Поводом встретиться с Александром Ивановым, председателем совета директоров группы Wagner — официальных дилеров марок Volkswagen, Škoda и Audi, стало открытие холдингом в августе в Санкт-Петербурге, на Таллинском шоссе, нового дилерского центра Mercedes-Benz. Конечно, с бизнесменом, занимающимся автомобилями, следует о них и говорить, но узнав, что Александр не меньше машин любит лодки, я решил начать с морской темы. Ведь у автомобиля и катера немало общего, да и «дороги» в море тоже ремонтируют от случая к случаю — в штиль они и так идеально ровные.
Какими лодками вы владели?
Лодки меня привлекают давно. Первым еще в 90-х годах у меня появился финский Silver, который я таскал на прицепе — ездил на озера, ловил рыбу и был счастлив.
Следующей стала красивая итальянская Sessa 27 с каютой на двоих, стационарным двигателем и колонкой. Но открытая, что в нашем климате сокращает период навигации. Поэтому начал ездить на разные выставки: в Дюссельдорф, в Хельсинки, — чтобы присмотреть закрытую лодку. На одном из боат-шоу мне приглянулась Beneteau Barracuda 9 в версии с флайбриджем. Откровением стало то, что лодка в базовой комплектации потребовала серьезного дооборудования (подвесник 300 л.с., навигация, приборы), на что ушло какое-то время и немало денег. Эта Barracuda 9 и сейчас у меня.
Какую модель использования лодки предпочитаете?
Привлекает все: и рыбалка, и короткие прогулки, и дальние походы. Только в Питере при таком обилии воды ходить особенно некуда. По Неве, в Ладогу, в Финский залив... Прогуляться в Зеленогорск: швартовка в яхт-клубе «Терийоки», обед в ресторане… А что дальше? Есть планы сходить в Финляндию — на Сайму или вдоль южного побережья, и для этого нужна лодка покрупнее, более мореходная и с большей автономностью. Но сейчас свободного времени немного, поэтому предпочитаю непродолжительные прогулки без ночевки на борту.
Большую часть времени, конечно, занимает работа?..
Да, для моря времени остается мало — бизнес требует постоянного и активного участия. Нынешний рынок очень сложный, у всех упали продажи: если в 2012 году объем рынка оценивали в 3 млн автомобилей, то прогноз на 2016 год — 1,3–1,4 млн. Прежде люди могли позволить себе больше; в одночасье в стране поредел средний класс… Отличие нынешнего момента состоит в полном отсутствии рыночной стабильности и возможности прогнозировать, строить планы. А ведь еще два года назад, даже в кризисный период, было проще. Продолжают выбывать слабые компании: у отдельных брендов существенно сжался потребительский рынок, резко упала выручка, кредитная нагрузка стала непомерной, и некоторые обанкротились.
Любопытное противоречие: время сложное, опасное для бизнеса, а компания расширяется…
Это не расширение, а улучшение качества, усиление бизнеса. Использование дополнительных возможностей для повышения его эффективности. Для этого мы и берем новые бренды, открываем новые салоны. Например, вся инфраструктура для дилерского центра Mercedes-Benz на Таллинском шоссе, рядом с нашими салонами Volkswagen и Škoda, была подготовлена заранее. А Mercedes-Benz — одна из базовых марок, ее линейка моделей весьма перспективная, с ними можно и интересно работать. Так что очередное усиление бизнеса — это реализация наших давнишних планов.
При высокой конкуренции ваша компания должна выделяться чем-то помимо брендов…
Сейчас в бизнесе нет ничего легкого, и все находятся примерно в равной ситуации. Главное преимущество — качество и цена, в том числе скидки. Многое зависит от политики производителя: мы работаем с очень сильными брендами, этим автоконцернам важна не столько текущая прибыль, сколько стабильные позиции на рынке.
Наша компания ориентирована на клиентов, и мы стараемся внимательно работать с каждым, например, оценивая степень удовлетворенности автомобилем и сервисом. Есть великолепная технологическая разработка — собственная программа управления предприятием, которая дает много важной оперативной информации для принятия решений. И люди: персонал наших восьми дилерских центров — это около 600 тщательно подобранных и квалифицированных специалистов, которые с удовольствием работают, о чем говорит небольшая текучесть. А еще мы очень активны, и даже кризис сопровождался у нас ростом производительности труда.
Какова динамика вторичного рынка?
Подержанные машины покупали всегда, а сейчас процессы еще заметнее. С одной стороны, падение реальных доходов вынуждает людей не спешить с заменой автомобиля и продолжать ездить на старом, что сдерживает рост предложений на вторичном рынке. С другой, в России в отношении эксплуатации машин ничего не изменилось: дороги много лучше не стали, аварийность высокая, расстояния огромные, контрастные климатические условия... в общем, эксплуатация жесткая. То есть выбытие парка должно увеличиваться, что при стабилизации рынка ведет к росту спроса. Для нашей компании это стимулирующий фактор усилить свое присутствие на обоих рынках, а на вторичном наш оборот увеличился с 25 до 50% общего объема бизнеса.
Какой вам видится ближайшая перспектива авторынка?
Время сложное, хотя, по моим ощущениям, ситуация может измениться в течение полугода. Но даже когда рынок стабилизируется, быстрого роста, как это бывало раньше, не последует. При этом коллеги считают меня оптимистом…
Давайте вернемся в море. Что оно вам дает? О какой лодке вы мечтаете?
Море, лодка — это свобода. Шикарно было во Франции, где мы ходили на большой яхте друзей из Канн курсом на Монако или к Сан-Тропе. Напротив Канн есть острова, где мы останавливались пообедать или искупаться. Очень нравятся парусные лодки, хотя ходил я на них мало. Но хочу попробовать еще: кажется, что они дают дополнительную степень свободы, и свобода под парусом совсем другая. Думал о чартере на парусной яхте зимой, но супругу укачивает…
С детства люблю рыбалку — на спиннинг или поплавочную удочку, и лодка здесь тоже не лишняя. Люблю быстроходные спортивные лодки. Красивые, мощные, они привлекают скоростью. Многие итальянские бренды, на мой взгляд, больше подходят для юга, а вот некоторые скандинавские лодки просто класс: по мореходности, материалам, качеству, надежности. А еще нравятся финские «морские внедорожники», чья практичность выражена в высокой степени функциональности.