Многие дизайнеры фантазируют на тему яхт будущего, но не у всех смелые концепты имеют столь реальную основу, как у этих, представленных на MYS 2016, проектов.
Проходя мимо стенда Feadship на Monaco Yacht Show, посетители могли наблюдать странную картину. Несколько человек, держа в руках 12-дюймовые iPad Pro, кружили рядом с небольшой моделью яхты из кремового пластика и светло-бежевой искусственной кожи. Они то приближались к модели вплотную, разглядывая ее через экраны планшетов будто в увеличительное стекло, то возносили руки к небу, рискуя столкнуться друг с другом. Что за необычная пантомима? Чем Feadship удивила публику на этот раз?
Feadship Choice
Дизайнерское бюро De Voogt Naval Architects, которое является структурным подразделением Feadship, разработало к MYS 2016, пожалуй, один из самых необычных концептов последних лет — проект Choice.
Это 80-метровое судно, напоминающее межпланетный крейсер из фантастических миров Иара Эльтерруса и состоящее из трех модулей. Главный корабль-матка лишен собственных двигателей, зато несет на борту внушительные запасы топлива и огромные блоки аккумуляторных батарей, а также оборудован двумя установками Azipod с днищевыми колонками, способными вращаться на 360°. Главными движущими модулями выступают два идентичных «тендера» длиной по 25 м; каждый из них оснащен маршевым дизелем и особым приводом Voith Linear Jet.
В походном положении тендеры пристыкованы к материнскому судну в специальных нишах вдоль бортов, ближе к корме; их корпуса составляют единое целое, и сверху вся эта конструкция напоминает ракету с аэродинамическими стабилизаторами.
На тендерах обустроены каюты для шести пассажиров, и основная задача этих быстроходных лодок состоит в том, чтобы доставить людей к месту отдыха раньше, чем туда доберется неторопливое материнское судно. По сути, у них на борту есть все, что обычно найдется на яхтах такой длины, включая даже джакузи, так что определение «тендер» им подходит с натяжкой.
«Представьте, что вы совершаете круиз по Адриатическому морю и хотите исследовать живописные острова, разбросанные вдоль побережья Хорватии, — рассказывает Фарук Нефзи, директор по маркетингу Feadship. — Пока материнское судно неторопливо следует к месту ночной якорной стоянки на электротяге, вы с гостями уходите вперед на тендерах, с комфортом проводите чудесный день там, куда крупной яхте даже не подойти, а затем догоняете ее и снова пристыковываете тендер к борту».
Звучит заманчиво, не так ли?! Правда, возникает масса вопросов, и первый из них — о каких скоростях речь?
Поодиночке тендеры способны развивать 25 узлов, а в связке с материнской яхтой обеспечивают комплексу максимальную скорость 14,5 узла. Без них на электромоторах «матка» беззвучно движется на 10 узлах, что тоже весьма прилично.
«Конечно, корпус яхты с пристыкованными тендерами имеет не самую оптимальную в отношении гидродинамики форму, однако на таких невысоких скоростях это не очень важно, — комментирует Рууд Баккер, старший дизайнер De Voogt Naval Architects. — По нашим оценкам, Choice будет расходовать почти на треть меньше топлива по сравнению с обычной 80-метровой яхтой в одинаковых условиях».
Второй вопрос — про механизм крепления тендеров и его надежность. По заверению конструкторов, на борту будет установлена умная система FICS (Feadship Independent Control System), способная с помощью инфракрасных датчиков и радаров анализировать движения тендеров на волнах и выбирать оптимальный момент для безопасной стыковки. Сама стыковка будет происходить с помощью магнитных креплений сначала в носовой части тендера, а затем в корме, и все это выполняется очень быстро, буквально в два клика.
На этом чудеса не заканчиваются. Если судну нужно «прыгнуть в соседнюю галактику» — перейти на другую сторону Атлантики, — оно сможет трансформироваться так, чтобы полностью защитить открытые палубы от соленых брызг и ветра с помощью системы карбоновых щитков, действующих по принципу жалюзи. Помните, как сворачиваются в шар броненосцы и панголины? Так вот, надстройка в корме Choice будет трансформироваться подобным образом.
Дальше — больше: в корме материнской яхты оборудован «пляжный клуб», но не простой, а отделяемый. По сути, он представляет собой автономный закрытый амфибийный блок с камбузом и санузлом, предназначенный для использования в качестве плавучей базы для купания и развлечений с водными «игрушками». Или можно вырулить на нем на дикий пляж, устроить пикник и остаться ночевать, разглядывая в тишине Млечный Путь. Интересно, что место у транца, от которого отстыковался «пляжный клуб», не зияет пустотой, а заполняется морской водой и становится граничащим с морем бассейном, где тоже можно недурно искупаться.
Для тех, кто предпочитает пресную воду, на Choice предусмотрен и такой бассейн, причем с уникальной свободной «подвеской». Его чаша не имеет жесткой связи с конструкцией вокруг: она мягко удерживается в пространстве за счет сильного магнитного поля. Это является большим преимуществом во время качки, поскольку воды из такого «висячего» бассейна выплескивается гораздо меньше.
Наконец, для перемещения людей по воздуху на Choice предусмотрен — ни много, ни мало — пассажирский дрон, который «гнездится» в специальной выемке в крыше надстройки.
«Мы подумали: зачем нам вертолет, если он есть на любой крупной яхте, — поясняет Фарук Нефзи. — Самое время использовать пилотируемые дроны, способные перевозить людей! Единственное, что сегодня ограничивает применение таких аппаратов, — это отсутствие законов, регулирующих их использование».
Чтобы продемонстрировать все эти нерядовые особенности Choice, на Feadship создали приложение с эффектом дополненной реальности, с которым на стенде и общались люди, чьи движения напоминали какой-то загадочный ритуал. Наведя камеру планшета на масштабную модель яхты, они видели, как отстыковываются тендеры и отчаливает «пляжный клуб», как вылетает и возвращается на свою посадочную площадку дрон, как трансформируются открытые палубы судна… Все это сопровождалось звуковыми эффектами и вызывало вострг.
При погружении в этот процесс создается впечатление занятной компьютерной игры, которая живет исключительно внутри планшета. Однако, на мой взгляд, самое необычное в этом концепте то, что, как уверяют на верфи, Choice может быть построен уже сейчас. Абсолютно все технологии для реализации этого амбициозного проекта существуют или появятся в ближайшие три-четыре года, пока идет строительство. И кто после этого скажет, что яхтенная индустрия безнадежно отстает от автомобильной?!
Nobiskrug Muse
В этом году известной немецкой верфи Nobiskrug исполняется 111 лет, и к этой пусть совсем не круглой, но при этом очень красивой дате, она решила создать нечто небычное.
«Мы обратились в студию Bannenberg & Rowell, к самым маститым и уважаемым дизайнерам яхтенной индустрии, — говорит Фади Патак, креативный директор Nobiskrug. — Они помогли нам создать уникальную яхту с женственным дизайном, который не устареет ни через 20 лет, ни через полвека. Благодаря этому “вечному” дизайну Muse всегда будет выглядеть современно».
Ключевая зона, вокруг которой выстроен дизайн Muse, — «пляжный клуб» с автоматическими тентами и бассейном площадью 30 кв. м. Среди других характерных особенностей проекта — сложное сочетание стали и композитных материалов в корпусе и надстройке, а также расположение гостевых кают. Для апартаментов владельца предусмотрена отдельная приватная палуба, а еще семь двухместных кают находятся в носовой части главной палубы.
Судно длиной 92 метра спроектировано по стандартам LY3, рассчитано на максимальную скорость 14 узлов и дальность плавания 5000 миль.
Nobiskrug — одна из тех немногих верфей, которые не ограничены существующими платформами и могут создавать практически все, что пожелает клиент, даже если речь идет о каких-то непрактичных на взгляд дизайнеров фантазиях.
«Сейчас мы строим одну из самых сложных суперяхт, которые когда-либо существовали, — говорит Фади Патак, — и можете не сомневаться, что у нас есть все технологии для того, чтобы воплотить Muse в жизнь. А следующий проект Nobiskrug будет еще более комплексным в первую очередь из-за доселе невиданного использования стекла на борту».
Amels Polaris
В недавней серии статей про голландскую верфь Amels мы рассказывали о том, как успешная компания снискала мировую известность, начав одной из первых производить суперяхты на готовых платформах (линейка Limited Editions). Однако не так давно верфь решила вернуться к истокам и на выставке в Монако представила полностью кастомный проект под названием Polaris. Вполне вероятно, такой шаг продиктован тем, что владельцы яхт Limited Editions созрели для приобретения более крупных и персонифицированных судов, но при этом не хотят расставаться с любимым брендом.
«С тех пор как мы снова начали предлагать полностью кастомные суда, многие брокеры, дизайнеры и клиенты проявили к ним большой интерес, — говорит Ханс Кёнингс, руководитель дизайнерского отдела Amels. — Такие концепты, как Polaris, служат прекрасной отправной точкой для дальнейшего обсуждения подобных проектов».
Во главе этого направления Amels встал Роеланд Берревоетс — менеджер верфи, который с 2003 года успешно курирует строительство самых сложных проектов, включая недавно спущенный на воду флагман Here Comes The Sun длиной 83 м.
Разумеется, возвращение в кастомный сегмент не стало для Amels спонтанным решением: за несколько лет до этого компания начала активную работу, включая значительные инвестиции в инфраструктуру и подготовку квалифицированных кадров. Сухой док длиной 204 м с полным климат-контролем позволяет Amels строить крупные яхты, не отставая от конкурентов в набирающей обороты «гонке длин». Поскольку верфь работает не только со звездами яхтенного дизайна, но и открыта для проектов молодых дизайнеров, интересно узнать, кому выпадет счастливая доля трудиться над первым корпусом Polaris.
Royal Huisman Dart
В разработке проекта Dart участвовали три известные и уважаемые в индустрии суперяхт компании: студия Winch Design во главе с Энрю Винчем, конструкторское бюро Azure Naval Architects и голландская верфь Royal Huisman — один из ведущих производителей крупных парусников. В основу концепции Dart легла идея приведения яхты в гармонию с окружающим водным миром. Например, профиль судна напоминает изгиб спины выпрыгивающего из воды дельфина, а мачта похожа на хвост синего кита. Само же название Dart призвано отразить баланс между аэро- и гидродинамикой этих судов.
Создатели Dart разработали две модели длиной 65 и 80 м со стальным корпусом и надстройкой из легкого сплава, причем у заказчика будет возможность выбрать планировку верхней палубы. Расчетная скорость 65-метровой Dart (вместимость 1292 рег. т) составляет 17,5 узла.
Возникает вопрос: почему специализирующаяся на крупных парусниках верфь вдруг решила заступить на территорию моторных яхт?
«Мы хотим показать миру, что можем строить моторные яхты, тем более в прошлом Royal Huisman не раз это делала, — говорит представитель верфи Юрьен ван’т Ферлаат. — Кроме того, моторные яхты строить гораздо проще: там нет мачт, которые оказывают огромное локальное давление на корпус, нет обилия гидравлики, такого количества лебедок и прочего специфического оборудования, которое нужно размещать в ограниченном пространстве».
Многие верфи Северной Европы сегодня переполнены заказами, а производственные мощности Royal Huisman в городке Волленхове дают возможность строить моторные яхты длиной 60–80 м, поэтому компания решила диверсифицировать свое производство. Учитывая пример других голландских верфей, которые успешно строят и моторные, и парусные суперяхты, не возникает сомнений: Royal Huisman справится с Dart, и в ближайшие годы мы увидим эти изящные лодки на воде.