О плагиате в яхтенном дизайне говорят нечасто. Причина в том, что факт копирования идеи не всегда доказуем, да и сами элементы дизайна порой трудно описать для их точной фиксации. Тем не менее проблема существует, и это порой сказывается на отношениях между участниками процесса. О том, где проходит грань между копированием, совпадениями и общими тенденциями, чего ждут работодатели от начинающих дизайнеров и каковы особенности авторского права в дизайне, нам рассказал американский яхтенный дизайнер Патрицио Фачерис. Его детство и юность прошли в Италии и Бельгии, затем молодой специалист перебрался в США, в студию Michael Peters Yacht Design, где и произошло его становление как профессионала. Шесть лет назад Патрицио основал собственную студию Facheris Design, которая занимается проектированием лодок самых разных типов и размеров: от тендеров до суперяхт.
Каковы различия между плагиатом и проявлением общности идей, когда дизайнеры независимо друг от друга приходят к одному и тому же решению?
Благодаря тому что мы получаем информацию из одних и тех же источников (журналов, книг, Интернета), у нас могут рождаться схожие идеи. В этом отношении яхтенная индустрия не уникальна: те же процессы наблюдаются и в автомобилестроении, когда мы видим похожие элементы у разных производителей. Иногда я вижу что-то похожее на мои идеи в чужих лодках, но я бы не назвал это копированием. Полагаю, мы просто черпали вдохновение из каких-то общих источников. Это может быть все что угодно: яхта, здание или, например, одежда от Александра Маккуина.
Плагиат — это нечто иное. В отсутствие собственных идей некоторые заимствуют кое-что из концептов известных дизайнеров, и это особенно заметно, когда взят целиком крупный элемент. Я, в свою очередь, не сильно переживаю, если вижу, что копируют мои проекты. Приходящие в индустрию молодые люди нередко используют чьи-то удачные решения, чтобы закрепиться в профессии, а после заявляют, что эти идеи просто вдохновили их на создание своих проектов. Но бывает и так, что к вам приходит клиент и говорит: мне нравится дизайн вот этой яхты, сделай нечто подобное. Вы откажете ему? Вряд ли. Так что иногда дизайнер вынужден прибегнуть к копированию каких-то элементов (но только элементов)!
Но дизайнеры вряд ли обращаются к коллегам по цеху за разрешением скопировать идею для своего клиента.
Ну почему же! Некоторым людям я звоню, и обычно они реагируют на это нормально. Например, однажды ко мне подошел Майкл Питерс — один из моих учителей — и спросил: «Патрицио, могу ли я скопировать тебя?» Думаете, я отказал? Конечно, нет, и я не вижу здесь серьезной проблемы.
А как насчет крупных дизайнерских студий, где есть мастер с именем, но удачные идеи также рождаются в головах его сотрудников?
Нередко ведущие дизайнеры, особенно в возрасте, намеренно выдвигают вперед своих талантливых подчиненных, способствуя карьерному росту молодых членов команды, и впоследствии те могут возглавить студию. Я считаю, что сотрудникам обязательно надо давать дорогу, если хочешь, чтобы они в будущем оставались с тобой. Однако на это могут пойти далеко не все, поскольку у многих руководителей студий слишком выраженное эго… а в здоровой команде всегда должно быть место доверию.
В отличие от инженерных решений, которые можно запатентовать, с элементами дизайна все сложнее. Как работает авторское право в этой области, в частности — в США?
О какой бы лодке ни шла речь, прежде чем использовать те или иные характерные дизайнерские решения, я обязан провести изыскания на этот счет, которые являются частью договора. Особенно это важно для серийной продукции: здесь дизайнерам нужно быть предельно осторожными, и необходима полная уверенность в том, что их решения можно запатентовать. В случае суперяхт, где патентов бывает очень много, исследования могут занимать весьма длительное время.
Как быть с небольшими элементами вроде иллюминаторов bull’s eye?
Если мы начнем патентовать такие мелкие детали и составлять из них лодки, то спустя десять лет окажемся в тупике. Я считаю, что дизайнеры должны быть аккуратными в этом вопросе. Я, например, никогда не стану патентовать какую-то форму как часть общего облика лодки.
А когда такие элементы дизайна все же подлежат патентированию?
Сложный вопрос… Лично я вообще не вижу в этом необходимости, но производители небольших серийных лодок обычно хотят быть уверенными в том, что новый элемент, став фирменной чертой дизайна их моделей, сохранится за ними эксклюзивно. И в этом случае, думаю, они поступают правильно. Если я как дизайнер заявляю, что создал тот или иной элемент исключительно для верфи-заказчика, то она оформит патент на этот элемент и защитит себя. Но не меня, ведь патент будет принадлежать компании.
В контракте на кастомные суперяхты обычно есть пункт, оговаривающий полный или частичный запрет на повторное использование дизайна…
Да, и это правильно, хотя в жизни бывает по-разному. Например, Луис де Басто работал над одним проектом для Oceanco, а когда ее владелец Мохаммед Аль Барвани приобрел верфь Turquoise, то там стали появляться похожие лодки. Когда я спросил Луиса об этом, тот ответил, что не переживает, ведь клиенты-то общие. Понимаете разницу?
Предположим, вам необходимо создать новый проект с чистого листа. Выясняете ли вы, над чем сейчас думают другие дизайнеры, чтобы избежать случайных совпадений?
В США у нас есть два крупных боат-шоу: в Форт-Лодердейле и Майами. Я слежу за тем, что там происходит, захожу на каждую яхту. Чтобы представить клиенту судно с конкурентным дизайном, мы обязаны анализировать тенденции рынка, — это тоже часть контракта. Изучение происходящего в отрасли — неотъемлемая часть нашего бизнеса.
В начале 2000-х годов лодки из США активно продавались в Европе и России. Потом их заместили европейские бренды, и складывается впечатление, что сейчас американцы строят лодки преимущественно для внутреннего рынка.
Полагаю, что приоритетным для американских производителей по ряду причин остается домашний рынок. Европейский рынок катеров захватили Beneteau и Jeanneau, а в сегменте более крупных лодок доминируют итальянские и турецкие производители. К тому же дизайн американских лодок за последние 20 лет не сдвинулся с места. У нас массово строят рыболовные лодки, модели с центральной консолью, которые становятся все крупнее, но выглядят, как и прежде. Американцы перестали интенсивно развивать дизайн и практически не отслеживают мировые тенденции. Зачем, если все и так продается! Дизайн американских прогулочных судов, за исключением скоростных катеров, можно назвать архаичным. Даже лодки Formula, на мой взгляд, давно устарели в плане дизайна, но американцам такие формы нравятся. Таков рынок…
Как вы относитесь к многочисленным концептам больших и малых лодок от начинающих дизайнеров? Многим из них не суждено воплотиться в материале…
Среди них немало талантливых людей, и они достойны того, чтобы их концепты стали реальностью. Все мы когда-то сами начинали и знаем, что молодым дизайнерам нужна работа, много работы. Так зачем препятствовать карьере молодого специалиста? Пусть у него нет материализованного концепта, зато имеются интересные идеи. Со временем эти люди могут превратиться в профессионалов.
Представим, что вы молодой дизайнер и у вас есть «концепт в вакууме», не связанный с какой-либо технической платформой. Внезапно находится клиент, а вы вдруг понимаете, что знаний у вас недостаточно… Что делать?
Да, у молодых дизайнеров существует эта проблема. Зачастую на чертежах все отлично, но когда начинаешь изучать проект, понимаешь, что эту лодку невозможно построить! Встречаются и совсем необычные проекты, где молодой дизайнер хочет продемонстрировать свою креативность. Может быть, такая яхта никогда не будет построена, но по ее дизайну можно оценить талант разработчика. Кроме того, всегда есть клиенты, которые ищут именно сумасшедшие проекты.
Если сравнить талантливого дизайнера без образования с тем, кто только что закончил профильное учебное заведение, но не столь талантлив, — на чьей стороне конкурентное преимущество?
Образование в нашей специальности очень важно, однако молодому дизайнеру необходимо набрать опыт. Вне зависимости от того, где он учился и учился ли вообще, ему нужно проработать в студии минимум лет десять. Я начал разрабатывать дизайн яхт еще до того, как покинул Европу, но отсчет своего профессионального опыта веду с переезда в США, где работаю уже 30 лет. Именно здесь мне посчастливилось встретить Майкла Питерса, и я считаю, что его бюро — сильнейшее в стране. Здесь я освоил все тонкости профессии и создал дизайн нескольких сотен лодок.
Что вы посоветуете молодым дизайнерам?
Я очень не люблю, когда ко мне приходит соискатель и показывает портфолио, состоящее из одних только 3D-изображений. Я не работаю с такими дизайнерами. На мой взгляд, вся суть нашей работы заключена в эскизе — именно по нему я сужу о специалисте. Мой день всегда начинается с эскизов, и за работой над ними ко мне приходят лучшие идеи! Рисунок не обязательно должен быть совершенным: пусть это будет просто образ, запечатленный на бумаге. Думаю, сейчас популярность качественных, высоко детализированных рендеров падает, и мы возвращаемся к пониманию ценности классического эскиза. Поэтому главный совет: рисуйте от руки!