Хорошо известные в индустрии капитаны Малкольм Якотин и Брендан О’Шэннесси недавно основали компанию OnlyCaptains. Ее главная задача — помогать владельцам яхт и управляющим компаниям подбирать капитанов для крупных суперяхт, объективно оценивать их квалификацию и проводить с ними наставническую работу. Брендан О’Шэннесси рассказал нам о том, почему не бывает идеальных капитанов, зачем нужен телефон доверия и как помочь людям, только что вступившим или давно работающим в этой должности, не выгорать и открывать в себе новые глубины.
Как вам с коллегой пришла мысль запустить проект OnlyCaptains?
Малкольм Якотин воспитал много отличных капитанов. Когда-то он был и моим наставником, поэтому однажды я спросил его: «Помнишь, сколько хорошего ты сделал для меня? Почему бы теперь нам вместе не делать это для других?» И у него, и у меня есть собственные консультационные компании, однако в OnlyCaptains мы оба видим не только бизнес, но наш личный вклад в индустрию.
Помощники, которые работали со мной на борту яхты Octopus в 2007 году, теперь стали очень хорошими капитанами и время от времени звонят мне с просьбой обсудить рабочие темы. Каждый раз, когда мы проговариваем их, я понимаю, что несмотря на огромный опыт, у капитанов порой возникают вопросы, которые им важно с кем-то обсудить. Не с управляющей компанией, не с работодателем, а с кем-то, кто действительно выслушает и даст дельный совет.
В прошлом году на Superyacht Forum выступал Гюнтер Алварадо из института Al Seer Marine, который сказал: «Мы нанимаем капитанов на яхты стоимостью под € 300 млн, опираясь лишь на трехстраничное резюме и несколько телефонных звонков. Достаточно ли этого?» Этого действительно мало, поэтому мы установили партнерские отношения со швейцарской компанией, чьи профессиональные психологи уже 20 лет оценивают капитанов и старших помощников.
Если человек считает себя хорошим капитаном, он должен уметь продемонстрировать это. Например, когда я учился на пилота морской авиации, то проходил на симуляторе опрос для оценки компетентности. Сейчас строятся совершенно невероятные суперяхты, но как подобрать для них капитанов? Как узнать, что соискатели достаточно компетентны в техническом плане и способны противостоять стрессу, который временами поистине колоссален? Кандидаты могут выглядеть весьма представительно и красиво говорить на собеседовании, но проверял ли их кто-то? Именно это мы и предлагаем нашим клиентам.
А как же подтверждающие квалификацию капитана документы?
Наличие диплома ни о чем не говорит. Моя дочь скоро получит водительские права, но эти «корочки» не сделают ее пилотом F1. Диплом капитана — это документ, который маркирует начало процесса обучения, а не его окончание. Я получил свой диплом очень давно, и сейчас, оглядываясь на свою первую капитанскую должность, понимаю, что не знал тогда почти ничего и проскочил через многое просто за счет удачи. Даже на своем четвертом судне я продолжал сталкиваться с тем, что многого не знаю. Сейчас у меня отличный старший помощник: ему 28 лет, и он — будущее индустрии. Но дело в том, что он просто еще слишком мало походил по этой земле, чтобы накопить достаточно жизненного опыта. И речь тут не о навыках управления судном — это как раз самое простое. Гораздо труднее урегулировать конфликты в коллективе или позвонить семье члена экипажа, чтобы сообщить о трагедии.
У вас когда-нибудь была драка на борту? Или пожар? Как вы справлялись с эмоциональной стороной этих событий? Как планировать и проводить собрания, чтобы они были результативными? Как структурировать процесс принятия решений? Никто капитанов этому не обучает. Последний разговор с моим старшим помощником занял час, и я в основном одобрительно поддержал все его доводы и решения, сопроводив их рядом советов. Ему просто нужно было с кем-то поговорить, чтобы увериться в своих силах и взять на себя ответственность. В следующий раз я обязательно его спрошу, сделал ли он то, что планировал, и каков был результат.
Разве крюинговые агентства не достаточно досконально проверяют кандидатов?
Сейчас в яхтенной индустрии используется модель «случайного» найма капитанов: открывается вакансия, на нее поступают отклики с резюме, после чего управляющая компания отбирает, допустим, трех кандидатов. Все они неплохие парни с необходимой квалификацией, но кого предпочесть? Которого из них выбрать?! Именно здесь на помощь приходим мы с Малкольмом. При этом управляющая компания демонстрирует клиенту свой профессионализм в подборе экипажа, и ей не нужно держать на зарплате двух высококвалифицированных консультантов. Мы составляем всесторонний отчет по каждому из отобранных кандидатов, не конкурируя при этом ни с крюинговыми агентствами, ни с управляющими компаниями. Более того, мы не только помогаем им сделать правильный выбор, но выстраиваем долгосрочные отношения и готовы корректировать возможные недостатки у нанятых сотрудников. Капитан пишет слишком длинные отчеты или с большой неохотой сообщает плохие новости? Мы аккуратно поможем исправить это.
Реальность такова, что текучесть кадров очень высокая. В индустрии много хороших капитанов, но нет ни одного, кто может все сам. Я тоже не могу. Тут как в спорте: поддержка нужна всегда. Лионель Месси — один из лучших в мире футболистов, но значит ли это, что ему не нужен тренер? Да у него целая команда тренеров! Так и самому хорошему капитану нужны наставники, поскольку чем больше яхта, тем больше всякого разного происходит на борту. Я был в этой шкуре и по себе знаю, насколько важна поддержка.
Легко ли капитанам признаваться себе в том, что им нужен наставник?
Я хорошо помню себя молодым капитаном на первом судне. Если бы вы задали мне этот вопрос тогда, то, разумеется, я бы ответил, что наставник мне ни к чему. Вот мой диплом, вот моя яхта, я — КАПИТАН! Но теперь-то я понимаю, как нужен был мне наставник. Замечу: не учитель, а именно наставник. Вы не можете знать все, походить во всех океанах и прожить все возможные ситуации, именно поэтому необходим кто-то, кто может поделиться опытом.
Наставничество, о котором вы говорите, это всегда теория? Или практика тоже возможна?
Конечно! Буквально две недели назад ко мне обратился капитан 100-метровой яхты с просьбой поделиться инструкцией о том, как вставать на два якоря в Монако. Я, разумеется, не отказал ему, но поставил условие: мы должны сначала проговорить все шаги этой инструкции, которую я в свое время составил. Помимо прочего, я умею работать с системами динамического позиционирования, управлять судами на азиподах и пилотировать вертолеты в море, а также не понаслышке знаком со строительством суперяхт, поэтому могу помогать капитанам в сугубо технических вопросах.
А можете ли вы помочь старшему помощнику, который хочет стать капитаном, но не уверен, что справится с возросшей ответственностью?
Да, в моей практике были примеры, когда и сам помощник, и владелец яхты хотят, чтобы тот стал капитаном, но все немного побаиваются сделать этот шаг. Обычно в таком случае я говорю владельцу: «Предоставьте мне яхту и помощника на три дня, я устрою ему хорошую тренировку; мы проговорим все, что нужно, он поверит в себя, и дальше я продолжу за ним приглядывать». Владелец понимает, что если сейчас он просто наймет другого капитана, то потеряет отличного старшего помощника, с которым он так давно знаком и который ему так нравится, поэтому, как правило, решает дать ему вырасти, причем инвестиции в этом случае минимальны.
Капитанов много, а вас с Малкольмом двое. Справитесь?
Малкольм выступает лидером OnlyCaptains, и по мере развития нашего бизнеса мы привлекаем других опытных капитанов-советников. Они с удовольствием становятся менторами, потому что, как и мы, хотят сделать индустрию лучше. Мы создали сообщество капитанов, которых знаем лично, и бесплатно рассылаем им качественную информацию. К нам уже обращаются владельцы яхт и крупные брокерские компании с просьбой поработать с их капитанами. Важно понимать, что не каждый отличный капитан подходит каждому владельцу. Когда мне нужно было выбрать для одного из наших клиентов капитана из пяти высокопрофессиональных кандидатов, я, в том числе, учитывал их психологическую и культурную совместимость.
Возьметесь ли вы быть наставником для капитана парусной суперяхты, ведь парус — это совершенно другой мир?
Я был профессиональным гонщиком, участвовал в Кубке «Америки», регатах Сидней-Хобарт и Fastnet, поэтому умею разговаривать на языке паруса. Тем не менее крупные парусные суперяхты весьма специфичны, и если бы мне поступил запрос от капитана такого судна, то я просто позвонил бы друзьям на яхту Black Pearl, с которыми мы тесно общаемся, с просьбой помочь этому человеку.
Нужно иметь в виду, что ни я, ни Малкольм, ни кто-то другой не может быть капитаном за других людей. Наша задача в том, чтобы поддержать их, когда это необходимо, подсказать, какие инструменты использовать, и оценить их возможности по поручению клиента.
Помогаете ли вы капитанам планировать экспедиции, например, в высокие широты, или им лучше обращаться в специализированные агентства?
Мне не раз доводилось бывать в полярных регионах, и я готов делиться своим опытом и давать советы. Многое здесь завязано на планирование: необходимо заранее знать, кто будет ледовым лоцманом, как вовремя получить разрешения (для Шпицбергена это занимает девять месяцев!), где найти надежных партнеров и так далее.
А что в отношении планирования операционного бюджета? Для многих капитанов это большая проблема…
Изначально я создал свою компанию Katana Maritime именно для того, чтобы помогать владельцам планировать бюджет, поэтому опыта в этой области у меня более чем достаточно. Если вы дадите мне провести с капитаном, который умеет читать, полчаса, я обучу его структурировать бюджет. На самом деле это очень просто, однако зачастую люди почему-то накручивают себе, будто составление бюджета — невероятно сложная штука! Если воспользоваться несколькими алгоритмами, то все делается очень легко.
Вы предпочитаете современные программные инструменты или работаете по старинке?
Мы советуем использовать то, что лучше подходит для владельцев и для управляющей компании. Я могу работать и с теми и с другими, и не стал бы советовать отворачиваться от современных инструментов. К сожалению, яхтинг сильно отстает в плане бизнес-софта и автоматизации: на лодках до сих пор можно встретить бухгалтеров на полной ставке. Но все-таки здесь нужно исходить из требований владельца: если его устраивает бухгалтерская книга — отлично, будем работать с ней. Если это сложное программное обеспечение, которое никто досконально не понимает, будем разбираться с ним. Чего мы никогда не делаем, так это не склоняем клиентов к удобным нам решениям.
Кто оплачивает ваши услуги?
Контракт на подбор капитана заключается с владельцем или управляющей компанией, которые и оплачивают нашу работу. Отмечу, что в договор включено годовое наставничество, поскольку мы не можем позволить себе просто взять деньги, найти кого-то на лодку и удалиться. В то же время около 60% капитанов обращаются к нам напрямую, ведь мы для них своего рода телефон доверия.
Наверняка вам часто приходится сталкиваться с эмоциональным выгоранием капитанов. Что вы им советуете?
Приведу один пример. В феврале этого года, еще до начала пандемии, я провел две недели дома, взяв отпуск на яхте, где в то время работал. Поскольку я занимаю пост председателя капитанского комитета International Superyacht Society, мне нужно было созвониться с шестью капитанами — пятью мужчинами и женщиной, которые в то время все еще оставались на своих яхтах. И вот я слушаю их и понимаю: что-то здесь не то — они жалуются! Тогда я спросил их: «Достаточно ли вы спите?» Оказалось, что нет, и тогда я попросил их рассказать, что вообще происходит у них на борту.
Эмоциональное выгорание — это действительно серьезная проблема нашей индустрии, поэтому я начал выяснять у этих капитанов, какие дела из их ежедневного списка можно исключить без последствий, чтобы выделить больше времени на сон. Как более эффективно потратить время и снизить усталость? Оставлять все это на самотек нельзя, и обязательно нужно сделать что-то, что позволит больше отдыхать.
Мы любим яхтинг и хотим сделать его мир еще лучше, поэтому если у нас получается предотвратить выгорание капитанов и помочь им открывать в себе новые глубины, это здорово.
Бывают ситуации, когда капитан хочет уйти, но не решается сказать об этом. Поможет ли ему наставник?
Я бы сказал, что ответ им уже известен, и они просто должны отыскать его. Конечно, мы можем помочь им в этом, задав ряд вопросов. Но в конечном итоге капитан может решить, что здесь на самом деле не так уж и плохо, и продолжит работу.
У капитанов, участвующих в строительстве яхт, выгорание нередко приходится на момент ввода яхты в эксплуатацию. Вам это знакомо?
Нагрузка на капитана в ходе строительства суперяхты неизменно высока, а дальше все зависит от интенсивности использования судна. Например, когда мы строили Vava II, то сразу с верфи лодка пошла через Атлантику, потом вокруг света, и график все это время оставался крайне напряженным. Был и обратный пример, когда достроенная яхта просто перешла из Северной Европы в Средиземное море и надолго встала там в марине. В этом случае мне, разумеется, было легче.
Какова сегодня самая сложная задача капитанов суперяхт?
Пожалуй, это соответствие ожиданиям владельца. Инвестиции клиентов настолько высоки, что им просто не остается ничего другого, как выдвигать невероятно высокие требования к экипажу. Ведь когда вы останавливаетесь в пятизвездочном отеле, то вряд ли ожидаете увидеть там сервис на три звезды. Дизайнеры создают невероятные как снаружи, так и внутри суперяхты, и первостепенная задача капитана — сделать так, чтобы опыт их эксплуатации оказался соответствующим, будь то чартер или частное использование.