Чагын Генч нашел время, чтобы встретиться с Y Magazine и рассказать о планах, связанных с сокращением карбонового следа, о том, как важно на этом пути быть осторожным и внимательным.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о новых моделях Sirena Yachts с гибридными установками.
Мы решили начать с модели Sirena 48. Это будет версия coupe, без флайбриджа. У гибридных пропульсивных установок есть две системы: параллельная и серийная. Параллельная подразумевает наличие ДВС, электрического мотора и трансмиссии. Это очень распространенная система. Мы собираемся использовать серийный вариант, включающий в себя генератор, аккумуляторные батареи и электрический мотор; двигателя внутреннего сгорания в такой системе нет. На яхте такого класса, как Sirena 48, можно будет спокойно двигаться со скоростью 6 узлов, используя лишь энергию батарей, а чтобы разогнаться до 15 узлов, придется подключить генератор. Полный заряд батарей позволит простоять на якоре около 14 часов, питая все системы жизнеобеспечения на борту. Плюс в том, что во время стоянки вы будете находиться в полной тишине.
Какая компания разработала для вас гибридную установку?
Итальянская e-Motion. Она, прежде всего, известна параллельными гибридами. Мне кажется, Sirena Yachts — первая верфь, для которой e-Motion создает двигатель с серийной системой.
Как долго вы рассматривали варианты?
Приблизительно год у нас ушел на изучение рынка двигателей нового поколения. Примерно через месяц мы ждем поставок первого двигателя. И я надеюсь, что в начале лета мы уже сможем начать серию тестовых испытаний гибридной Sirena 48 в море.
Cколько времени будут проходить тесты, и когда первые заинтересованные клиенты смогут опробовать новую яхту?
Мы настроены на длительные тесты и пока не собираемся продавать первую яхту с новой моторной установкой. Думаю, у нас уйдет год на то, чтобы удостовериться, что мы сделали верный выбор.
Ставили ли вы своих клиентов, в том числе потенциальных, в известность о новом проекте верфи?
Мы пока только планируем выпустить пресс-релиз о Sirena 48 Hybrid. Я за осторожную стратегию. Клиентов нужно подготовить, в частности и потому, что стоить такая яхта будет больше.
Насколько больше?
Пока подсчеты очень грубые. Мы сможем точнее назвать цену только после того, как установим двигатель и опробуем его в деле. В любом случае приобретение яхты с гибридной установкой нового поколения — это компромисс. Сперва вы платите больше, но в процессе эксплуатации сокращаете расходы на топливо и техническое обслуживание.
Планируете ли вы в будущем работать с другими типами двигателей?
Я знаю, что многие верфи сейчас обращают внимание на водородное топливо. Но мы хотим сначала бросить все силы на серийную гибридную установку. Когда мы обретем полную уверенность в этой технологии и ее применимости к яхтам Sirena, то будем готовы к экспериментам с водородным топливом. К тому же яхты, на которых используют такое топливо, требуют наличия моторного отсека большей площади, что влечет за собой изменения в дизайн-проекте. Ни на одной из яхт существующего модельного ряда Sirena Yachts просто нет места для установки таких двигателей. Вот для линейки суперъяхт мы готовы рассмотреть такую возможность.
Каким вы в целом видите путь верфи Sirena Yachts к сокращению карбонового следа?
С нашим новым проектом мы совершаем первый шаг на этом пути. Для нас очень важен отклик клиентов, и пока я вижу, что люди в целом немного напуганы тем фактом, что мир яхт меняется. Но у нас нет выбора: в будущем мы должны остаться сильным игроком рынка.
Думаете ли вы над сменой внешнего облика своих яхт?
Мы очень довольны сотрудничеством с Германом Фрерсом и Кором Д. Ровером, благодаря которым появилась на свет вся нынешняя линейка Sirena. Постепенно привлекаем к процессу создания яхт и штатных дизайнеров. Например, интерьеры Sirena 48 спроектированы нашим собственным дизайн-бюро. Для работы над суперъяхтами мы пригласили совсем другую команду: инженеров из Van Oossanen, дизайнеров экстерьера из студии Луки Валлебоны и специалистов по яхтенным интерьерам из Hot Lab. Надеюсь, что сотрудничество с настолько разными дизайнерами позволит нам не быть скучными.
Расскажите, пожалуйста, о ваших штатных дизайнерах.
Все они — молодые специалисты из Турции, которые получили образование в турецких университетах. К слову, на них сейчас большой спрос: самые талантливые пока уезжают в Нидерланды.
Получаете ли вы поддержку от правительства, разрабатывая «зеленые» версии яхт?
У нас есть RND-департамент (Департамент исследований и разработок. — Прим. ред.), который получает поддержку от правительства.
Как вы смотрите на внедрение модных «умных» систем на яхты?
Я считаю, что системы «умный дом» хороши непосредственно на берегу. Если что‑то в этой системе вышло из строя, вы звоните в службу поддержки, и к вам присылают сервисного инженера или мастера. Что вы станете делать, если такая поломка случится на яхте, когда вы в море?
Сейчас яхты становятся все больше похожи на дома — по планировке, по наполнению. Как вы думаете, этот тренд будет жить и дальше, или люди в какой‑то момент придут к тому, чтобы яхта была яхтой, а не виллой на воде?
Я считаю, что этот тренд будет жить и развиваться еще долго. После пандемии многие люди поняли, как важно ценить жизнь и время, проведенное с близкими. Те, у кого есть яхты, стали отдыхать на них гораздо чаще. Идея создать уютную домашнюю обстановку лежит и в основе философии Sirena Yachts: наши яхты очень просторные и очень семейные. Кстати, именно эти особенности позволили нам завоевать американский рынок. Сегодня мы половину произведенных яхт отправляем в США.
И все же у представителей разных стран наверняка разные требования к яхтам…
Конечно. Например, для Sirena Yachts сейчас основной рынок в Азии — это Япония. Я думаю, мы единственная верфь из Европы, которая успешно продает яхты в эту страну. Могу сказать, что японцы ценят яхты со спокойным, аккуратным интерьером, без лишних деталей.
Наши американские клиенты сами управляют лодками, как правило, очень хорошо разбираются в технических аспектах владения яхтой, а европейцы и турки, например, предпочитают нанимать капитана.
На что вы в первую очередь обращаете внимание, оказавшись на новой яхте?
Я инженер-судостроитель по образованию, окончил Стамбульский технологический университет, поэтому, конечно, прежде всего в любой яхте меня интересует ее архитектура, форма корпуса.
Наверное, сложно управлять верфью на позиции генерального директора, будучи судостроителем по образованию и зная про яхты так много?
Для меня это вызов. Я стараюсь больше сосредотачиваться на таблицах и цифрах. Но если у нашей команды инженеров возникают вопросы, они всегда могут прийти ко мне.