Азартные соревнования или неспешные прогулки, активное времяпрепровождение на воздухе, силовые нагрузки и кардиотренировки, интеллектуальное развитие, личностный и профессиональный рост, командная работа и командный успех, атмосфера закрытого элитного клуба, особая философия, престиж, наконец, просто красота с любого ракурса! Яхтсмены без труда узнают в этом описании свое любимое занятие. Жокеи скажут: «Так это же про конный спорт!» Гольфисты воскликнут: «Верно подмечено, так и есть!» А еще это всё — про академическую греблю. Параллелей действительно немало.
Этому виду спорта много лет: он зародился в Англии в XVII — начале XVIII в. В 1863 году англичане же основали первый гребной клуб в Санкт-Петербурге — тогдашней столице Российской империи. Вскоре подтянулась и Москва… До революции академическая гребля была прерогативой людей высшего сословия, а сразу после «утекла в массы»: гребные клубы стали появляться повсеместно. И уже ближе к закату Советского Союза гребля превратилась в спорт высоких достижений, в который приходят в раннем возрасте (здесь нашей стране действительно есть чем гордиться: в копилке спортсменов десятки олимпийских медалей, не говоря уже о победах на чемпионатах мира). Существуют и студенческие секции при вузах, но они сильно отличаются (прежде всего традициями) от таковых в престижных британских колледжах. Обладательница шикарной фигуры Кейт Миддлтон, например, в университете занималась греблей. Британский актер Хью Лори, сыгравший доктора Хауса, пошел по стопам отца, вдохновившего его своим золотом в парной гребле на Олимпиаде в 1948 году.
Как бы там ни было, любителям в нашей стране академическая гребля открылась относительно недавно. Далеко не всем, конечно: хобби это не из дешевых. Однако оно стремительно набирает поклонников из числа весьма успешных людей разного возраста, рода деятельности и уровня подготовки.
О том, как и когда можно начать заниматься этим благородным видом спорта и что для этого требуется, мы беседовали с директором по развитию Ассоциации любителей гребного спорта России Сергеем Ивакиным.
За рубежом гребные клубы отражают статус и уровень жизни местного населения. Они есть в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Бостоне, Монте-Карло, Венеции, Барселоне, Тель-Авиве, Дубае, Гонконге… В большинстве серьезных клубов кандидатуры новых членов рассматривают под микроскопом и требуют рекомендаций от действительных членов. Канцлер Германии Олаф Шольц, изобретатели запрещенной в России социальной сети Facebook братья Уинклвосс, президент Google Europe Мэт Бриттин — вот лишь некоторые персоны, которые в свое свободное время берут в руки весло и идут на воду.
Российские гребные клубы объединяют видных политиков, бизнесменов, звезд шоу-бизнеса. Чтобы добиться успехов, нужно иметь характер, поддерживать физическую форму, регулярно тренироваться и осознавать, что гребля — это не праздное времяпрепровождение. При этом возраст значения не имеет. К примеру, Виталию Михайловичу Елисееву, двукратному чемпиону мира, сейчас 74 года, а он по-прежнему гоняется, тренирует студентов и дает мастер-классы в разных городах.
«Сегодня центрами любительской академической гребли являются Москва, Санкт-Петербург, Казань и Саратов. Гонки, VIP-мастер-классы, встречи с чемпионами проходят также во Владивостоке, Калининграде и других городах», — говорит Сергей.
В столице у истоков становления гребли как элитного вида спорта стоит гребной клуб Silver Forest на берегу Москвы-реки. В нем сейчас более ста человек, двое из которых еще недавно профессионально занимались академической греблей, четверо держали весло больше 20 лет назад, а остальные — абсолютные новички. Тренерский состав — мастера спорта, чемпионы и призеры чемпионатов мира, призеры Олимпиад. Самый фешенебельный клуб Северной Венеции — центр гребного спорта «Энергия» на Крестовском острове, за призы которого ежегодно борются участники старейшего Осеннего гребного марафона.
МАТЧАСТЬ
Отточенные движения гребцов, работающих на воде в унисон, приковывают взгляды и завораживают. С помощью весел, вставленных в выносные уключины, спортсмены, сидя на подвижных сиденьях, управляют лодкой, задействуя практически все группы мышц.
Легкие высокотехнологичные лодки, сделанные из карбона и углепластика, — настоящие произведения искусства. Они рассчитаны на разное количество гребцов: от одного до восьми. Длина корпусов варьируется от 8 до 19 м, а ширина — от 30 до 65 см. Сегодня лидерами строительства таких гребных судов являются Италия (верфь Filippi Boats) и Германия (Empacher). Уровень кастомизации под антропометрические данные гребцов чрезвычайно высок. Достаточно сказать, что форма заказа лодки (спецификация с размерами и другими параметрами) занимает два листа А4, а индивидуальная настройка возможна с точностью до миллиметра.
«Одиночка» обойдется порядка 2 млн руб.; лодка олимпийского класса, рассчитанная на восемь гребцов, будет стоить около 10 млн руб.
Закончить хочется словами Алексея Свирина, олимпийского чемпиона по академической гребле, президента Федерации гребного спорта России. «Всегда поражался, как занятые успешные люди находят время для гребли. Когда ты готовишься к Олимпиаде, твоя жизнь подчинена этому, что логично. Но когда ты топ-менеджер компании, у тебя куча подчиненных, куча дел, семья и ты еще находишь возможность погрести — это феноменально. Я смотрел на это за рубежом — в Берлине, в Лондоне — и думал: они другие. Но в последнее время все больше таких людей я встречаю в Москве, в Питере и не перестаю восхищаться ими».