Трудно представить современный мир прогулочных яхт без компании Volvo Penta. Это один из тех «бурлаков», что год за годом тянут лямку прогресса в своей рыночной нише, обеспечивая процветание всей индустрии. Продукты Volvo Penta можно хвалить или ругать, но то, что шведы за последние 20 лет сделали для развития яхтинга, достойно огромного уважения.
В ноябре на выставке Boot & Fun Berlin за этот вклад и за новый привод Forward Drive компания удостоилась специальной награды Best of Boats Award 2015. Помимо Бернхарда Фрюндта, представлявшего Volvo Penta Germany, на церемонии награждения присутствовал приехавший из Гётеборга Фредрик Селандер, который отвечает за стратегическое планирование и развитие компании в сегменте прогулочных судов. Воспользовавшись случаем, мы задали ему ряд вопросов относительно настоящего и будущего Volvo Penta.
Каково положение Volvo Penta на мировом рынке?
— Точно сказать, какую долю рынка занимает продукция Volvo Penta, невозможно: нет ни одного органа, который бы вел такой учет. По данным американской ассоциации производителей NMMA, в США для бензинового сегмента, где конкуренция выше, доля достигает 50%. Оценивать положение дел в дизельном сегменте сложнее, но доля Volvo Penta там, очевидно, больше. Прежде в Евросоюзе вели подобную статистику, но потом перестали.
Костяк продаж сейчас составляют дизели D4 и D6, которые мы производим самостоятельно. Европа по-прежнему выступает крупнейшим рынком сбыта, однако не стоит забывать, что множество европейских яхт экспортируют в США, которые стоят на втором месте по продажам (более 90% бензиновых продуктов). Третье по важности место совокупно занимают активно развивающиеся австралийские, азиатские и бразильские верфи.
Volvo Penta сама производит дизельные блоки, но для бензиновых двигателей использует автомобильные агрегаты стороннего производителя. С чем это связано?
— Мы сделали ставку на конвертацию бензиновых двигателей General Motors, поскольку считаем это лучшим вариантом для наших клиентов. После создания 8-цилиндровых моторов мощностью 380 и 430 л.с., которые во многом превзошли двигатели прошлого поколения, мы окончательно убедились в правильности такого подхода. Его оборотной стороной является, например, относительно более короткий жизненный цикл по сравнению с моторами собственной разработки, но мы полагаем, что это вполне допустимая жертва в угоду прогрессу, и отзывы владельцев это подтверждают.
Не окажется ли компания в трудном положении, если однажды сотрудничество с General Motors прекратится?
— Что касается бензиновых блоков, то мы действительно сильно зависим от General Motors. Однако у нас с ними прекрасные взаимоотношения, и мы получаем полную техническую поддержку по конвертации моторов. Если их автомобильные двигатели будут становиться все легче и компактнее, нам придется принимать какое-то решение, а пока они идеально подходят для наших целей, и нет смысла отказываться от современных технологий. По крайней мере несколько лет.
Как вы строите отношения с небольшими верфями, которые производят всего несколько яхт в год?
— Мы рады сотрудничать с любыми компаниями. Разумеется, чем больше заказ, тем больше скидка, но в том, что касается инженерной поддержки (например, при разработке корпуса для днищевых колонок IPS), мы стараемся всем уделять должное внимание. С 2005 года Volvo Penta поставила более 17 тысяч установок IPS, и у нас накопилась огромная база данных относительно того, как они работают при тех или иных обводах. Это помогает инженерам оценивать максимальную скорость, крен и другие динамические характеристики проектируемых яхт, поэтому, завершив постройку судна, верфи никогда не сталкиваются с неприятными сюрпризами. Если яхта ведет себя не так, как надо, от этого страдает не только верфь, но и мы, поэтому в наших интересах оказать максимальную консультационную поддержку на этапе разработки.
IPS уже 10 лет на рынке, однако некоторые до сих пор не понимают или не принимают преимущества этого типа приводов. Как вы думаете, почему?
— Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы яхты с днищевыми колонками Volvo Penta были максимально экономичны и управляемы. Помимо этих очевидных плюсов для владельцев, наши установки позволяют расширять пространство для кают за счет того, что приводы смещены в корму. Понять это несложно, но не следует забывать о существовании очень консервативных рынков, которые медленно принимают новые технологии. Понимая это, Volvo Penta по-прежнему продолжает производить и совершенствовать редукторы для гребных валов, и спрос на них сохраняется.
Как возникла идея создания Forward Drive?
— Мы заметили, что вейксерфинг, будучи относительно новым видом спорта, стремительно набирает обороты, и люди предпочитают его другим видам серфинга и водным лыжам. Я сам недавно попробовал себя в этом и могу сказать, что вейксерфингу быстро учишься: сначала стоять на доске, конечно, сложно, но потом, когда это внезапно получается, ты бросаешь фал и наслаждаешься виражами. Выпуская FWD, мы были полностью уверены в самом продукте, но не могли предугадать, как на него отреагирует весьма специфический сегмент рынка спортивных буксировщиков, где Volvo Penta прежде не присутствовала.
Планируется ли вывод FWD за пределы спортивного сегмента?
— С момента презентации FWD в США прошел год. Это было сумасшедшее время, и теперь нам нужно проанализировать реакцию производителей и пользователей, чтобы решить, в каких других сегментах привод стоит продвигать в первую очередь. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы сопрягать FWD с дизельными двигателями и ставить их парно, однако все это — пока дело будущего. Как и днищевые колонки, FWD не слишком хорошо сочетается с корпусами быстроходных лодок с вентиляцией днища, но мы пока не планируем тратить много сил на решение данной проблемы — это частный случай.
Сейчас FWD производится только на нашем заводе в США (Лексингтон, Теннесси), где осуществляется сборка всех бензиновых моторов. Мы не планируем запускать производство этого привода в Европе и будем поставлять его на верфи оттуда.
Как вы оцениваете успех новой пятилетней гарантийной программы Volvo Penta?
— Нам еще предстоит сделать полные финансовые расчеты, однако в плане продаж расширенной страховки поставленные цели достигнуты. Некоторые рынки, включая США, крайне позитивно восприняли предложение «3 + 2», и мы увидели, что продукты с пятилетней гарантией вызывают у людей еще больше доверия.
Не планируется ли возврат к подвесным моторам на фоне низкой активности рынка прогулочных судов с транцевыми колонками?
— Мы не прекращаем оценивать потенциал такого решения, но на ближайшее будущее планов производства подвесников нет.
Каждый год тестовое судно компании Volvo Penta отправляется в поход по европейским странам. С какой целью?
— Несколько лет назад наше тестовое судно посетило ряд стран Балтики, затем прошло по каналам Голландии, заглянуло в Англию, а прошлым летом продолжило наносить визиты государствам Средиземноморского бассейна. Цель этих летних «экспедиций» — присутствие на местных выставках, посвященных коммерческому и военному судостроению. Опыт показывает, что заманить чиновников на нашу тестовую базу в Швецию крайне сложно, и вместо этого мы посылаем к ним лодку, на которой воплощены все последние достижения Volvo Penta.