джека Лондона в Магаданской области. А вот в замерзшем виде такого озера, как Байкал, нет. Там получаешь доступ к ледяной глади, которая, как и водная, позволяет добраться в труднодоступные места.
Озеро всюду одинаковое, или есть какие-то непохожие друг на друга части?
Если хочется посмотреть другой Байкал, то стоит побывать на нем со стороны Бурятии. Если в северозападной части озера нереальные площади открытого льда, то с другой стороны оно настолько заснеженное, что порой берег не различить. И еще в копилку зимнего Байкала: если ехать не на Малое море, а уйти правее, то, выходя из маленького пролива, зимней ночью можно услышать невероятную музыкальную феерию! Трескающийся лед ежесекундно издает огромное количество звуков. Заглушишь автомобиль или снегоход, отойдешь метров на двадцать-тридцать от домиков — страшно даже, все под тобой трещит!
На какой технике вам доводилось путешествовать по Байкалу и его окрестностям?
В основном на внедорожниках. Приглашали и на снегоходную прогулку, и на водном транспорте, на велосипедах и на коньках. Но у меня, к сожалению, по срокам не получалось с друзьями отправиться. По шуге совсем недавно было предложение пройти. И, конечно, летний Байкал по воде пройти. Вскоре надеюсь закрыть этот пунктик для себя.
Есть ли стоящие места, куда не добраться из Листвянки на теплоходике?
Первый и самый близкий пункт вне туристических троп находится в районе мыса Покойники. Как раз недалеко французы там фильм снимали («В лесах Сибири», реж. Сэфи Неббу, 2016. — Прим. ред.), где путешественник, совсем один, документировал все происходившие с ним метаморфозы. В охотничьем домике с ящиком водки и тремя коробками книг он ловил русский дзен. Там еще метеостанция есть. Когда я ходил на нее, там жила одна семья. Сейчас это место, конечно, не такое аутентичное, как в том фильме. Появилось несколько домиков, которые сдаются в наем, но я не понимаю, как и где их можно забронировать. До 23:00 работает дизель-генератор, а едва его глушат, воцаряется абсолютная тишина. Сопки, лес, озеро… Добраться туда можно на лодке или по льду.
Cевернее есть мыс Большой Солонцовый. Там заливчик такой небольшой с пляжем, на краю которого стоит избушечка. Вроде бы и чья-то, но не на замке. Если в домике никого нет, можно переночевать или пожить там. Только, уходя, обязательно нужно заложить печку дровами, пополнить запас спичек и оставить сколько-то еды.
На севере, то есть на Верхнем Байкале, нет дорог. Озеро там опоясано горными хребтами, кое-где в распадках стекают речушки, может встретиться охотничий домик… Места дикие и невероятно живописные.
Что там сейчас с сервисом?
На Байкале сейчас много нормальных гостиниц — не сетевых, но под управлением людей, знающих в этом толк. Клиентоориентированность и сервис для них не пустые слова. На Ольхоне, в поселке Хужир и его окрестностях есть гостевые домики, базы и частные дома. Например, на горке рядом с местным храмом, откуда открывается невероятный вид, звонарь Сергей выстроил на материнский капитал дом и теперь сдает его. Рядом он выделил большую территорию под кемпинг, где можно бесплатно ставить палатки, но за воду, туалет и другие услуги уже надо платить.
Появились кафе, интересные сувениры и, главное, действительно стоящие предложения от туроператоров — не просто состряпанные на коленке маршруты, по которым они сами второй раз едут, а продуманные и проверенные пакеты от простой прогулки на катере до эксклюзивных туров и больших авторских программ.
Многие сейчас едут в Крым за большие деньги, а возвращаются недовольными. В отношении Байкала с таким не сталкивались?
Если говорить про Крым, то там лишь в последние три года что-то стало улучшаться, а до этого был суровый советский сервис… Байкал — совсем другое. Безусловно, европейские туристы ехали сюда прежде всего за чем-то аутентичным. Например, мы встретили тут наших немецких друзей, которые говорили следующее: «Всё круто, но до этого был туалет у парня — дырка в полу, а теперь он поставил унитаз обычный. Плохо! Туалеты хорошие и у нас есть, а дырки такой нет нигде». Загадочная душа туриста, не угодишь. Отельеры адаптировались к таким запросам: хотите дырку — едем к тете Варе, предпочитаете теплый туалет — тогда нам к дяде Пете.
Доводилось ли вам бывать в центре «Байкал заповедный»?
Да, это один из уникальных музеев Сибири, без скучных тетенек-гидов. История, природа, освоение, культурная часть, этнографическая, флора-фауна — мощный срез. Прямо на территории есть коттеджный городок, активности всякие. Чего не хватает, так это сетевых кафе или ресторанчиков по берегам. Понятно, что все эти заведения с громкими названиями типа «Лас-Вегас» ничего общего с Лас-Вегасом не имеют, а качество борща в них зависит от настроения тети Маши. Хочется стабильности, пускай даже блюд национальной кухни, но с интересной подачей. На Ольхоне, кстати, такое есть.
Какой момент на Байкале запомнился вам больше всего?
Лето 2015 года. Мы тогда остановились в Хужире. Все вокруг было в дыму от лесных пожаров, другого берега не видать. Песок, искривленные ветрами деревья и пробивающееся через дымовую завесу солнце — поистине марсианские пейзажи, потрясающе! А зимой сильнее всего запоминается, конечно, лед самой разнообразной структуры. Ровный, белый, голубой, мутный… ощущения непередаваемые.
Как местные жители на севере Байкала встречают туристов из европейской части России?
Есть миф, что северные народы не любят чужаков. Наверное, если ты начнешь сорить, вести себя неуважительно, они проявят агрессию. А так люди там дружелюбные и не видят в каждом туристе исключительно ходячий кошелек. Порой даже чувствуется, что это другая страна. Влияние Монголии и Китая ощущается здесь больше, чем воздействие Москвы. Люди живут совсем иначе, не так, как мы.
Съездив однажды на Камчатку, не многие возвращаются туда снова. А что с Байкалом?
Это вопрос разнообразия отдыха. В том же Хужире можно жить у звонаря Сергея или в отеле «Порт Ольхон», где и горничные есть, и хорошие завтраки. Разные форматы. А на Камчатке тысячу лет один и тот же тур. На снегоходе везут к подножью вулкана, рыбалка, хелиски — и больше там делать нечего. А люди прежде всего выбирают даже не место, а программу, и возвращаются куда-то только за счет новых предложений.
Вы много путешествуете, бывали на Северном полюсе, поднимались на Эльбрус. Для своих походов вы предпочитаете практичную одежду RedFox. В чем бы вы советовали отправляться на Байкал в разные сезоны?
Главное правило хорошей экипировки — многослойность. Это работает как зимой, так и летом. Первым слоем лучше взять термобелье, так как в одной мембранной куртке вы просто вспотеете. Кроме того, нужен флис, ведь по утрам часто тепло, но вечером может быть прохладно. Еще, например на лодке, обязательна одежда с защитой от солнца, а в лесу — с пропиткой, которая спасет от комаров. Однозначно нужна удобная обувь: если берете новую, то она должна быть непременно расхожена. И не пожалейте времени, чтобы подобрать правильный рюкзак для трекинга: спина потом скажет вам спасибо!
В лесах Сибири
Француз Сильвен Тессон — учитель географии по образованию и путешественник-авантюрист по зову сердца. В своих поездках он принципиально не пользуется никаким современным оборудованием, а на путешествия тратит гонорары, полученные за документальные фильмы и книги о его экспедициях. На Байкале бывал не раз, в результате чего появилось несколько книг и эссе, удостоенное премии Медичи. На их основе и был написан сценарий к фильму французского режиссера Сэфи Неббу «В лесах Сибири». Cъемки проходили в районе пади Идиба и на Берегу медведей. Главный герой жил точно в такой же хижине, где полгода в одиночестве провел Тессон. Французы даже не рассматривали вариант «замаскировать» под Байкал, скажем, предгорья Альп, что было бы гораздо дешевле и легче, чем тащить в тайгу огромную съемочную группу и вагон c оборудованием… Большая роль в развитии сюжета отведена персонажу, которого исполнил популярный российский актер Евгений Сидихин. В фильме приняли участие и другие наши соотечественники.