Эта яхта, построенная на верфи Van der Valk, фигурировала, наверное, во всех анонсах Каннской яхтенной выставки. Создавалось впечатление, что верфь и дизайнеры сочинили нечто крайне необычное. И это впечатление оказалось… вполне оправданным.
Lady in blue
Здесь я использовал название старого шлягера в исполнении Джо Долана. Во-первых, в английской (и не только) традиции все суда, независимо от типа, размеров и назначения, относят к женскому роду, и, следовательно, Helga — «дама». А во‑вторых, ее корпус окрашен в пастельно-синий цвет. Столь смелый шаг, выделяющий яхту на фоне других лодок линейки Raised Pilothouse с более привычными темными корпусами, предпринял заказчик. Как увидим дальше, смелых решений здесь немало, но сначала поговорим о дизайне.
Helga — пятая моторная яхта серии Raised Pilothouse длиной 27 м с корпусом и надстройкой из алюминиевого сплава. В марте ее спустили на воду, а летом доставили владельцу. Внешним дизайном линейки (то есть архитектурным обликом), как и дизайном интерьеров, занималась известная студия Guido de Groot Design (Нидерланды), давний партнер верфи Van der Valk. В экстерьере Helga трудно выделить какие-то особенно яркие конструктивные детали (кроме ходовой рубки), что отчасти предопределил материал — легкий сплав, однако лодка выглядит мощной и мореходной. Кто-то, возможно, назовет такую архитектуру немодной, но…
Известно, что с модой следует обходиться особенно деликатно. Чуть отстанешь от нее — назовут аккуратным, но скучным. Сильно забежишь вперед — есть опасность показаться смешным. Поэтому правильнее быть слегка впереди, как сказал один мудрый человек, — на полшага. И тогда есть шанс стать законодателем, но и то лишь на время. Похоже, Гвидо де Грут придерживается таких же взглядов и в части экстерьера, и в отношении компоновки: она всегда функциональна, зачастую привычна, но временами оригинальна.
Корму он представил в классическом варианте: в кокпите — диван на транце, стол, приставные стулья, трап на флайбридж; два трапа по бортам ведут на большую опускающуюся кормовую платформу на мощных опорах, где можно держать тендер. А вот на фордеке нет привычных вальяжных сидений-лежаков. Вместо них — аккуратный диван и ступени в архитектурном оформлении передней части надстройки, по которым можно подняться на широкую площадку-«солярий» перед ходовой рубкой.
Теперь о флайбридже. На всех яхтах Van der Valk Raised Pilothouse эти открытые палубы (как, впрочем, и компоновка помещений) адаптированы к пожеланиям клиентов. Владелец Helga захотел поместить тут довольно длинную лодку для спортивной гребли, и дизайнерам пришлось освобождать для нее место. Это не помешало обустроить там бар, на миделе организовать обеденную зону с угловым диваном и столом, оборудовать лежак-«солярий» перед постом управления на левом борту и «стоянку» аквабайка с краном — в корме.
Современно, элегантно, свежо
Так Гвидо де Грут ответил на просьбу описать тремя словами интерьеры Helga. Действительно, интерьер яхты выглядит современным, лаконичным, свежим и теплым, не в последнюю очередь благодаря материалам: древесине беленого дуба и ореха, остеклению, — а также оригинальной подсветке. Но главное все же — интересные планировочные решения, реализованные в интерьере, отражающие и стилистические предпочтения клиента, и то, как он будет пользоваться яхтой.
Helga изначально создавалась как семейная яхта (не чартерная!) для владельцев и их взрослых детей, и в салоне на главной палубе, где наверняка приятно собираться вечерами, нет обеденной зоны. Здесь стоят диваны и кресла, есть кофейный столик, большой ТВ-экран; крупные раздвижные стеклянные двери с электроприводом ведут на кормовую часть главной палубы, а обеденной зоны нет! Двигаясь по яхте дальше, ее все же находишь: в просторной ходовой рубке стоят и диван, и стол. То есть, включив авторулевой, капитан (например, глава семьи) обедает со всеми, оставаясь рядом со штурвалом.
В одном из интервью Гвидо де Грут признался, что проектирование зоны ходовой рубки на этих яхтах представляет для него особенный интерес, поскольку с учетом сложности ее технической/приборной начинки процесс напоминает занятную головоломку. На Helga рубка, по сути, внутри открытая; к ней ведет трап от главной палубы, а из нее есть ступени на флайбридж. Такая многофункциональная зона в интерьере создает особенно яркое впечатление и придает ему еще больше индивидуальности.
Идем дальше. На главной палубе перед рубкой находится полноформатный камбуз, а дальше — опять не-ожиданность: две каюты экипажа на троих и мини-салон. А пассажирских кают на яхте четыре: «мастер» на миделе, две гостевые по бортам (в каюте левого борта койки в два яруса) и двухместные VIP-апартаменты. Все они расположены на нижней палубе и привлекают современным дизайном, свободным пространством, хорошо выполненной работой по дереву и светом, поступающим через вертикальные овалы иллюминаторов в корпусе, которые замечаешь еще на подходе к яхте.
Вот такое решение заказчика в отношении выбора планировки, продиктованное его желанием ощущать в интерьере домашний уют и комфорт в течение длительных круизов.
Валы, только валы!
Владельцу Helga довелось принимать решения не только в отношении дизайна интерьеров. В частности, одним из технически непростых вопросов был выбор варианта моторной установки и трансмиссии. Предлагались три Volvo Penta D13-IPS1200 по 900 л.с. с днищевыми колонками, как на одной из предыдущих яхт серии, или двигатели MTU, сопряженные с гребными валами (такие стояли на другой модели). Подумав, заказчик принял решение в пользу MTU, но увеличил мощность, поставив два MTU 12V 2000 M96L (1920 л.с.). В итоге расчетная скорость Helga на максимуме 2450 об/мин, по данным верфи, составила 27 узлов — больше всех в линейке Raised Pilothouse. Крейсерская скорость 23 узла, а на экономичном режиме 10 узлов дальность плавания ожидается не менее 1000 миль.
Раз уж мы заговорили о технике, нелишне будет обозначить и другие проектные решения, принятые на яхте Helga. В частности, форма ее корпуса в расчете на движение в переходном режиме характеризуется выраженной скулой и умеренной килеватостью — навскидку не менее 16° на транце. Имеется небольшой фальшкиль, способствующий повышению устойчивости на курсе. Гребные винты с высоким дисковым отношением «спрятаны» в глубокие полутоннели, между которыми сформирован центральный скег. Для повышения маневренности на малых ходах предусмотрены носовое и кормовое гидравлические подруливающие устройства (45 и 35 л.с. соответственно); корректировка ходового дифферента осуществляется транцевыми плитами. А небольшая осадка 1,8 м — явный намек на то, что в круизах, которые владельцы Helga начали уже в этом году, яхта сможет посещать сравнительно мелководные акватории, не доступные более крупным судам.