YMAG.media

Антон Черкасов-Нисман — о том, как изменилось отношение к морским круизам на фоне новых рисков

Антон Черкасов-Нисман — главный редактор MBY Russia

То, как мы воспринимаем риски, реальные или надуманные, влияет на наши решения. Однако подобные тонкие связи, а также воздействие на них эмоций мало изучены, в частности при выборе морских круизов среди других видов отдыха. Тем более важно понимать эти механизмы сейчас, после того как мы стали свидетелями превращения круизных лайнеров в стоящие на приколе обсерваторы и госпитали, где пассажиры и экипаж порой оставались на долгие месяцы.

Дженнифер Холланд, исследователь и консультант в области круизной туристической индустрии, недавно защитила диссертацию (PhD) на  тему того, как британские туристы воспринимают риск морских круизов в условиях растущей неопределенности в мире. Выступая на встрече британского Королевского географического общества, она рассказала о том, как пандемия повлияла на восприятие рисков теми, для кого круизы всегда были предпочтительным видом отдыха.

До прихода пандемии, когда круизная индустрия переживала феноменальный подъем, большинство туристов, причем не только заядлых пассажиров круизных лайнеров, считали такой вид отдыха безопасным. На борту ощущение безопасности постоянно подкрепляется доверием к офицерам и матросам, когда пассажиры наблюдают за тем, как профессионально экипаж выполняет свои обязанности, как тренируется и отрабатывает навыки. В итоге 71% опрошенных назвали морские круизы не просто безопасным, а САМЫМ безопасным способом путешествовать. Даже те, кто застрял в Японии на борту Diamond Princess из-за карантина, рассказывали Дженнифер Холланд, что чувствовали себя там «безопаснее, чем где-либо в мире» и называли АНТОН ЧЕРКАСОВ-НИСМАН, главный редактор MBY Russia тот свой круиз лучшим, потому что видели, как экипаж и сотрудники компании делают все возможное для защиты пассажиров.

В 2020 году в круизы планировали отправиться 32 млн пассажиров, и каждые 47 дней в мире должны были закладывать новый лайнер… Объем индустрии в денежном выражении составлял порядка $ 150 млрд, но тут объявился коронавирус, границы закрылись, и все застопорилось. В результате, чем сильнее затягивалась пандемия, тем больше людей меняли свое мнение относительно круизов. В начале весны высокий интерес к бронированиям на  будущий год еще сохранялся, но к июню почти треть опрошенных сообщили, что вряд ли вернутся к привычному режиму путешествий до 2022 года. Четверть респондентов вообще заявили, что никогда больше не пойдут в дальние рейсы.

Отмечу, что эти результаты нельзя напрямую проецировать на яхтенный чартер: ставить в один ряд круизный лайнер и чартерную яхту в плане вероятности заражения коронавирусом — то же самое, что сравнивать поездку в автобусе и на такси. Респондентами в исследовании Дженнифер Холланд выступили люди, которые ходят на лайнерах вместимостью более 500 человек. Их мотивация и ожидания наверняка отличаются от таковых у гостей чартерных яхт, как отличается и характер самого отдыха. Кроме того, восприятие рисков неодинаково у представителей разных национальностей. Так, сравнение намерений англичан и австралийцев в отношении круизов выявило, что британцы в основном встревожены и просто с неохотой думают о возможном отдыхе в море, тогда как жители Зеленого континента по большей части рассержены и уже гораздо реже рассматривают круизный отдых.

Люди независимо от возраста переживают за свое здоровье, опасаются застрять на борту и не получить компенсацию, а также боятся, что круизная компания не позаботится о них должным образом, если что-то пойдет не так. Все это сказывается на их предпочтениях: короткие (до недели) круизы рядом с домом теперь кажутся им наиболее безопасными. Они тщательно выбирают регион плавания, избегают долгих перелетов с многими стыковками, предпочитают бронировать каюты в последний момент у известных компаний напрямую и с гарантией возврата денег в случае отмены круиза. При этом они готовы платить больше за повышенные санитарные стандарты, селиться в более просторных каютах с балконами и по-прежнему рады скидкам и горящим предложениям.

А могла ли индустрия морских круизов, многое повидавшая за свою 180-летнюю историю, ожидать чего-то другого?

Похожие статьи