С Али Онгером, коммерческим директором верфи Sirena Yachts (на фото справа), и Алексеем Горским, генеральным директором Premium Yachts — компании, представляющей верфь на российском рынке, мы встретились на выставке boot Düsseldorf и поговорили о том, почему сейчас самое время покупать яхту в Турции.
Каковы ваши первые впечатления от выставки, которую мы ждали два года?
Али Онгер: Впечатления скорее хорошие. Многие потенциальные клиенты интересуются нашей новой моделью — Sirena 78, и отзывы весьма позитивные. Пару дней назад мы впервые показали макет и раскрыли подробности свежего проекта — Sirena 48 — самой маленькой лодки в модельном ряду. И у нас уже активно запрашивают иллюстрации, планы, спецификации.
Алексей Горский: В этом году, конечно, сказались обстоятельства. Посетителей из России в первые три дня работы выставки было немного, и в основном это были те россияне, которые живут в Европе. На некоторых стендах европейских верфей по политическим причинам вообще не было дилеров из России. Но Sirena Yachts — турецкий бренд, и это дает и нам, и верфи определенные преимущества в работе с россиянами.
Секрет успеха — работать быстро, качественно и прислушиваться к клиентам.
У вас уже есть заказы на Sirena 48? Или вы пока только прощупываете рынок?
А. О.: На самом деле, несколько яхт этой модели уже продано, так что это уже не проект, как я сказал раньше, а существующий продукт. Премьеру мы проведем на выставке в Каннах осенью 2023 года, если, конечно, ничто этому не помешает. Кажется, мы все уже научились держать в уме это «если».
Как бы вы описали того, кто выбирает такую яхту, как Sirena 48? Это человек, который только открывает для себя владение яхтой? Или, напротив, опытный яхтсмен?
А. О.: Обе характеристики верны. Большая часть клиентов нашей верфи — это люди, у которых есть или уже были яхты. 48‑футовой моделью сейчас интересуются и те, кто раньше владел яхтой поменьше, и те, для кого яхта — это нечто новое. Но, по моим наблюдениям, и последний тип клиентов никогда не приходит на верфь просто с желанием купить яхту. Каждый по-своему проводит анализ рынка, изучает разные типы яхт и обращается к нам с уже готовой идеей, чего бы ему хотелось.
Потрясения, которые весь мир пережил за последние годы, помогли вам сделать новые открытия в отношении ведения бизнеса?
А. О.: Рынок сейчас активно развивается, спрос на наши яхты очень большой. Чему пандемия научила людей, так это умению быстрее принимать решения. Во время локдауна перестали работать налаженные цепочки поставок, от которых зависит любой бизнес, и яхтенный в частности. К счастью, наша логистика не подвела, и мы не задержали ни одну из яхт, которые начали строить еще до эпидемии. И не потеряли ни одного партнера и дилера.
Из чего складывается успех верфи, кроме умения наладить сеть сильных поставщиков?
А. О.: Главное — быть гибкими. Но поставщики — это одна сторона нашей жизни. Есть другая очень важная составляющая — продажи. На данный момент Sirena Yachts представлена в большинстве регионов мира: наши яхты можно купить в Японии, Австралии, Европе, Северной и Южной Америке. Широкая дилерская сеть дает нам прямой доступ к клиентам по всему миру. Сейчас наша книга заказов заполнена на два года вперед, и это также дает нам время на то, чтобы организовать процесс строительства, чтобы не подвести ни одного заказчика.
А. Г.: Как российский дилер Sirena Yachts добавлю: в настоящее время клиентам из России, совершенно точно, комфортнее приобретать или строить яхту в Турции. По определению весь турецкий бизнес настроен на то, чтобы предоставить сервис высокого уровня, борясь за лидирующие места на мировом рынке. Главное — уважать вековые традиции этой страны, и тогда никаких проблем с тем, чтобы о чем‑то договориться, у вас не будет.
Планирует ли Sirena Yachts расширять производство в ближайшее время?
А. О.: Да, мы собираемся открыть новое производство для линейки суперъяхт от 35 до 50 м, которую анонсировали осенью прошлого года на выставке в Монако. Оно будет расположено недалеко от Стамбула, у моря.
Это значит, что у верфи есть клиенты, заинтересованные в строительстве суперъяхт?
А. О.: В Монако мы получили несколько запросов и сейчас находимся в стадии переговоров с потенциальными заказчиками.
Наблюдаете ли вы изменения в том, как люди используют свои лодки?
А. О.: Sirena всегда были в первую очередь яхтами для семьи. Но на каждой из наших моделей так много свободного пространства, что и вечеринку на борту вполне можно устроить. Изменилось ли восприятие яхт? Я думаю, да. Людям в основном наскучила сама идея классической яхты с классической планировкой. Теперь все хотят что‑то особенное, сделанное под себя. Мы получаем больше запросов на яхты, на которых отсутствуют формальные столовые на главной палубе, например. Хотя для некоторых регионов подобные планировки незаменимы: в Майами, например, практически невозможно обедать на открытой палубе летом — слишком жарко, и многие предпочитают находиться в кондиционируемом пространстве.
А. Г.: У российских клиентов за те уже долгие годы, что я работаю на яхтенном рынке, заметно изменилось отношение к яхтингу. Оно в целом подвержено общемировой тенденции снижения так называемого демонстративного потребления. В России перестали рассматривать яхту как исключительно статусную вещь, некоторые даже не афишируют, что владеют яхтой, оставляя ее личной территорией, любимым интересным хобби.
Как сейчас настроены клиенты из России, чьи яхты базируются за границей?
А. Г.: Я пока не наблюдаю, чтобы люди активно продавали свои лодки. Да, конечно, клиенты стали более осторожно, взвешенно принимать решения, многие откладывают покупку яхты. Сейчас мы сконцентрировались на предоставлении сервиса, включая продажи яхт, также и тем россиянам, которые собираются держать свою лодку в Турции. Это очень удобно не только для эксплуатации, но и для постпродажного обслуживания. У Sirena Yachts есть точки обслуживания по всему побережью, зимой яхту можно легко отправить на ремонт или обслуживание на верфь в Стамбуле. Не стоит забывать и о том, что в Турцию по-прежнему удобно добираться, особенно из европейской части России, что здесь действует безвизовый режим, и, конечно, о том, что в стране действительно есть прекрасные возможности для навигации и сезон длится полгода и даже больше.
А. О.: Я считаю, что мы пришли на российский рынок довольно поздно. И так случилось, что, когда мы нашли в России сильного партнера, одна экстраординарная ситуация последовала за другой. Но все это не отменяет факта, что Россия — важный рынок для Sirena Yachts, как и для всех остальных игроков.
К чему стоит быть готовым клиенту из России, который собирается купить или построить яхту в Турции?
А. Г.: В целом набор документов, необходимых для заключения контракта, такой же, как и везде. Финансовый департамент верфи обязательно проверяет происхождение средств клиента, его неподсанкционность, и сейчас этот контроль ужесточен — это общая практика. Платежи из России пока проходят без особых проблем, но только из ограниченного количества банков. Что касается регистрации, то, как известно, британские флаги red sign и blue sign теперь отказываются регистрировать яхты российских владельцев, но есть несколько регистров, которые продолжают сотрудничество. Основная проблема для россиян сейчас — это страховка в иностранной компании. Хотя постепенно и эта ниша заполняется.
Насколько Sirena Yachts открыта пожеланиям клиентов «сделать яхту под себя»?
А. О.: Мы открыты до тех пор, пока нас не ограничивает планировка. Во всем, что касается оформления интерьера, отделки, мы предоставляем полную свободу. Клиентам, которые строят с нами суперъяхту, мы готовы предоставить возможность прийти со своим дизайнером интерьера, но его работа должна координироваться с работой департамента дизайна Sirena Yachts.
А. Г.: Турецкие производители яхт в целом более гибкие, чем многие европейские, и это меня приятно поразило. Европейские верфи, строящие так называемые production-яхты, то есть серийные модели, тоже стараются идти навстречу клиенту, но в силу большего объема производства они бывают скованы обстоятельствами (плотным графиком производства) и не всегда могут предложить широкие возможности для кастомизации яхт, особенно в размере до 20–24 м.
Замечаете ли вы, что у клиентов из разных регионов кардинально разнятся запросы на компоновку яхт?
А. О.: Я бы не сказал, что у американцев, например, есть особые запросы. Да, они эксплуатируют яхты не так, как это делают в Турции или Европе, но ни с чем экстраординарным мы не сталкивались. Для меня это еще одно подтверждение того, что Sirena Yachts строит универсальные яхты, на которых каждому найдется место. Если сравнить наши яхты с автомобилями, это точно будут SUV.
Планировке каких зон на борту уделяется особое внимание на Sirena Yachts?
А. О.: Это сандек и носовая часть корпуса. Конечно, популярности кокпита это не отменяет, но зона отдыха на носу — очень интересное место, с планировкой которой мы продолжаем экспериментировать.
Каково ваше отношение к теме sustainability?
А. О.: Для меня эта тема имеет две стороны. Бережное отношение к окружающей среде — концепция, без которой теперь не обходится ни одна область деятельности человека. И, безусловно, моторные яхты по своей сути в эту концепцию не вписываются. Но, с другой стороны, нельзя отрицать идею сосуществования в гармонии с Мировым океаном, и научно-исследовательский отдел Sirena Yachts сейчас активно работает над этой проблемой. Мы собираем множество интересных идей на различных международных форумах. Просто пока о них рано говорить обстоятельно.
Подробнее о том, как устроено производство на верфи Sirena Yachts и чем она отличается от других верфей Турции, читайте в следующем выпуске нашего журнала, в материале, посвященном яхтенной индустрии и яхтингу в этой стране.