На немецкой верфи Nobiskrug любят, когда заказчики и дизайнеры приходят с необычными идеями, и всегда помогают воплотить их в жизнь.
Для индустрии суперяхт и для Nobiskrug в частности ситуация, когда заказчик позволяет рассекретить свою лодку и рассказать о ней публично еще до получения, крайне редка и косвенно свидетельствует о неординарности клиента. Первая информация об Artefact появилась на Monaco Yacht Show 2018, где верфь и дизайнеры приоткрыли завесу секретности, весьма заинтриговав прессу и не только. Теперь яхту достроили, в начале прошлого года она пересекла Атлантику и провела сезон в Карибском море, продолжая радовать своих владельцев. Что же необычного в Artefact и почему с нее стоить брать пример?
Начало
«Для нас это было приключение протяженностью шесть лет, в ходе которого мы пытались заново придумать концепцию 55-метровой яхты, — рассказывает Грег Маршалл, чья студия разрабатывала наружный дизайн Artefact. — Этот дизайн предложил один из моих сотрудников, Джефф Херрингтон, и, увидев эскизы, мы застыли с открытыми ртами, понимая, что никто не возьмется строить такую лодку. Тем не менее мы доработали дизайн, и тут появился капитан Аарон Кларк, представлявший семью, которая планировала построить свою первую крупную суперяхту. Они хотели создать нечто, что полностью наметит новые тренды.
В итоге, когда мы впервые показали им этот концепт, владельцы влюбились в него и попросили сделать яхту… побольше. Так масштаб проекта увеличивался от встречи к встрече, а когда мы завершили его, то стали искать производителя, способного воплотить яхту в материале. Довольно скоро выяснилось, что в мире существует всего одна верфь, готовая взяться за это".
Nоbiskrug, в чьем портфолио целый ряд уникальных яхт, включая парусно-моторную А, с большим энтузиазмом принялась за Artefact, ведь интерес представляла не только сложная задача по масштабному остеклению надстройки, но и крайне редкая пропульсивная система, которую на тот момент только начинали использовать на коммерческих судах.
«Я посоветовал владельцам сразу построить крупную яхту и начать пользоваться ею по полной, — говорит Аарон Кларк. — Они хотели нестандартную лодку, поэтому, помимо выбора дизайнеров и верфи, нам предстояло подобрать пропульсивную систему, которая бы прежде не использовалась на суперяхтах. Мы объединили усилия с компанией АВВ, регистрами Ллойда и Маршалловых островов, что позволило сделать судно такого масштаба. Artefact стала первой гибридной дизель-электрической яхтой с солнечными панелями и поворотными днищевыми колонками Аzipod, соответствующей требованиям стандартов Tier III. И это не просто красивая яхта: она создана для кругосветных путешествий и расходует меньше топлива, чем судно на валах. В его конструкции было много переменных, и я благодарен инженерам Nobiskrug за то, что они очень внимательно слушали нас, не стремясь переделать концепцию по своему усмотрению».
Не как у всех
Вернемся ненадолго в конец 2012 года, когда владельцы Artefact, накопившие солидный опыт отдыха на чартерных суперяхтах, задумались о строительстве собственной, непременно незаурядной лодки и начали присматриваться к технологиям, которые доселе не встречались на прогулочных судах. Именно в это время ABB анонсировала первую «морскую» инсталляцию своей новаторской системы Onboard DC Grid, и вскоре норвежская верфь Kleven передала заказчику 93-метровое офшорное судно Dina Star.
В чем новизна и преимущество DC Grid? По сути, это первый пример использования на борту постоянного тока (DC) в качестве основного переносчика энергии между генераторами и крупными потребителями. Это позволяет снизить потребление топлива и уровень вредных выбросов (а значит, и расходы) за счет использования менее мощных энергетических установок; отказаться от главных распределительных щитов и трансформаторов, сэкономив место и вес, плюс существенно снизить уровень шума и вибрации. Кроме того, Onboard DC Grid дает свободу конструкторам, ведь те могут более гибко, по сравнению с традиционными механическими системами, подбирать место для размещения компонентов. Наконец, вложения в DC Grid гарантированно будут актуальны в последующие 20−30 лет, поскольку альтернативные источники хранения и выработки энергии вроде суперконденсаторов и топливных ячеек хорошо сочетаются с этой концепцией, и их можно сравнительно легко добавить в ходе будущих рефитов.
Экономия энергии на судне с DC Grid в зависимости от его типа и профиля эксплуатации составляет 5−15%, а в случае Artefact может превышать 20%. Достигается это, прежде всего, за счет регулировки дизель-генераторами Caterpillar 3516 (такими же, как у Dina Star) частоты вращения коленвала в зависимости от нагрузки. Помимо этого, использование постоянного тока позволяет уменьшить общее число преобразований энергии, а значит, ее потери, ведь порядка 80% потребителей на борту (равно как и системы хранения энергии) используют именно DC.
Главным «хребтом» для передачи тока от генераторов на электромоторы днищевых колонок служат магистральные шинопроводы — массивные медные пластины, залитые в эпоксидную смолу и заключенные в алюминиевую оболочку. Возникает резонный вопрос: почему «укротить» постоянный ток и заставить его работать на судне смогли только в XXI веке? Дело в том, что прежде воплотить подобную систему было невозможно, поскольку отсутствовали простые и надежные способы защиты такой электрической сети.
«С 2014 года наметилась явная тенденция использования постоянного тока в море, однако системные интеграторы бились с проблемой защиты этих сетей, — поясняет Петер ван ден Берг, технический консультант компании KWx. — В 2015 году была создана рабочая группа, призванная разработать автоматы, которые смогут быстро, за микросекунды, разорвать ток короткого замыкания».
Инженерам ABB, а позже и другим компаниям, удалось найти решение и создать умные автоматы, способные полностью изолировать проблемный участок сети, дифференцировать источник замыкания и, взаимодействуя со SCADA, быстро перестроить систему так, чтобы критически важные потребители не остались без питания и не упала ее общая эффективность.
Просто обеспечить бесперебойную работу сети постоянного тока недостаточно — необходимо еще гармонично «поженить» энергоноситель и систему хранения энергии (в данном случае — литий-ионные аккумуляторные батареи). На Artefact используются технологии норвежской компании Corvus Energy, которая специализируется на разработке морских систем хранения энергии и c 2009 года выполнила более 420 проектов, включая оснащение суперяхт и круизных лайнеров. Главным ноу-хау здесь выступает особая логика управления энергией, позволяющая в любой момент доставлять ее потребителям оптимальным способом. Блоки батарей запасают излишки вырабатываемой генераторами энергии, умеют моментально отдавать ее, срезать пики нагрузки и выступают в роли системы бесперебойного питания (UPS). В этом и проявляется та самая гибкость, которой хотел добиться заказчик Artefact.
По обе стороны стекла
Дизайн этой яхты говорит сам за себя. Ее линии и пропорции, причудливое остекление и удивительное оформление интерьеров не имеют аналогов и полностью оправдывают выбранное владельцем название.
«Я занимаюсь дизайном яхтенных интерьеров уже 25 лет и могу утверждать, что этот проект не похож ни на один другой, — рассказывает Паскаль Реймонд из студии Reymond Langton Design. — Artefact разительно отличается от всего того, что мы когда-либо делали. Во многом это заслуга дизайнеров экстерьера, поскольку за счет площади и формы остекления, которые подстегнули наше воображение, мы получили возможность создать невероятно уютные интерьеры с идеальной акустикой и обилием инновационных форм».
В остеклении Artefact использовано 223 элемента общей площадью 750 кв. м и массой под 70 тонн, из-за чего яхту сразу прозвали стеклянной. Можно только догадываться, сколько нетривиальных задач пришлось решить инженерам Nobiskrug, чтобы эта величественная конструкция не только поражала своей статической красотой, но и оставалась надежной в море, когда настроение у Посейдона не очень. Дизайнерам интерьеров тоже оказалось нелегко, ведь, помимо красоты и практичности, оформление помещений здесь должно обуздывать волны. Нет, не морские, а звуковые, которые, многократно отражаясь от твердых параллельных поверхностей, вызывают реверберации (эхо) и резонанс (гул). Чтобы избавиться от этих нежелательных явлений, необходимо наполнить салоны и каюты предметами, поглощающими и рассеивающими звук, но сделать это очень аккуратно, чтобы не «убить» атмосферу звучания.
Можно ли говорить о том, что появление Artefact положило начало новому тренду? Во многом это действительно так. Прежде всего, яхта продемонстрировала, что смелые эксперименты с дизайном, эстетическим и техническим, могут заканчиваться триумфом рискнувших выйти за рамки привычного. Глубокие знания и богатый опыт Nobiskrug, помноженные на трезвый расчет и открытость заказчика к инновациям, позволили Artefact родиться и стать такой, какая она есть, — оригинальной и совершенной.