До розыгрыша 37‑го Кубка «Америки» остались считаные месяцы. Самое время вспомнить, как все начиналось. Но 173 года жизни старейшего в мире спортивного трофея не уложить в пару статей. Про него написаны десятки книг. Мы лишь хотим припомнить некоторые важные моменты, наиболее значимые имена и исторические детали, мифы и легенды, без которых Кубок «Америки» не обрел бы своего уникального статуса.
Время джентльменских пари
Два века назад парусные гонки, как и сейчас, были элитарным развлечением. В мае 1851 года, в преддверии готовящейся в Лондоне Всемирной выставки, командор британского Королевского яхт-клуба (Royal Yacht Squadron) граф Уилтон решил привлечь к состязаниям состоявшие в нем иностранные парусники. Чтобы продемонстрировать преимущества американского яхтостроения и заработать на гонках, основатели Нью-Йоркского яхт-клуба уже строили на верфи Уильяма Брауна яхту America, на которой собирались отправиться в Англию. Цена лодки по тем временам была очень высокой — $ 30 000. Но и контракт отличался особыми условиями: если America потерпит неудачу в Англии, верфь будет обязана выкупить ее обратно.
При строительстве шхуны America использовалась древесина нескольких пород деревьев: шпангоуты, скрепленные железными диагональными балками, были выполнены из белого дуба, акации, кедра, каштана и американской лиственницы; трехдюймовая обшивка, скрепленная медью, — из белого дуба; палубы — из желтой сосны толщиной 2,5 дюйма, а комингсы — из красного дерева. Яхта получила низкий корпус с вогнутым форштевнем. Плоские паруса из хлопка, включая стаксель, крепились к рангоуту, — необычное решение для того времени. Большинство лодок той эпохи несли более полные льняные паруса, которые требовали смачивания водой, чтобы сделать переднюю шкаторину тугой и жесткой. Про America говорили, что широкая мачта могла закрывать собой весь грот.
Свидетельство о регистрации, выданное нью-йоркской таможней, гласило, что длина America составляет 93 фута 6 дюймов, ширина — 22 фута 6 дюймов, осадка — 9 футов, а водоизмещение — чуть больше 170 т. Несколько суточных переходов по 200 миль и один — 284 мили — это были рекордные для того времени показатели преодоления Атлантики.
Подготовка к сражению
Английский гафельный тендер Laverock обнаружил America 1 августа на якоре в Соленте и тут же пригласил погоняться. В неформальной гонке «американка» победила, и весть об этом быстро разлетелась. Но управлявший ею глава Нью-Йоркского яхт-клуба Джон Стивенс, похоже, все‑таки был обеспокоен возможностями яхты. Бросив вызов английскому яхт-клубу, он ставил выгодные только «Америке» условия: гонка должна быть офшорной, только для шхун, без гандикапа и при ветре более шести узлов. Никто на эти условия не пошел. Новое пари со ставкой £ 10 000 тоже не прибавило желающих состязаться.
Две недели «Америка» простояла в Каусе без дела. Местная пресса развела шумиху, обвинив британских яхтсменов в пассивности. Под напором критики Королевский яхт-клуб предложил гонку на дистанции длиной 53 мили вокруг острова Уайт. Призом за победу выставили кубок из серебра весом 134 унции и ценой £ 100.
Гонка вокруг острова Уайт
Гонка состоялась 22 августа 1851 года. Все ставки были сделаны на американскую яхту. После неудачного старта America шла пятой за Beatrice, Aurora, Volante и Arrow. К востоку от острова Уайт у маяка Наб возникла ситуация, о которой спорят до сих пор. Джентльменский договор и традиция местных гонок предписывали яхтам огибать маяк правым бортом. Но британский лоцман Роберт Андервуд, который находился на борту «Америки», направил шхуну вдоль берега, оставив Наб слева по борту и заметно срезав путь. Он заявил, что в правилах гонки не было строгого указания насчет Наба. По мнению некоторых историков Кубка «Америки», именно это позволило американцам получить преимущество почти в час.
У скал к западу от острова Уайт «Америка» прошла мимо королевской яхты, на палубе которой находились королева Виктория и принц Альберт. К вечеру яхты пришли в Каус. America победила, Aurora, Bacchante и Eclipse пришли на финиш спустя 8, 38 и 55 минут соответственно.
Миф о скорости America
Без сомнения, она была превосходной океанской лодкой, но считать ее хорошим гонщиком нет оснований. На протяжении 20 лет после этой победы «Америка» участвовала в шести гонках. Вся репутация непобедимой яхты строится на этой скудной базе. Выиграв кубок за £ 100, Стивенс успешно уклонялся от дальнейших вызовов под разными предлогами. Не исключено, что в гонке против Laverock он обнаружил ахиллесову пяту «Америки» и как хороший игрок скрыл это, установив абсурдно высокую ставку, на которую никто не согласится. С помощью британской прессы «Америка» снискала славу и прочный фундамент мифа о своих скоростных характеристиках, который сохранился до наших дней.
В 1852 году Стивенс продал яхту за £ 5000 и, забрав кубок, уехал домой. Члены синдиката America подарили выигранный кубок яхт-клубу Нью-Йорка и 8 июля 1857 года учредили Кубок «Америки» в качестве постоянного соревнования за этот трофей.
Легенда о королеве Виктории и сигнальщике
Когда America подходила к королевской яхте, между Ее величеством и сигнальщиком произошел такой разговор:
— Какая яхта идет первой? — спросила Виктория.
— America.
— Какая идет второй?
— Второй нет, Ваше величество, — ответил сигнальщик.
Последняя фраза — There is no second — стала слоганом Кубка «Америки». Прозвучала ли она на самом деле, или красивую легенду придумали позже, достоверно неизвестно. Я долго и безуспешно пыталась отыскать документальное подтверждение в американских и британских газетах. Впрочем, сегодня это уже не так важно, как неважно и то, где America срезала дистанцию в 1851 году. Так или иначе, событие дало развитие спортивному состязанию, продолжающемуся уже более 170 лет. И в Кубке «Америки» действительно нет второго места.
Что случилось с «Америкой»
В 1852 году, уже при новом владельце, яхта участвовала в гонке за Кубок королевы, но проиграла 60‑футовому тендеру Mosquito 1848 года постройки. Через год яхту вновь продали, и впоследствии, сменив множество рук, она закончила свой путь на базе ВМС США, где ждала реставрации. В марте 1942 года ангар, где находилась America, обрушился из-за сильного снегопада, и легендарную шхуну отправили в утиль.
Любители яхтенной истории создали несколько реплик America, лучшей из которых стала 139‑футовая шхуна, спущенная на воду в Сан-Диего в 1995 году. Строительство этой яхты обошлось в $ 6 млн. Реплика отличается от оригинала роскошным интерьером и наличием всех современных удобств.
Золотой век Кубка «Америки»
Первая половина ХХ века — время стремительного развития парусного спорта и Кубка «Америки». Новые технологии и материалы, большие амбиции и деньги, «гонка вооружений» и дизайнеров — так можно описать эту яркую эпоху. Степенные элегантные гафельные тендеры к 1930‑м годам уступили место быстрым и маневренным бермудским шлюпам J-класса. Состязания приобрели по-настоящему большой размах, а в соревнование, помимо яхт-клубов, включились конструкторы лодок. Никогда до и никогда после профессиональный парусный спорт не был столь фантастически великолепен, как во времена Belle Epoque.
Пять попыток Томаса Липтона
Одним из главных героев и по совместительству самым большим неудачником Кубка «Америки» стал чайный магнат сэр Томас Липтон, который пять раз пытался завоевать кубок. Пытался и не смог, потратив на это 30 лет и полмиллиона фунтов.
Мы помним его как большого популяризатора состязания, приглашавшего тысячи зрителей на борт своих яхт. Попутно продвигая свои товары на американском рынке, он мощно двигал вперед и яхтенные технологии, строя новые лодки и заставляя американцев делать то же самое, чтобы не выпустить трофей из своих рук. Без Липтона и его пяти яхт Shamrock парусный мир сегодня однозначно был бы другим.
Херрешофф и Бёрджесс против Файфа и Николсона
Первые три яхты Shamrock Томаса Липтона, спроектированные Уильямом Файфом и Джорджем Уотсоном и снова Уильямом Файфом, проиграли яхте Columbia Натаниэля Херрешоффа в 1898 и 1901 годах и его же Reliance в 1903‑м. После этого в Кубке «Америки» наступил долгий перерыв.
Последние яхты Липтон заказывал у Чарльза Николсона. В 1920 году его Shamrock IV была быстрее Resolute Херрешоффа, но из-за гандикапа проиграла.
К 1930‑м годам Кубок «Америки» перешел на J-класс. Shamrock V Чарльза Николсона была быстра и прекрасна, но проиграла американской Enterprise, созданной по проекту Старлинга Бёрджесса. Яхта принадлежала Гарольду Вандербилту.
Через год Липтон умер, а его соперник Вандербилт выиграл еще два матча Кубка «Америки», оба — против Томаса Сопвита, для которого яхты (Endeavour и Endeavour II) продолжал проектировать Чарльз Николсон. Вандербилт остался с Бёрджессом, спроектировавшим ему Rainbow и Ranger, на которых он успешно защитил право американцев на трофей в 1934 и 1937 годах.
Гарольд Вандербилт поставил рекорд, который никто пока не повторил, трижды выиграв Кубок «Америки» в качестве одновременно и заказчика яхты, и ее шкипера, и рулевого. К слову, Гертруда и Филлис, жены Вандербилта и Сопвита, были активными членами команд своих мужей, став одними из первых женщин, участвовавших в Кубке «Америки».
Shamrock V — единственная из могикан
Гонка вооружений требовала постоянного обновления флота. В эпоху J-класса яхты строились практически под конкретное соревнование, после чего отправлялись на разборку. Ни одна из победивших в Кубке «Америки» «джеек» не прожила и нескольких лет. И только яхта-неудачница Томаса Липтона Shamrock V уцелела и сегодня остается единственной из оригинальных яхт J-класса.
Louis Vuitton Cup и конец американского господства
Перенесемся на 50 лет вперед. 1983 год стал годом больших перемен. В Кубке «Америки» появилась отборочная серия гонок для претендентов, и для ее победителей было учреждено отдельное соревнование и трофей — Louis Vuitton Cup. Стабильное доминирование американцев закончилось, и кубок вошел в эпоху турбулентности, часто меняя владельцев.
В 1983 году американцы впервые потеряли свой кубок: яхта Алана Бонда Australia II победила в матче против Liberty под управлением Денниса Коннера. Через четыре года Коннер вернул кубок в США, и американцы владели трофеем до 1995 года, пока на сцене не появилась новозеландская команда Black Magic во главе с мистером Красные Носки — сэром Питером Блейком, выигравшим до этого кругосветную Whitbread Race.
В истории современного Кубка «Америки» все стало еще интереснее. В 2003 году киви (новозеландцы) уступили трофей швейцарской команде Alinghi Эрнесто Бертарелли. Так спустя 152 года Кубок «Америки» вернулся в Европу, да еще и в страну без выхода к морю, где находился до 2010 года, пока американцы в лице Ларри Эллисона и его BMW Oracle Team вновь не вернули его себе. Во всех этих перипетиях в жизни трофея одну из главных ролей сыграл легендарный кочевник Расселл Куттс, ставший обладателем кубка пять раз в разных должностях и с тремя разными командами: дважды как шкипер и рулевой Team New Zealand, один раз в роли шкипера швейцарской Alinghi и дважды как шкипер и командный менеджер команды BMW Oracle. Надо ли говорить, что на родине, где парусный спорт у всех в крови, Куттса теперь не очень‑то жалуют.
С 2017 года трофей находится у новозеландцев, и в октябре 2024 года нас ждет новая дуэль защитника — команды Team New Zealand — и претендента, имя которого мы узнаем после окончания гонок Louis Vuitton Cup, которые состоятся в Барселоне.
Старейшая в мире регата по-прежнему не похожа ни на какое другое спортивное соревнование, несмотря на постоянные попытки подогнать Кубок «Америки» под общие стандарты.
Огромные бюджеты, космические технологии и инженерия, споры и скандалы, неоднократно доходившие до суда, перетасовки команд, лучшие из лучших спортсмены — Кубок «Америки» всегда был и остается соревнованием больших кошельков и гипертрофированных эго, не жалеющих миллиарды на возможность хотя бы на короткое время заполучить вожделенный приз, более 170 лет символизирующий высшие достижения в парусном мире.