Любая суперяхта — это дом на воде, и дом этот почти всегда многоэтажный. Однако из этого правила появилось любопытное исключение в виде концепт-проекта Domus.
Те, кому случалось бывать в Помпеях и осматривать дошедшие до наших дней архитектурные памятники Древнего Рима, возможно, помнят такие знаковые городские постройки, как Дом Веттиев, Дом Фавна и другие хорошо сохранившиеся одноэтажные особняки. Предназначенные для одной семьи, эти италийские прямоугольные домусы (domus — дом, лат.) возводились вокруг внутреннего двора-атриума и выходили на улицу сплошными каменными стенами. Такая планировка подходила для средиземноморского климата и обеспечивала достаточную циркуляцию воздуха в помещениях.
Под единой крышей домуса помещалось все, что обеспечивало комфортную жизнь хозяев: кабинет-таблинум, служивший библиотекой и приемной; столовый зал-триклиний; гостиные экседра и экус, спальни-кубикулы, кухня-кукина с подсобными службами; баня-балинея с термами и плавательным бассейном… Жилища этого типа были удобны в эксплуатации, довольно просты в строительстве и на столетия определили облик зажиточных районов в городах Римской империи.
Раз домус настолько хорош, почему бы не отправить его в море? Именно с таким концептуальным подходом студии Van Geest Design и Rob Doyle Design взялись за создание суперяхты, на которой пассажиры могли бы жить, как патриции. Главное условие — одноэтажность, а значит, классическое однокорпусное судно со «стопкой» палуб не подходит, и нужно смотреть в сторону многокорпусных яхт.
Почему не катамаран?
Практика показывает, что крупные двухкорпусные суда медлительны и неповоротливы по сравнению с тримаранами. Это наглядно продемонстрировала команда BMW Oracle, победившая экипаж Alinghi на гонках Кубка «Америки» в 2010 году.
Поднять из воды один из корпусов большого катамарана — задача невыполнимая и даже опасная, поскольку чревата переворотом. Тримарану же это под силу, и в случае Domus снабженные регулируемыми подводными крыльями вспомогательные корпуса отрываются (разумеется, не одновременно) от воды при крене около двух градусов, уменьшая площадь смоченной поверхности. Это именно тот комфортный предел, до которого палуба не уходит из-под ног и яхтинг не превращается в постоянный поиск безопасного места, где на ходу можно хоть как-то перекусить и спокойно заняться тем, чем хочется. При этом основная передающаяся от рангоута нагрузка приходится на центральный корпус, и от связывающих боковые корпуса «мостов» не требуется чрезмерная прочность.
У тримаранов есть и другие преимущества. Так, при строительстве катамарана большинство систем приходится дублировать, что существенно удорожает судно и увеличивает его вес (прощай, скорость!), тогда как тримаран в этом отношении не отличается от обычной яхты, ведь его вспомогательные корпуса в плане технической начинки остаются практически пустыми.
Как следствие, тримараны могут быть шире катамаранов той же длины и предоставлять еще больше полезной площади. При этом они комфортабельнее одно- и двухкорпусных судов на якорной стоянке за счет того, что лучше демпфируют волны. Крен и качка на тримаране минимальны и не идут в сравнение с теми, что испытывают обычные яхты.
Любой дом нуждается в энергии, и проектировщики Domus заложили в проект сразу несколько ее источников, утверждая, что это будет первая в своем роде яхта вместимостью более 750 рег. т с нулевыми вредными выбросами. Неограниченный запас энергии «Домусу» обеспечат водородные топливные ячейки, солнечные батареи и генерация электричества от свободного вращения гребных винтов при движении под парусом. На борту предусмотрена сложная система управления энергетическими потоками и внушительный набор аккумуляторных батарей, которые выступают в качестве хранилища и буфера при автоматическом бесшовном переключении с одного источника на другой.
Жизнь в «Домусе»
Роб Дойл и Питер ван Гист из числа тех дизайнеров, которые крайне щепетильно подходят к планированию помещений, стараясь с пользой задействовать каждый квадратный сантиметр. Ранее мы писали об их новаторских проектах парусных суперяхт Fury (см. МBY № 72, 2021), и реализованные в этих моделях идеи нашли продолжение в Domus. По заявлению проектировщиков, они добились того, что по полезной площади этот тримаран вдвое превосходит 40‑метровые катамараны и близок к 88‑метровому паруснику Maltese Falcon (см. сравнительный график). При этом все гостевые помещения расположены на главной палубе, а значит, гостям предстоит пользоваться трапами лишь для того, чтобы подняться с тендера на борт да залезть на крышу позагорать.
«В последние годы мы наблюдаем тренд, когда дизайнеры пытаются стереть границу между яхтой и окружающей природой, чтобы пассажиры ощущали себя ее частью, — рассказывает Роб Дойл. — В случае Domus мы взглянули на это с точки зрения архитектуры и постарались максимально полно использовать пространство так, чтобы живущая в доме на воде семья чувствовала себя в первую очередь защищенной. Из всех помещений открывается вид на окрестности, поэтому связь с окружающей действительностью не нарушается, но при этом все каюты не оторваны от открытых и закрытых социальных зон».
Чтобы лучше понять, как устроен Domus, взгляните внимательнее на его планировку. Главная палуба центрального корпуса почти целиком отдана под тот самый внутренний двор, поделенный на несколько функциональных участков. Ближе к корме, перед бассейном, располагается столовая с обеденным столом и барной стойкой; в носовой части — просторная гостиная, также выступающая в роли кинотеатра, а между ними — центральная лестница. От нее в оба наружных корпуса расходится единственный П-образный коридор, объединяющий все помещения на этом уровне, поэтому заблудиться на «Домусе» не получится.
Благодаря огромной дополнительной площади, которую обеспечивают «мосты» между корпусами, на яхте предусмотрены две равноценные роскошные мастер-каюты с примыкающими к ним приватными салонами, снабженными откидными балконами. Кроме того, на «мостах» находятся просторный спортивный зал (по левой стороне) и спа-центр с массажной комнатой, сауной, парилкой и душевой (справа). Из этих помещений через сдвижные двери можно попасть в довольно необычные кормовые зоны отдыха. В походном состоянии они похожи на гипертрофированный, накрытый хардтопом кокпит со свободно стоящей мебелью, который превращается в шикарный «пляжный клуб», едва судно встанет на якорь. Интегрированные в крышу широкие люки по типу жалюзи позволяют наполнить это пространство солнечным светом, а встроенные в палубу трансформируемые трапы с купальными платформами открывают доступ к воде.
В кормовой части боковых корпусов оборудованы четыре двухместные гостевые каюты с остеклением в пол, тогда как в районе миделя находятся дополнительные посты управления, необходимые для удобства при швартовке судна. Они приподняты над палубой и накрыты продолговатыми стеклянными колпаками, отчего напоминают блистеры стрелков на военных самолетах. Пулеметов там, конечно, нет, и когда яхта скользит по воде, в этих гнездышках можно уединиться с книгой или с милым сердцу человеком.
Крыша Domus, которую назвали space deck, тоже многофункциональна. Во-первых, здесь располагаются ходовая рубка, приватный салон и полуоткрытая обеденная зона. Во-вторых, почти всю ее площадь, не занятую люками или солнечными панелями, можно использовать для загорания (предусмотрены переносные лежаки), занятий йогой или пилатесом.
Нижняя палуба центрального корпуса не представляет интереса для пассажиров, поскольку там, кроме технических и служебных помещений, ничего нет. Трюмы боковых корпусов отданы под кладовые и вместительные гаражи с бортовыми люками-воротами, куда помещаются необходимые водные «игрушки». Конечно, в такой гараж не влезет крупный лимотендер, да и вертолетной площадки на борту тоже нет, но ведь никто пока не отменял суда поддержки.
«Домусу» определенно понадобится капитан с парусным опытом и развитым чувством габарита, который не побоится выйти из зоны комфорта и научится справляться с такой необычной яхтой.
Радикально или не очень?
Проектируя Domus, дизайнеры старались дистанцироваться от стереотипов и не ограничивать себя избитыми решениями, что десятки лет тиражируются в яхтенной индустрии. Каким бы эксцентричным ни казался этот проект, по сути, в нем нет ничего фантастического.
В отношении конструкции «Домус» представляет собой сравнительно легкую в производстве однокорпусную яхту с аутригерами, несущую двухслойный грот, который походит на жесткое крыло и позволяет передавать больше нагрузки на рангоут. По словам Роба Дойла, 40 метров — это минимальная длина, при которой на подобном судне можно реализовать все преимущества «одноэтажной жизни», сохраняя высокие динамические и эстетические свойства тримарана. Плавучие «Домусы» большей длины предоставят владельцам еще больше возможностей для реализации своих задумок, и обе студии сейчас разрабатывают такой проект для одной из европейских верфей. Даже если идеи Роба Дойла и Питера ван Гиста сегодня слегка опережают время, хочется думать, что продлится это совсем недолго.