Добродетель — так переводится с греческого название яхты Areti, которая вошла в пятерку главных экспонатов Monaco Yacht Show.
Нынешний год стал для Lürssen весьма плодотворным. В первой его половине верфь передала заказчикам четыре яхты, одной из которых была Areti. Решив строить Areti в Германии, владелец обратился в британскую студию Winch Design с пожеланием создать дом для своей молодой семьи и друзей, где смогут одновременно разместиться 20 гостей и еще двое из числа персонала.
«Он хотел получить традиционную яхту, которая будет обладать впечатляющей внешностью в стиле современной классики и с классическим же интерьером, — поясняет основатель студии дизайнер Эндрю Винч. — Это в первую очередь семейная лодка: ее динамичные линии обеспечивают необходимую для семейного отдыха функциональность. Яхта строилась по стандартам Passenger Yacht Code, и каждая зона на борту имеет какое-либо назначение. Особняком стоит кормовая часть нижней палубы, которая наглядно подтверждает тот факт, что Areti — современная и сложная яхта. Планировка и наполнение этого пространства отражают главное увлечение владельца — велосипедный спорт».
Главным свидетельством тому выступает застекленный от пола до потолка бокс для хранения гоночных велосипедов и кастомный 9-метровый тендер производства Yachtwerft Meyer для их доставки на берег. После интенсивной тренировки тело требует отдыха, и для этого Areti может предложить нечто особенное. По настроению на выбор: баня с парилкой или турецкий хаммам, бассейн с теплой водой (+38 °C) или купель с ледяной водой (+5 °C), душевые с гидромассажем и массажная комната, где можно проводить лечебно-косметические процедуры с грязями и солью. Программу довершает открытый «пляжный клуб» с баром, а если после всего этого нужно подготовиться к светскому рауту, то здесь же, в зоне спа, оборудован косметический салон со всем необходимым для работы профессионального парикмахера.
Так, как нигде
Основной мотив гениальных интерьеров Areti — американская классика с легким морским налетом. Местами чувствуется отсылка к дизайну пляжных домиков где-нибудь на Кейп-Коде, но везде стиль остается единым и неизменно приятным. Вместо описания планировки палуб и перечисления материалов отделки я на примерах покажу, чем гениальный интерьер отличается от хорошего. Вовсе не ценой квадратного метра, как полагают многие, но тем, насколько глубоко его эстетика связана с функциональностью.
Так, выход из сервировочной зоны камбуза в салон на главной палубе Areti сделан не напрямую, а через изогнутый коридорчик, чтобы гостей не отвлекала кухня и работающие там люди. Коридор тоже непростой: там установлен интересный винный шкаф, где, кстати, среди отборных вин хранятся бутылки розе с названием Areti… Не случайное совпадение!
Другой пример: все телевизоры, коих на яхте немало, заключены в соответствующие оформлению интерьера рамы, ибо ничто так не нарушает его гармонии, как приевшийся глянцевый пластик серийных «самсунгов». Более того, рамы снабжены художественной шторкой на электроприводе с дистанционным управлением, которая элегантно скрывает «черный ящик», скажем, когда детям пора спать. Кульминацией этого решения стал гигантский телеэкран в салоне, а его штора-картина является неотъемлемой частью интерьера. Вообще дизайнеры из команды Эндрю Винча полностью раскрыли на Areti тему электрических шторок, заменив ими вечно мешающие двери шкафов в гардеробных. Поверьте, они даже намного удобнее сдвижных!
Такой рациональный подход прослеживается и в планировке семейной зоны владельца, которая находится за отдельной дверью и включает не только мастер-каюту с сопутствующими помещениями, но также две двухместные каюты для детей — не бегать же к ним ночью на другую палубу! В этих каютах предусмотрено даже место для колыбелей: рано или поздно дети вырастут и заведут свои семьи…
Отмечу еще одну занимательную штуку — небольшой буфет в обеденной зоне al fresco на верхней палубе. Выглядит он совершенно как стационарный и стоит поодаль от стола, но на самом деле является мобильным сервировочным блоком. Благодаря нему эта зона становится более универсальной. Оперировать буфетом легко и удобно: имеющиеся помимо колесиков шипы-фиксаторы вставляются в специальные отверстия в палубе. Перечень подобных решений на Areti бесконечен, а сама яхта может стать наглядным учебным пособием как для начинающих, так и для многих опытных яхтенных дизайнеров.
Интерьеры Areti запоминаются не только стилем и практичностью, но и обилием живописи. Картины, среди которых есть работы французского постимпрессиониста Эдуарда Леона Кортеса и норвежца Пола Лаурица, здесь повсюду (даже в санузлах), и по насыщенности ими у этой яхты мало конкурентов.
«Начальный брифинг был предельно ясным, и мы сразу поняли, как должны выглядеть и восприниматься интерьеры, — рассказывает Эндрю Винч. — Также нас уведомили, что с большой долей вероятности на борту будет много предметов живописи, поэтому мы постарались синтезировать пожелания владельца с традиционным морским подходом и оформить яхту так, чтобы классические и более современные работы выглядели здесь уместно».
Железное дерево
Оправившись от первого ошеломляющего впечатления, которое производят интерьеры яхты, начинаешь задумываться о том, как они изготовлены. Ведь жесткие требования PYC в первую очередь направлены на обеспечение пожарной безопасности, а тут повсюду дерево… Или не дерево? Оказывается, массивные поручни в коридорах (тоже требование стандарта) выполнены из негорючего полимера, балясины в ограждении центральной лестницы сделаны из металла, а палуба покрыта шпоном толщиной 2,5 мм, под которым слой металла. Понять это можно, только прикоснувшись к ним и ощутив легкую, не свойственную древесине прохладу, тогда как внешне — чистое дерево! Как такое возможно?
«Строительство PYC-яхты зачастую может приводить к компромиссам в дизайне интерьеров, — поясняет Эндрю Винч. — Заставить негорючие материалы выглядеть в точности как природные может оказаться крайне сложно, и для этого мы тесно работали с верфью и производителями интерьеров. Как видите, результат говорит сам за себя. С одной стороны, время дает возможность дизайнерам и интерьерным компаниям разработать новые приемы и материалы, чтобы адаптироваться к строгим требованиям PYC, но с другой… Широкий выбор не всегда облегчает задачу. Ведь когда почти не из чего выбирать, рождается гораздо больше творческих идей и доступные материалы используются более эффективно».
Winch Design сегодня является, пожалуй, самой опытной студией по работе с PYC-проектами. Именно она участвовала в создании первой построенной по этому стандарту суперяхты Equanimity (Oceanco, 2013). Areti тогда только начинали проектировать, и за эти годы произошел определенный прогресс.
«Equanimity и Areti — очень интересные примеры, — вспоминает Эндрю Винч. — В первом случае заказчик не требовал использовать много древесины, тогда как для Areti это было одним из основных моментов. За те несколько лет, что разделяют эти суда, производители интерьеров разработали огнеупорные виды шпона, которые позволили нам создать такое оформление. Если говорить об использовании металла и особых полимеров для имитации дерева, то даже с их недостатками эти негорючие материалы дают свободу для новых креативных решений, что особенно необходимо, когда поджимает время».
В белом храме
«Яхта таких габаритов и вместимости — это не просто особняк, а целая деревня на воде, поскольку все системы жизнеобеспечения и персонал нужно возить с собой», — шутит менеджер проекта Дитрих Кирхнер, на счету которого уже десять суперяхт, включая Solandge и Ace. Ну а в плане того, как сделать «деревню» технически совершенной и безотказной, Lürssen нет равных.
Моторный отсек и соседние технические помещения на Areti иначе как храмом судостроения не назовешь. Здесь, будто зимой, все ослепительно белое, и, по словам Кирхнера, приходящие осматривать маршевые двигатели механики раскладывают свои инструменты на такой же белой подстилке и, словно врачи, приступают к работе.
Чтобы разобраться со всем оборудованием Areti, не хватит и недели, поэтому упомяну лишь, что яхта оснащена сложной и эффективной системой детоксикации выхлопных газов, которая включает фильтры твердых частиц, катализаторы и сжигатели сажи. Кроме того, меня изрядно удивили установленные в моторном отсеке крупные металлические шарообразные емкости, по виду напоминающие якорные мины. Оказалось, что это резервуары со сжатым воздухом для пневмостартеров, призванных запустить главные двигатели, если на борту произошел полный блэкаут.
Еще одна редкая особенность нижней палубы заключается в том, что все двери в сервисных зонах (кроме потайных дверей между помещениями команды и пассажиров) снабжены иллюминаторами диаметром около 300 мм. Это требование владельца направлено на повышение безопасности: во‑первых, во время аврала уменьшается риск того, что кто-то из экипажа получит удар дверью от спешащего коллеги, а во‑вторых, все коридоры просматриваются, и ловить посторонних (если таковые вообще там окажутся) гораздо проще.
Даже при том, что со стороны заказчика не поступало никаких серьезных изменений, на строительство яхты ушло 39 месяцев. Сомневаться в профессионализме и эффективности работы Lürssen не приходится, и этот срок лишь еще раз свидетельствует о том, насколько комплексным и технически сложным получилось это уникальное судно. Проведя лето на Средиземном море и отметившись на выставке в Монако, Areti планировала переход через Атлантику к восточному побережью США, чтобы зазимовать в Карибском море. Но это лишь планы, а что будет на самом деле, не знает никто: для таких яхт границ не существует.