Стокгольмский архипелаг оказался идеальной акваторией для оценки ходовых качеств и практичности круизера Delta 400 SW.
Скажу по секрету: я всегда нервничаю, когда управляю чужой лодкой в незнакомых водах, особенно если она быстроходная и дорогая. Но Калле Вессел, директор по продажам Delta Powerboats, любезно предоставивший нам для теста Delta 400 SW своего клиента, пообещал, что на борту будет опытный шкипер, с чьей помощью мы пройдем лабиринт островов, составляющих Стокгольмский архипелаг.
Глядя на картплоттер, я оценил такую помощь. Тысячи островов, шхер и скал выглядели на экране, как снежный вихрь с желтыми вкраплениями и паутиной белых нитей — узких, таящих опасность проливов. А потом Калле сказал, что все заняты и сопровождать нас некому. Но проблем нет: фарватеры обставлены, лодка проста в управлении, он проложил на картплоттере маршрут…
«Придерживайтесь черной линии, и все будет хорошо», — заверил он и кинул мне ключи от намытой Delta 400 SW.
Я наслышан от коллеги Джека Хейнса об отличной управляемости лодок Delta, но также отлично представляю, как легко пропустить резкий поворот канала на скорости 40 узлов, которую эти лодки запросто развивают. Видя, что ни я, ни моя жена Ребекка не разделяем его спокойствия при таком изменении планов, Калле согласился в случае чего быстро вернуть нас на базу.
Город на воде
Если вы еще не бывали в Стокгольме, его стоит посетить, чтобы увидеть одну из самых красивых в европейских столицах набережную и зайти в музей Vasa, где стоит этот идеально сохранившийся флагман Королевского флота. В своем первом рейсе в 1628 году он опрокинулся и затонул, потом был поднят и восстановлен в 1961 году. Думаю, с того момента шведское кораблестроение получило новый импульс развития.
Мы прибыли сюда в конце августа, когда отпуска подходят к концу, но солнце светит и все стремятся насладиться последними летними деньками. Семьи крутятся вокруг гавани на электрических прокатных лодках, в то время как паромы и круизные лодки курсируют туда-сюда между островами.
Не могу отделаться от мысли, что в городе, почти полгода пребывающем в зимней блокаде, ресторанов, баров и уличных кафе, кажется, больше, чем на средиземноморском курорте. Похоже, жители Стокгольма стремятся за несколько недель лета запастись солнечной энергией на оставшуюся часть года.
Непринужденная атмосфера заражает. Распрощавшись с Калле, уяснив ограничение скорости в 7 узлов в черте города, я ощутил, как напряженность в теле ослабла, и начал разглядывать живописные пейзажи.
Постепенно исторический облик набережной сменяют хвойные деревья вперемежку с ухоженными газонами, спускающимися к урезу воды. Большие, окрашенные в красный и желтый дома контрастируют с природными зеленым и синим цветами. Интересно, осознают ли местные жители, как им повезло иметь обширную и красивую береговую линию так близко от столицы?
Складывается впечатление, будто едешь по улице с односторонним движением навстречу потоку: флотилия лодок разных типов и размеров возвращается к началу учебного года в Стокгольм со своих летних баз. Скандинавские бренды представлены десятками разных моделей, встречаются и английские. Каналы здесь достаточно широки для маневра, но я держу 16 узлов (минимальная скорость глиссирования Delta 400 SW), привыкая к обстановке.
Среди прочих преимуществ Delta 400 SW — щедрое остекление рубки с тонкими средниками, дающее от штурвала почти круговой обзор. Боковая дверь и широкий люк на крыше открыты, солнце все еще высоко, и я в шортах и футболке чувствую себя почти так же бодро, как в открытом спорткруизере.

С каждой милей пейзаж становится все краше, и я не могу противиться соблазну зайти в одну из бесчисленных бухточек, которые манят с обеих сторон заданного нам маршрута. Бумажная карта говорит, что глубины здесь достаточные (если не отклоняться слишком близко к скалам), и я уже вижу лодки на якоре… Эхолот молчит, когда Delta сует свой нос в горловину бухты со спокойной, будто политой маслом водой. Идеальный маленький оазис спокойствия в стороне от судового хода, всего в полудюжине миль от столицы… Я мог бы счастливо бездельничать здесь весь остаток дня, но Калле забронировал нам причал на острове Сандхамн (это около 30 миль к востоку, на периферии архипелага), и я не хочу плутать в темноте в незнакомых водах.
Чем дальше от Стокгольма, тем меньше встречных лодок; это позволило мне двинуть рукоятки двигателей вперед и ощутить мгновенный отклик приемистых Volvo Penta D4 в легком корпусе Delta 400 SW с обводами «глубокое V» и поперечным реданом. Даже при половинном ходе рукоятки при умеренных 2500 об/мин на тахометре мы бодро шли со скоростью 25 узлов, имея немалый ее запас. Я сопротивлялся искушению «придавить» еще, предпочитая наслаждаться пейзажами и видом волны за кормой.
В тесноте, но не в обиде
Что-то особенное есть в Скандинавии, благодаря чему все здесь ощущается четче, ярче и красочнее, чем где-либо еще. Может быть, это прозрачность воздуха или угол падения солнечных лучей, но лоскутность землистых коричневых скал и ярко-зеленые деревья кажутся светящимися, да так сильно, будто подсвечены изнутри.
По курсу — очередное сужение судового хода между островами Ваксхольм и Риндё. Там угнездился островок, полностью занятый внушительной крепостью. Построенная в XIX веке для защиты морского пути в Стокгольм, сейчас она служит музеем береговой охраны Швеции. Узкие каналы с обеих сторон островка выглядят довольно сложными для прохода шустрой 40-футовой моторной лодки, и только небеса знают, каково было тем, кто шел здесь под перекрестным огнем стрелявших в упор пушек… На самом деле места для прохода достаточно, поскольку потоки разделены: лодки, идущие на север и на юг, движутся с разных сторон острова.
Будь у нас больше времени, я бы задержался в Ваксхольме с его гостеприимной мариной с заправкой, манящими яркими ресторанчиками с видом на пролив. Но я решил пройти еще несколько миль, прежде чем перекусить. И хорошо, поскольку «за углом» начался самый сложный тест дня: канал был настолько узок, что, кажется, я мог бы дотянуться рукой до берегов. Примечательно, что паромы втрое больше нашей лодки идут этим маршрутом, просто их капитаны чуть сбавляют ход. Единственная проблема — лодки на встречных курсах, как это было с нами. К счастью, транцевые колонки вытащили нас задним ходом в более широкую часть канала, носовая подрулька одерживала лодку, и следующими «бутылочное горлышко» прошли мы.
Маршрут через лабиринт островов и дальше хорошо обставлен красными и зелеными створными знаками. Ощутив вокруг расширение пространства и свободу маневра, я двигаю рукоятки и выпускаю на свободу все 300 л. с. Volvo Penta D4. Толчок последовал незамедлительно: выход на глиссирование занял считаные секунды; вот мы проскочили отметку 30 узлов на GPS… 35 узлов и продолжаем разгоняться… Ускорение прекращается только на скорости 40 узлов. Довольно долго держу обороты, чтобы насладиться моментом и ощутить, как плавно и устойчиво идет лодка, и только затем снижаю скорость до 30 узлов. Вот если бы большинство лодок так, не напрягаясь, «галопировали», чтобы можно было спокойно покрывать серьезные расстояния без чрезмерной нагрузки на двигатели или корпус! И это еще не самая мощная версия моторной установки: с двумя D6 по 370 л. с. заявлены 46 узлов!

Мы ненадолго останавливаемся полюбоваться светящимися на послеполуденном солнце бригом под всеми парусами, а затем продолжаем путь — впереди еще несколько миль. Каналы здесь, у границы архипелага, шире, места для маневра больше, обзорность акватории лучше... Тонкая черная линия на картплоттере продолжает вести нас вперед, но после того как мы прошли еще 40 минут на скорости 30 узлов, я задергался. По любому уже должен был показаться Сандхамн, но никаких признаков пункта нашего назначения нет, а черная линия на картплоттере, кажется, ведет прямо через притопленные скалы.
Встаю на нейтраль и сверяюсь с бумажными картами. Первая часть нашего маршрута картам соответствовала, но потом линия на картплоттере почему-то отклонялась к юго-западу, вместо того чтобы вести на восток, к Сандхамну. Имея некоторый опыт, я изменил масштаб на экране, чтобы одновременно видеть Сандхамн и нашу позицию, и проложил новый маршрут в восточном направлении: мимо Намдё и Рунмарё. Спустя 45 минут мы прошли узким проливом, ведущим к гостеприимной гавани Сандхамна, и заскользили к свободному причалу. Самое время выдохнуть с облегчением.
Рюмка на закате
На острове круглый год живут нескольких закаленных аборигенов, а летом он становится прибежищем богатых жителей Стокгольма, большинство из которых уже разъехались по домам. Судя по причалам, в июле-августе здесь не протолкнуться, но сейчас они пустуют и можно швартоваться где угодно. Большинство ресторанов и магазинов закрылось на зиму, в том числе симпатичная с виду пекарня. К счастью, местное кафе (оно же — рыбный магазин) пока работает, и мы купили там копченых креветок, филе скумбрии с перцем, сметану, молодой картофель и понесли все это на лодку праздновать прибытие.
Наша Delta 400 SW стоит у внешнего понтона; я вижу гавань и соседние острова, а вокруг такая чистая вода, что не могу противиться желанию нырнуть с купальной платформы. Вода освежает, хотя она много теплее и не такая соленая, как у нас в Канале. Быстро ополаскиваюсь (на транце горячий душ), смывая остатки стресса, — и мы оседаем в кокпите ужинать с напитками и морепродуктами. Визит гидросамолета стал последним развлечением вечера, когда солнце нависло над входом в гавань, заливая кокпит золотом лучей. А потом мы удалились в самую большую из трех кают на борту, чтобы хорошенько выспаться.
Наутро мы позавтракали в отапливаемом светлом салоне и отправились гулять через сосновую рощу по чистому белому пляжу, любуясь Балтийским морем. Воздух был настолько прозрачным, цвета — такими яркими, что ни одна фотокамера не смогла бы их достоверно передать. Вместо этого я просто принялся фиксировать все это в памяти, чтобы прокрутить кадры зимой.
После ланча (сырая рыба в пряном маринаде, раки и т. д.) мы запустили двигатели и помчались обратно в Стокгольм: на всю дорогу ущло менее двух часов. Шикарная лодка — эта Delta 400 SW: и быстроходный коммутер, и стильные «самоходные» трехкаютные апартаменты; просторная, практичная, всепогодная, с умеренным расходом топлива. Любое из перечисленных качеств можно встретить на многих скандинавских или финских моделях, а тут все и сразу. Она мне представляется одним из лучших многофункциональных стеклопластиковых круизеров на рынке в своей категории.
Если кто-то решит посетить Стокгольм, увидеть всю линейку моделей Delta длиной от 26 до 80 футов, насладиться захватывающим круизом на одной из лодок, например, в Сандхамн и обратно, чтобы почувствовать ее, как довелось мне… Гарантирую: вы не будете об этом сожалеть ни секунды.