С яхтенным экспертом Кириллом Шабаловым мы поговорили после бот-шоу в Дюссельдорфе. Нас особенно волновало положение британских верфей, находящихся сегодня в непростом положении привыкания к новым совладельцам и даже поставленных перед необходимостью решать вопрос своего дальнейшего существования. Большой опыт сотрудничества Кирилла с крупнейшими представителями яхтенного рынка Великобритании позволил ему нарисовать объективную картину.
Каковы ваши впечатления от выставки boot Düsseldorf этого года?
Она в очередной раз показала, что растет и развивается. На этой выставке особенно хорошо ощутимы малейшие изменения в области передовых технологий, менталитета судостроения, в пожеланиях рынка. Я думаю, что boot Düsseldorf и дальше будет идти большими шагами вперед.
Хотя бы потому, что это единственное важное для индустрии мероприятие, которое проводится в начале года. Как раз когда после новогодних и рождественских каникул люди начинают подходить к идее «а как я буду проводить лето и на чем?» Большая часть моих клиентов приезжает на boot Düsseldorf, потому что по-прежнему предпочитает покупать новые яхты. Они готовы ждать год или два, мириться со всеми сложностями, что есть сейчас в отношении хождения денежных средств и нестабильной экономической ситуации в мире.
Что вы можете сказать о британских верфях, с которыми имеете большой опыт работы? Какое впечатление у вас сложилось об их настоящем и будущем?
Могу прокомментировать только ситуацию с Fairline и Sunseeker — верфями, с которыми наша компания и многие мои коллеги работают уже больше 20 лет. Fairline, как известно, впервые не участвовала в бот-шоу в Дюссельдорфе, так как начала процедуру банкротства. Это бренд с огромной историей, добрым именем, для нас он стал родным и по менталитету, и по множеству других критериев. В период с 2005 по 2010 год и с 2010 по 2013 год в Россию было продано очень много яхт Fairline разных размеров, долгое время эти лодки были безумно популярны в России. Я уверен, что Fairline не прекратит свое существование. Для города Ундл и графства Нортгемптоншир, особенно его северной части, Fairline имеет грандиозное значение как часть промышленного комплекса и как один из основных работодателей.
Для верфи Sunseeker, как и для других британских и европейских верфей, последние несколько лет не были простыми. Сейчас, с приходом новых инвесторов, верфь начинает активно обновлять всю свою линейку — от 50‑футовых флайбриджных яхт до 42‑метровых суперъяхт. Появилась новая линейка яхт с закрытым флайбриджем — Ocean. В течение двух лет стоит ждать полного обновления модельного ряда Sunseeker.
Верфь Sunseeker последние годы ощутимо тяготеет к средиземноморскому стилю в оформлении и общей философии своих яхт. Как вам кажется, нет ли опасности, что их яхты потеряют свое лицо, что грань между британским и итальянским стилем совсем сотрется?
Я думаю, что для большинства людей, и клиентов верфей в том числе, Италия остается законодателем стиля в отношении дизайна. Многим близок стиль итальянских дизайнеров, большинство считает его более изысканным и ярким. У британского дизайна слава сдержанного. На мой взгляд, ход Sunseeker по сочетанию британской основательности и итальянского стиля выигрышный. Он вполне может переключить внимание поклонников итальянских верфей на яхты Sunseeker.

В чем секрет привязанности российских клиентов к лодкам британского производства?
Важно понимать, что именно британские верфи одними из первых появились на российском рынке. Фундамент этих отношений заложен очень давно, и он очень крепок. Со временем владельцы оценили и мореходность британских яхт, и качество внутренней отделки.
Какова ситуация с британскими яхтами на вторичном рынке в России?
Их достаточно много, и спрос на них сегодня выше, чем предложение. В сложившихся непростых условиях мы под каждого клиента выстраиваем персональную схему приобретения лодки.
Насколько сильно введенные экономические санкции против россиян влияют на британских производителей?
Российский рынок для них многие годы был на втором-третьем месте, в зависимости от дистрибьютора и бренда. Для каждой верфи это существенная потеря.
На ваш взгляд, введение санкций против России могло послужить причиной нынешнего спада?
Я думаю, что частично послужило. Но не стоит отрицать, что мир в целом за последние три года очень изменился. Многие клиенты-европейцы ощутили на себе лично и на своем бизнесе серьезное увеличение расходов. Выросла себестоимость многих ресурсов. Выход Великобритании из Евросоюза тоже принес свои плоды в виде добавочного налога на британские продукты.
Как, по вашему мнению, будут развиваться отношения британских производителей с российским яхтенным рынком?
Я думаю, что санкции ослабят в течение ближайших пяти лет, но не снимут окончательно. Многие наши клиенты почти за три года действия строгих (а в Великобритании особенно строгие санкции против российского рынка) запретительных мер сумели перестроиться и стать для верфей, чьими клиентами они были и являются, нейтральными гражданами с видом на жительство и банковскими счетами в других странах, обеспечивающими удачную финансовую проверку верфи для приобретения яхты.