Мы долго ждали этого теста, но плохо представляли, что всепогодная лодка-невидимка заставит нас столько пережить.
Уставившись на зеленую стену воды, нависшую над лодкой, я думал о том, как же хорошо сейчас нашему редактору Джеку Хейнсу в солнечной Флориде. Вообще-то на этот тест должен был выйти именно он, но все мы так долго ждали подходящей штормовой погоды, что отказываться из-за уехавшего в Форт-Лодердейл Джека было бы преступлением. К счастью или, скорее, к несчастью, у меня не нашлось столь уважительных причин, и поэтому сейчас я, намертво пристегнутый к штурманскому креслу Barracuda SV11, смотрю на самую большую волну из тех, что мне приходилось когда-либо встречать.
Для яхтсменов-энтузиастов и фанатов Youtube верфь Safehaven Marine уже стала чем-то вроде легенды. Расположенная в юго-западном углу Ирландии, рядом с Корком, она снискала себе репутацию производителя чуть ли не самых крепких в мире судов. Однако сенсацией Интернета компания стала прежде всего благодаря уникальному маркетинговому подходу. Вместо того чтобы нанять пару симпатичных девчонок для позирования на палубе, пока лодка гарцует по залитому солнцем морю, команда Safehaven предпочитает дождаться атлантического шторма с 11-балльным ветром и выйти ему навстречу, вооружившись гроздью прикрученных к палубе камер GoPro. Снятые видеоролики весьма эффектны, если смотреть их в уютной гостиной, однако c того места, где я сейчас сижу, эти эффекты выглядят, пожалуй, чрезмерными.
Утро мы провели в зоне прибоя при входе в гавань Корка. В этом месте отливные течения сталкиваются с атлантической зыбью, создавая неприятную зону высоких, крутых и непредсказуемых валов. Barracuda уверенно проходит это испытание, взмывая корпусом над волнами и приводняясь без намека на скрипы и дрожь. Позже усилившийся в порывах до 50 узлов ветер начал срывать брызги с гребней, и мы взяли курс в открытое море, чтобы найти «площадку для развлечений» получше.
Скала страха — очень точное название каменного пика, вершина которого всего несколько метров не доходит до поверхности воды. Набравшая энергию на океанских просторах зыбь напарывается на эту скалу, образует громоздящиеся водяные валы, и они сметают все на своем пути. Сейчас в роли этого «всего» выступаем мы, и Barracuda похожа на оброненный с большого корабля груз, который беспомощно болтается на океанской волне.
Глаз циклона
Я нервно поглядываю на Иана, нашего капитана. До сих пор нам удавалось рассчитать время приближения к волне, чтобы ее гре- бень разрушался до того, как она настигнет нас. В этом случае часть энергии уже рассеивается, и судно пронизывает белую пену, оставаясь относительно невредимым. Но сейчас все иначе. Волна — в два раза выше и бог знает насколько тяжелее лодки — набирает силу, и ее гребень карающим мечом нависает над нами. Лодка ускоряется, ее нос устремляется в небо, все вокруг будто замирает… Зажатые между морем и небом, мы целиком во власти стихии.
Едва успеваю заметить, как нос исчезает в зеленой воде, и волна накрывает нас. Лобовое стекло слепнет, рубка погружается в темноту, откуда слышен лишь рев воды. В голове проносится мысль: все, приплыли!.. Внезапно мы оказываемся по другую сторону волны и камнем падаем в разверзшуюся за ней пропасть. Желудок не хочет повиноваться гравитации и забивается в грудь, а остальные части тела устремляются в свободное падение…
Приводнение, когда оно все же происходит, оказывается не столь жестким, как я опасался: его смягчает килеватый корпус (22° на транце) и длинный ход амортизаторов кресел. С крыши льются потоки воды, от которых «дворник» судорожно отмахивается, но само стекло цело, и позади я все еще отчетливо слышу невозмутимое бурчание двух дизелей Caterpillar С9. Наконец-то мы в безопасности. Единственная потеря — слетевшая щетка стеклоочистителя и буквально «сбритая» с мачты антенна радара. Пока я радуюсь, что все выжили, Иан уже обдумывает, как изменить конструкцию крепления радара, чтобы она смогла выдержать такой прессинг. В этом и заключается смысл подобных экстремальных тестов: лодка должна не раз пройти через ад, прежде чем на ней туда отправятся покупатели.
Разборчивые клиенты
Но что это за покупатели и насколько экстремальны их запросы? До сих пор в большинстве своем это были администрации пор- тов и коммерческие структуры, которым приходится работать в любое время, вне зависимости от погодных условий. В день теста единственным судном, оказавшимся с нами в море, был Cork Pilot — лоцманский катер Safehaven Marine Interceptor 42. Несколько человек приобрели Barracuda для личной надобности — например для офшорной рыбалки, но в основном лодка адресована военным. И неудивительно: это самое экстремальное произведение верфи — пуленепробиваемое, невидимое для радаров, с серьезной огневой мощью как в моторном отсеке, так и под фордеком. Быстрое, прочное, не поддающееся обнаружению, с устройством крепления троса для подъема вертолетом…То, что надо для перехвата каких-нибудь плохих парней или заброски спецназа в тыл вероятного противника.
Тем не менее, если вы захотите (и как следует попросите) заменить орудийную площадку с гироскопическим стабилизатором на парочку сидений и несколько держателей спиннингов, есть шанс получить шикарную всепогодную лодку. Держа в голове такую возможность, мы решили провести обычный тест и проверить, как Barracuda SV11 поведет себя в качестве круизера.
Крепкий орешек
Разработанная Фрэнком Ковальски, основателем Safehaven Marine, лодка отличается глиссирующим корпусом с углом килеватости 22° по всей длине и узкими ватерлиниями в носу (тип wavepiercer — протыкатель волн). Две плоские скулы дают дополнительную подъемную силу и служат брызгоотбойниками. Все это обеспечивает Barracuda уникальное сочетание скорости и мореходности как на попутной, так и на встречной волне, где корпуса переходного типа часто испытывают проблемы. Прочность корпуса частично обеспечена отформованным контактным методом стеклопластиковым композитом (5 мм толщина днища и 6 мм — в районе киля), а частично — усиленными стрингерами и шпангоутами.
В результате получилась настолько жесткая конструкция, что по сравнению с ней обычные серийные лодки кажутся игрушками. В надстройке использованы более легкие углепластиковые композиты и опциональные кевларовые панели, способные остановить пулю калибра 7,62 мм, выпущенную из AK47. Стандартное дюймовое (25 мм) стекло можно заменить на пуленепробиваемое толщиной 38 мм, если есть вероятность авианалета со стороны местной популяции чаек. Водонепроницаемые прокладки на кормовой двери рубки и усиленные кожухи воздухозаборников моторного отсека означают, что судно выстоит даже после полного переворота, и мы решили, что оно вполне переживет легкий ветерок против течения в проливе Солент.
Смертельное оружие
Главная причина, по которой лодка выглядит так круто, состоит в том, что все эти плоские и угловатые формы корпуса создавались, чтобы не отражать радиолокационный сигнал, а рассеивать его. Просто идеально, если надо скрыться от полиции или портовых властей в случае превышения скорости. Хотя при желании можно поставить коммутируемый AIS-транспондер — на случай тумана. Но если вы все же попались, у Barracuda имеется парочка других убедительных штучек. Наша тестовая лодка-прототип была оснащена газовой пушкой, установленной на платформе с гироскопическим стабилизатором, которая поднимается из водонепроницаемого отсека под носовой палубой (фордеком). Но еще внушительнее выглядит гранатомет, стреляющий нелетальными снарядами, летящими с околозвуковой скоростью. Всего один выстрел — и лучшее место на якорной стоянке вам гарантировано.
Летит, как птичка, жалит, как пчела
Barracuda не отличается роскошным интерьером, но в отделке определенно присутствует некоторый шик минимализма. Все пять кресел на подвеске с длинным ходом снабжены четырехточечными ремнями безопасности, небесполезными на высокой скорости. А двое на последних креслах могут воспользоваться небольшими столиками из углепластика с ночной подсветкой; они выглядят удобными для планирования задач или работы с… сэндвичами. Жаль, нет держателей напитков — неужели дизайнеры не слышали о джине с тоником?
Рулевая консоль — само совершенство; она позволяет видеть и доставать все ключевые элементы управления, даже когда с пристегнутым ремнем вы едва можете дышать. Управлять столь энерговооруженным судном на удивление легко: рули увеличенной площади эффективно работают, когда лодка скользит по склону попутной волны, чутко реагируя на перекладку штурвала, будто это не рабочая «машина» на валах, а спортивный болид с транцевыми колонками. И по скорости она не подкачала: при всех выступающих частях с их сопротивлением мы зафиксировали 33 узла на такой волне, что обогнали бы большинство лодок с «теоретически» высокой скоростью. Но если надо ходить еще быстрее или по мелководью, проектом предусмотрены водометные движители, с которыми скорость возрастает до 50 узлов.
Удивительно, но внутри было довольно тихо. Рубка настолько хорошо изолирована от шума двигателей и ветра, что можно спокойно разговаривать, когда лодка на скорости 30 узлов идет сквозь сплошную стену дождя. Но самое удивительное, пожалуй, в другом: когда вы осознаете, насколько прочна и безопасна Barracuda, пробивающаяся сквозь пятиметровую волну, все это вдруг оказывается совершенно естественным. И, несмотря на мои изначальные страхи, этот тест быстро обернулся самым волнующим и адреналиновым из всех, что я когда-либо имел удовольствие проводить. Даже когда я, взяв неудачный курс, поймал корпусом волну (сказалась нехватка опыта в неспокойном море), Barracuda просто ускорилась, исправляя мою ошибку.
Вердикт
Возможно, верфь пригласит дизайнера, чтобы смягчить брутальный интерьер будущей версии лодки для отдыха. Вместо двух банок внизу в носу, предназначенных для доставки здоровенных спецназовцев, можно установить лежанки с механизмом «ножницы», образующие единое спальное место. Встроенная «ружейная пирамида» гораздо удобнее, чем сейф. Ваша вторая половина может также попросить заменить оружейный отсек на гальюн, и будет права. И небольшой камбуз не окажется лишним, хотя он может потребовать дополнительного пространства и увеличения длины лодки на метр-два (модель SV13).
И давайте не будем слишком критиковать Safehaven Marine за спартанский облик лодки. Barracuda вовсе не предназначена для типичного читателя MBY, да и, честно говоря, стартовая цена около £ 1 млн отпугнет любого. Однако для «оперативных целей» трудно придумать что-либо более подходящее, нежели полностью насыщенная опциями Barracuda SV11.
Почему Сэм Мендес не привлек эту Barracuda SV11 для съемок своего «бондовского» фильма «Спектр»? Можно, конечно, предположить, что записной злодей, роль которого играет Эрнст Блофельд, и здесь нагадил, предложив альтернативу. Сэм, если вы читаете эту статью, не делайте так больше!