Что происходит на российском брокеражном рынке? Можно ли купить лодку за границей и привезти в Россию? Как сегодня выживают российские яхтенные компании? Обо всем этом мы поговорили с яхтенным экспертом Кириллом Шабаловым.
Кирилл, вы уже много лет в яхтенном бизнесе, но, как я понимаю, в связи с введением западных санкций он претерпел серьезные изменения, и вам пришлось научиться жить и работать в новых реалиях…
Долгие годы я был официальным лицом Sunseeker и Fairline в России, но в 2022 году мы столкнулись с тем, что новую лодку, произведенную за рубежом, на территорию Российской Федерации привезти стало невозможно. Опыт позволил мне начать работу международным яхтенным экспертом и брокером, чем я сегодня и занимаюсь. Похожая ситуация возникла и у других российских дистрибьюторов, так что занятым в яхтенном бизнесе в России частично или полностью пришлось релоцироваться в другие страны и работать там либо заняться брокеражем. Рынок подержанных яхт закрылся, и все лодки, которые находились на территории нашей страны в то время, мгновенно стали, скажем так, более ликвидными.
Что произошло с объемом брокеражного рынка после 2022 года?
Для российских покупателей он однозначно стал меньше. Если раньше можно было купить яхту в Турции или в странах Европы и спокойно привезти ее, то сегодня такая возможность есть далеко не у каждого желающего. Поэтому наши клиенты и большинство покупателей на российском рынке прежде всего смотрят на то, что есть здесь.
А как же дружественные страны? Оттуда можно привезти подержанную яхту?
Человеку, имеющему только российский паспорт и деньги, заработанные в России, это очень сложно, а порой и невозможно. Но, как мы знаем, многие предприниматели смогли перестроить свой бизнес, открыв филиалы и частично или полностью перенеся свой бизнес в другие страны. У них, как правило, есть второй паспорт или ВНЖ, зарубежные счета, они могут показать легальность происхождения денежных средств, а значит, имеют возможность купить лодку. Основная проблема сегодня — это банки, которые с подозрением относятся к переводам из СНГ, Азии и других дружественных нам стран и буквально под микроскопом рассматривают сделки по приобретению таких премиальных и дорогостоящих продуктов, как яхты. Плюс, как мы видим и наблюдаем со стороны, сегодня многие дистрибьюторы, брокеражные дома, компании, находящиеся в европейских или азиатских странах, все равно стараются избегать коммуникации с конечными покупателями из России, так как каждый хочет работать спокойно и не нести какие‑то риски или ответственность в отношении возможных претензий со стороны властей своих стран. Впрочем, определенное встречное движение отдельных производителей все же наблюдается, и российский рынок по-прежнему интересен и важен зарубежным верфям. Так что есть надежда, что как только ситуация стабилизируется, мы снова сможем с ними работать без всяких ограничений.
Правильно ли я понимаю, что с новыми лодками дела обстоят примерно так же, как с премиальными европейскими авто, которые купить все еще можно, но цены из-за сложной логистики, рисков и трудностей с банковскими платежами невероятно выросли?
Да, все так и есть. Параллель абсолютно верная. Причем это касается не только брокеражных, но и новых лодок.
Действительно ли за каждую лодку на брокеражном рынке сейчас идут битвы?
Порой возникает ситуация, когда на одну лодку есть несколько «купцов», и любой продавец исходит из принципа «кто раньше встал, того и тапки». Новых яхт и катеров завозится очень мало, и у нас в настоящее время формируется рынок продавца или, если хотите, рынок лодки, на которую практически всегда есть несколько покупателей.
Происходит ли на этом фоне игра на повышение, устраивается ли что‑то вроде аукциона, на котором побеждает самая высокая ставка?
Такие спекулятивные ситуации порой возникали сразу после введения санкций, но сейчас рынок стабилизировался, и продавцы свою цену держат. Другое дело, что если раньше можно было серьезно торговаться, долго думать и рассматривать разные варианты, то сейчас, если вы намерены купить яхту, принимать решение нужно быстро. Отчасти с этим связана еще одна тенденция — повышенный спрос на ремонт и переоборудование судов. Дело в том, что когда лодка, завезенная сюда пять, десять и более лет назад, меняет собственника, он, желая получить от нее больше положительных эмоций, начинает заниматься рефитом. Причем такие рефиты могут быть довольно глубокими: я знаю нескольких владельцев яхт, которые вложили в свои суда десятки миллионов и делали не только привычную «косметику», но и вносили довольно серьезные изменения в техническую и инженерную часть, полностью обновляли интерьер и экстерьер. Для многих яхтенных компаний это стало одним из важных направлений бизнеса.
А можно об этом поподробнее?
Крупные компании, которые до 2022 года были в первой пятерке игроков российского рынка с точки зрения продаж, количества сотрудников и объема бизнеса, вынужденно перестроились и поменяли, скажем так, фокус ведения бизнеса. Одним из востребованных направлений как раз и стала покупка лодок на вторичном рынке с последующим приведением в порядок, чтобы ближе к сезону их можно было продать и что‑то на этом заработать. Сейчас многие этим занимаются, но здесь важно то, насколько качественно был проведен рефит, есть ли у компании опыт и свой сервис, готова ли она дать гарантию на то, что все работы были проведены качественно и лодка будет радовать своего нового владельца, а не станет его головной болью. Это большая ответственность, поэтому, например, наши клиенты, не желающие тратить время и деньги на заказ оборудования, дизайн-проекты, изучение смет и поиск проверенных подрядчиков, охотно покупают такие суда. Часто обращаются и владельцы яхт, чтобы привести их в порядок, внести какие‑то изменения или подготовить к сезону.
Не превратится ли все это в обстановку, как на Кубе, где много красивых, но старых американских машин?
Нет, Куба — маленькая страна, и ее неверно сравнивать с Россией. Россия экономически сильна. Скорее всего, это вопрос времени, и Россия перестроится, начнет находить возможности, новые логистические цепочки для поставки водно-моторной техники. Опять же, приятно видеть, что за последние два года появились новые отечественные верфи, которые выпускают уже весьма приличные лодки. Пока это в основном моторные катера, но со временем, я думаю, они научатся строить и более крупные яхты.
Произошли ли какие‑то изменения с точки зрения типа судов? Например, по-прежнему ли востребованы флайбриджные яхты?
Здесь все по-старому. Флайбриджные яхты на первом месте не только у нас, но и во всем мире. Наши клиенты все так же смотрят в сторону сильных производителей вроде Sunseeker, Fairline, Princess, Azimut. Дело в том, что любой человек мечтает получить лучшее из возможного, поэтому многие готовы скорее взять подержанную яхту одного из топовых брендов, чем новую, но неизвестного производителя. К тому же, как я уже говорил, рынок сегодня почти полностью закрытый и все, что на нем имеется, — это штучные предложения, в основном яхты, завезенные сюда еще до санкций.
Как я понимаю, падения спроса на брокеражные яхты вы не наблюдаете, и вряд ли он предвидится в ближайшем будущем.
Клиенты, открывшие для себя отдых на воде и познавшие возможности яхтинга, не готовы от этого отказываться. Да, изменилась география плаваний: теперь это больше Россия, Турция или другие дружественные страны. Но спрос растет. Особенно на брокеражные яхты, находящиеся в России.
Для каких акваторий сегодня приобретают яхты российские покупатели?
Как и раньше, лодки покупаются туда, где живет сам покупатель. Казань, Самара, Москва, Санкт-Петербург, Сочи… Есть такое правило — держать лодку там, где ты проводишь больше всего времени. Оно отлично работает и сегодня: люди больше времени проводят в России, на наших внутренних акваториях, соответственно, здесь в основном и эксплуатируют свои лодки. Частенько наблюдаю, как в Москве и Подмосковье даже в будние дни, если хорошая погода, яхт-клубы пустеют. В этом году лето было замечательное, и каждый вечер яхты куда‑то уходили, а парковки были забиты машинами. Судовладельцы загорают, купаются, ходят в рестораны, даже проводят деловые встречи на борту яхт.
А начала ли как‑то развиваться инфраструктура, связанная с отдыхом на воде в России?
На мой взгляд, до 2022 года отдых в России был не слишком востребован у судовладельцев. Сейчас все сильно изменилось. «Спящая красавица» наконец проснулась, и яхтенная инфраструктура получила мощный стимул для развития. Прошло не так много времени, и у нас пока еще не появилось достаточного количества ресторанов или заправок, но я вижу, что яхт-клубы начали вкладываться в развитие. Вполне возможно, что в ближайшее время мы увидим новые места. На том же Пироговском водохранилище было построено несколько поселков со своими маринами и ресторанами, куда можно прийти на лодке. Активно, насколько мне известно, развивается яхтинг в Поволжье. На побережье Черного моря достраиваются и перестраиваются марины в Крыму, Геленджике.
Когда имеет смысл задуматься о приобретении брокеражной яхты, если я хочу провести следующий сезон на воде, и к чему нужно быть готовым?
Международный рынок довольно высокий с точки зрения спроса, плюс инфляция и экономические и политические потрясения, плюс подогретый российский рынок… Я бы задумался как можно раньше, чтобы был запас времени.
В нынешних реалиях я настоятельно советую русскоязычным покупателям работать с российскими брокерами, даже если вы покупаете яхту для эксплуатации в другой стране. Дело в том, что только они обладают знаниями, как купить и доставить лодку, как ее растаможить и поставить под флаг, понимают все риски и способны дать вам исчерпывающую информацию о том, возможно ли это в условиях санкций.
Необходимо быть готовым и к высокой стоимости лодки, так как цены на них выросли не только в России, но и во всем мире. Приведу пример: яхта, которая стоила пять лет назад миллион евро, сегодня стоит почти два. Это касается не только новых, но и брокеражных лодок, так как за первичкой всегда подтягивается и вторичка. Если яхту планируется покупать для эксплуатации за пределами России, то можно начать поиски сразу после новогодних праздников. Если же покупатель хочет ходить в России, ему следует задуматься о покупке уже этой осенью. Подобрать лодку, провести сюрвей и сделку, а после подготовить судно к сезону, заказать и привезти запчасти и какое‑то оборудование — этот процесс займет довольно много времени. Лучше сделать все заранее.