Авторство — вопрос интересный. Если у книг и картин имя творца обычно не вызывает сомнений, то, к примеру, в кинематографе при безусловном лидерстве режиссера немалую часть заслуг следует адресовать оператору, актерам и другим участникам съемки. В яхтостроении тоже не все просто. Ладно, если архитектуру судна, интерьеры, а также инженерную часть проекта разработало одно бюро; а если проект — плод совместных усилий нескольких команд?
Именно так создавали моторную яхту-эксплорер Lady Lene, построенную на верфи Van der Valk (Нидерланды). Помимо сотрудников верфи, в многопрофильный творческий коллектив талантливых инженеров и дизайнеров входили представители брендов, известных в сегменте суперяхт и не только: Guido de Groot Yacht Design, Carla Guilhem Design, Ginton Naval Architects, Diana Yacht Design и Hull Vane. Результат их работы оценили высоко: Lady Lene удостоилась престижной награды World Superyacht Awards за «стиль, особенные интерьеры, ходовые характеристики и другие достоинства, отличные от конкурентов в этом классе». Давайте посмотрим на эту яхту через вклад участников проекта.
АРХИТЕКТУРА. GUIDO DE GROOT YACHT DESIGN
Внешним обликом трехпалубной экспедиционной яхты Lady Lene занималась команда Гвидо де Грута. Как рассказывал сам известный дизайнер, заказчик — давний и постоянный клиент Van der Valk — задал довольно сложную задачу, выдвинув ряд весьма специфических требований, в том числе в отношении высоты помещений и их доступности (об этом дальше). Когда эти моменты были определены на чертежах общего расположения, дизайнеры смогли приступить к разработке экстерьера. Но и здесь у будущего владельца были пожелания относительно носовой оконечности, формообразующих линий, открытой кормовой палубы и пр.
В итоге яхта, которую Гвидо де Грут охарактеризовал как «большую и сложную лодку, весьма удивительный проект», получилась со стильным и привлекательным экстерьером. В нем выделяются носовая часть корпуса с высоким бортом, надстройка со смещением заметной части объема в нос и плавным изгибом абриса конструкций, оригинальная форма контрастного тонированного остекления большой площади. Также отметим наружные посты управления на крыльях мостика для удобства швартовки, классический португальский мостик перед ходовой рубкой и отсутствие «пляжной» зоны на фордеке. Вся носовая часть палубы занята тендером с мощной кран-балкой для его спуска/подъема.
Заказчик особенно оценил большие открытые пространства палуб, в частности зону отдыха на главной палубе с обеденным столом, ориентированным в корму изящным диваном и баром, а также оформление купальной платформы. По-видимому, этому пространству отводилась особая социальная роль. Все это в гармоничной совокупности плюс мачта, несущая антенну радара (еще один элемент, придающий Lady Lene шарма), и купола ТВ-антенн рядом формируют стильный облик яхты.
ИНТЕРЬЕРЫ. CARLA GUILHEM DESIGN
При вручении Lady Lene премии World Superyacht Awards жюри отметило индивидуальный дизайн интерьеров, по уровню комфорта сопоставимый с домом на берегу. Интерьер стал триумфальным дебютом дизайнера Карлы Гилхем из США, которая раньше уже сотрудничала с заказчиком Lady Lene в различных проектах жилых сооружений. Ей принадлежит концептуальная фраза: «Красота обладает достаточной силой, чтобы изменить нашу жизнь». Но сначала — о компоновке помещений яхты, над которой совместно работали все участники проекта.
На верхней палубе находятся ходовая рубка и VIP-апартаменты с собственным балконом и террасой на корме. Главная палуба приняла салон и камбуз в носовой части и гостиную на миделе. Каюты на нижней палубе: «мастер» на миделе с кабинетом, две симметричные двухместные каюты по бортам и одноместный пульман для детей. Экипаж (семь человек) размещается в каютах в корме.
Карла Гилхем с командой разрабатывала стиль интерьера Lady Lene, приняв за отправную точку скругленные линии внешнего дизайна экспедиционной яхты и тему ар-деко, которая прекрасно сочетается с экстерьером. По словам Карлы, они создавали спокойное, вневременное и гостеприимное пространство, в котором хозяин и его семья могут чувствовать себя комфортно, находясь в море долгое время.
Напомню, что в основу интерьерного дизайна Lady Lene легли специфические пожелания заказчика: высокие потолки, столовая и гостиная с открытой планировкой на главной палубе, лифт, соединяющий все палубы, отсутствие на них ступеней… Рискну предположить, что в семье заказчика есть кто-то, кому приходится передвигаться в кресле на колесах, и тогда становятся понятными и особенные пожелания, и, по сути, две мастер-каюты, из которых главной назвали ту, что на нижней палубе.
Важное в интерьере — воздух и свет, которые дают высокие потолки во всех помещениях и большие окна, открывающие панорамный вид на морской простор. А что касается красоты, которая может изменить жизнь, то она проявляется в оформлении переборок, рифленом дереве и металлических элементах цвета золотистого шампанского. Изысканность интерьера усиливают обилие натурального дуба, мрамор silk georgette с насыщенным бежевым фоном, элементы из кожи и замши.
ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ. GINTON NAVAL ARCHITECTS, DIANA YACHT DESIGN, HULL VANE
Дизайн яхты прочно увязан с ее функционалом. Обводы Lady Lene со скругленной скулой от Ginton Naval Architects относятся к типу FDHF (Fast Displacement Hull Form), не характерному для экспедиционных яхт. Но они такие по желанию владельца, который хотел получить высокую скорость. Поскольку длина ватерлинии в водоизмещающем режиме является одним из определяющих параметров, она была увеличена в том числе за счет «наделки» wave-piercing в носу — килеватой конструкции с плоским «топом».
Конструктивными аспектами корпуса занималось бюро Diana Yacht Design, создав легкую и прочную конструкцию из алюминиевого сплава, у которой при заданной высоте в помещениях снижен вес основных элементов набора и, соответственно, осадка (для возможности посещать мелководные акватории Багамских островов). Также инженеры бюро решили задачи размещения на носовой палубе тендера с краном, герметизации соединений открытых участков палуб и др.
Еще одно новаторское решение, реализованное на Lady Lene, — подводное крыло Hull Vane в корме. Оно выравнивает посадку яхты, противодействует килевой качке и гасит волну за кормой, делая кормовую палубу еще более приятным местом для отдыха и повышая общий комфорт на борту. Установка такого крыла потребовала оптимизировать компоновку моторного отсека и конструкцию кормовой части, а также смещение рулей относительно дисков гребных винтов и специальную их профилировку, поскольку рули выведены из зоны ускоренного потока. И эти задачи были успешно решены.
В итоге с двумя двигателями MAN V12 по 1650 л. с. яхта развивает на максимуме 18 узлов. Также, как сообщает верфь, на крейсерской скорости в диапазоне 10–12 узлов — типичный для яхт-эксплореров режим — экономия топлива с крылом Hull Vane достигает 12,5% (расчетный запас хода на 10 узлах составляет 3300 миль). Помимо крыла, демпфировать качку на яхте должны два гироскопических стабилизатора Seakeeper и электрическая плавниковая система Humphree; первые эффективны на стоянке, а плавники будут полезны при брочинге.
Вот такую яхту построили на верфи Van der Valk. Над ней трудилась сборная команда судостроителей, инженеров и дизайнеров, и получилась яхта-экcплорер для дальних путешествий в морях и океанах, стильная и удобная, сочетающая качества морехода с высокими стандартами комфорта суперяхты. И, наверное, не так уж важно, кто был «режиссером этого фильма»; он получился ожидаемо классным, о чем говорит престижная премия World Superyacht Awards за «стиль, особенные интерьеры, ходовые характеристики и другие достоинства» Lady Lene.