YMAG.media
Круиз по «Большой петле». Часть первая - фото Круиз по «Большой петле». Часть первая - фото

Круиз по «Большой петле». Часть первая

# Путешествия # Чартер # Моторные яхты

Для яхтсменов США "Большая петля" — все равно что "Трасса 66" на суше: "Мать всех дорог" и "Главная улица Америки".

Мало кто из россиян интересуется этим маршрутом, но для яхтсменов восточного побережья США отправиться по "Большой петле" сродни паломничеству. В яхтинге The Great Loop — все равно что "Трасса 66" на суше. ("Мать дорог" и "Главная улица Америки" — Прим. ред.). 5000 миль побережья, обширных сетей рек, каналов и прибрежных проходов позволяют закольцевать всю восточную часть США от Флориды на юге до Великих озер на севере через атлантическое побережье, реки Гудзон, Миссисипи и обратно в Мексиканский залив, обогнув острова Флорида-Кис. Мне много лет хотелось совершить такое путешествие — еще с тех пор, когда, прилетая по делам из Великобритании, я раз сто садился в аэропорту Майами и на подлете всегда наблюдал десятки лодок, идущих на север и юг. В 2017 году я решил последовать за мечтой и перебрался во Флориду вместе со своей нынешней лодкой Princess V48 по имени Privilege.

Грандиозный план

Я собирался стартовать поздней весной из Майами и примерно через шесть недель финишировать у западной оконечности озера Эри. Так летом я мог бы насладиться плаванием по озеру, посетить Чикаго, Канаду и все Великие озера, а в следующем году пройти вторую половину пути: спуститься на юг вниз по Миссисипи, мимо Нового Орлеана в Мексиканский залив, а затем — к островам Флорида-Кис и обратно на север, вдоль восточного побережья Флориды. Со мной согласились идти друзья — девять опытных яхтсменов, которые присоединялись на разных этапах таким образом, чтобы на борту нас всегда было четверо или пятеро.

Круиз по «Большой петле». Часть первая - фото 1
Маяк Governor's Point
в Южной Каролине - фото
Маяк Governor's Point в Южной Каролине
В кокпите Princess V48 - фото
В кокпите Princess V48

К счастью, почти везде есть высокоскоростной Wi-Fi, поэтому мы могли работать удаленно. Впереди нас ждали Чарлстон, Мыс Страха, Чесапикский залив, Манхэттен и статуя Свободы, а дальше по Гудзону мы должны были добраться до системы каналов озера Эри с 57 шлюзами и закончить в Сандаски (штат Огайо), в знаменитом салуне Barrell House. Кстати, озеро Эри известно в связи с битвой 10 сентября 1813 года, когда флот США победил англичан, потопив или захватив их корабли. Было что- то знаковое в том, что британская яхта Princess, построенная в Плимуте в 2006 году, проведет целое лето в этих водах.

Подготовка

Переход на 2000 миль, особенно такой, когда пункт назначения не совпадает с местом старта, требует тщательной подготовки. Прежде всего нужно убедиться, что лодка готова к суровым испытаниям и на случай поломки найдутся запчасти и инструменты. Я провел полное техническое обслуживание двигателей (на тот момент они наработали порядка 1000 часов) и генератора, включая проверку форсунок, промывку теплообменников и чистку топливных танков. Кроме того, решил заменить устаревшую фреоновую систему кондиционирования на три современные автономные установки Webasto. Заказанные еще в январе 2021 года, они прибыли из закрытой на карантин Германии всего за три дня до отплытия! Даже с армией инженеров мы не успевали подготовить судно вовремя, поэтому отложили выход на день. Помимо прочего, обновив программное обеспечение картплоттера Raymarine Axiom и радара Quantum Doppler, я обнаружил, что система авторулевого превратилась в бесполезную зашифрованную абракадабру. Быстрее всего было заменить блок, а со старым разобраться позже на заложенной в план трехдневной остановке в Порт-Канаверале.

Поехали!

Залив баки по горловину, мы вышли из Майами в первый 187‑мильный переход. Ранний старт позволил легко миновать песчаную косу Хауловер и попасть в море с полуметровой волной. Однако едва я включил новый авторулевой, лодка внезапно закрутилась: то прибору казалось, что левый борт — это правый, то наоборот. Поскольку идти на ручном управлении было нетрудно, решили не возвращаться и по прибытии найти в марине какого-нибудь умельца. Наш курс пролегал в пяти милях к востоку от береговой линии Южной Флориды. Лодка прекрасно шла на 25 узлах, а новый кондиционер обеспечивал прохладу в 32‑градусную жару. Температура морской воды в Майами была выше +30 °C, поэтому на вахтах мы особо следили за двигателями. Когда мы миновали Уэст-Палм-Бич, ветер поменялся на встречный и усилился до 15 узлов, а волны выросли вдвое. К счастью, Бернард Олесински, давний проектировщик Princess, знает, как создать мягко идущий корпус. Несмотря на весь этот натиск стихии, на моей 14‑летней лодке не раздавалось ни скрипа, ни скрежета. Прорезая воду, как нож масло, мы продолжили подниматься на север вдоль побережья Флориды.

Порт-Канаверал

 
В Порт-Канаверал, где располагается Космический центр Кеннеди NASA, мы прибыли около 17:00 и обнаружили, что выделенное нам место для стоянки всего 16 футов в ширину, поэтому между бортами и обнажившимися на приливе сваями, которые облепили острые ракушки, оставалось по 15 см. Боковой ветер только усугублял опасность, и, чтобы втиснуться на "парковку", приходилось очень тонко отрабатывать подруливающим устройством.

На следующее утро мы занялись сбрендившим авторулевым. Как и предполагалось, местный мастер на причале быстро вернул систему к жизни, а мы тем временем отправились в Космический центр Кеннеди и, естественно, в Порт-Канаверал, куда приходят все яхтсмены, стремящиеся вблизи и с хорошей точки увидеть запуск ракет. NASA заранее публикует даты запуска, и вскоре марины заполняются яхтами, чьи владельцы борются за лучшие места в этом театре.

Следующий этап путешествия на север, в Джексонвилл, потребовал еще одной заправки на тонну, что дало нам средний расход топлива 0,15 миль/л при скорости от 25 до 28 узлов, как и обещал производитель, компания Volvo Penta. При благоприятных условиях мы рассчитывали пройти 166 миль примерно за пять часов.

Космическая гонка

Первые 30 миль нам открывались прекрасные виды на стартовые площадки NASA вдоль береговой линии, включая новые объекты SpaceX Илона Маска. В шести милях от Канаверала предстояло обогнуть юго-восточную отмель, а затем повернуть на север. Авторулевой проработал около получаса и опять потерял ориентацию, поэтому пришлось его отключить. Через полсотни миль я заметил, что температура правого двигателя стала расти: он еще не перегревался, но уже был на шесть градусов горячее левого. Поскольку до критического уровня было еще далеко, мы продолжили держать 25 узлов. Однако температура повышалась, и через 20 миль сигнал тревоги вынудил нас заглушить правый двигатель и ковылять на одном левом, одновременно пытаясь выяснить причину проблемы.

Круиз по «Большой петле». Часть первая - фото 1

К сожалению, жара не позволяла находиться рядом с моторами больше пары минут. Privilege может идти на одном двигателе со скоростью около 6 узлов, поэтому запланированное 5‑часовое путешествие обещало затянуться. До пункта назначения оставалось еще 90 миль, а наши перспективы выглядели не слишком радужно, учитывая, что на пути не было безопасных гаваней. Впрочем, когда двигатель правого борта достаточно охладился, мы запустили его на низких оборотах, чтобы пройти остаток пути хотя бы на 13 узлах. Так, в водоизмещающем режиме и без авторулевого, мы провели следующие семь часов. После звонка другу выяснилось, что в Чарлстоне нас может встретить отличный инженер и за день вернуть к боевой скорости. В приподнятом настроении мы прибыли в Джек- сонвилл за час до заката.

Джексонвилл

Этот город знаменит отличными морепродуктами, великолепными пляжами и… кишащими в прибрежных водах акулами. Первые две позиции нас устраивали, поэтому, быстро вымыв яхту и себя, мы зарезервировали столик в местечке под названием North Beach Fish Camp, которое нам порекомендовали. Короткая поездка на такси — и вот мы в симпатичном центре маленького городка. Пока ребят провожали к столику, я ускользнул, чтобы прогуляться. Узкий проход между песчаными дюнами открывал путь к одному из самых красивых диких пляжей, которые я когда-либо видел. В лучах заката широкая и не испорченная высотными отелями дуга белого песка завораживала. Превосходной оказалась и еда, а мое блюдо под названием "Английская рыба с жареным картофелем" было столь же вкусным, как Fish & Chips на родине.

На следующее утро, когда двигатели остыли, мы смогли тщательно осмотреть покрытый копотью моторный отсек. Оказывается, от выхлопной трубы правого борта оторвался тепловой экран, и вокруг уплотнителя образовалась небольшая протечка. Смотавшись в хозяйственный магазин за термоупаковкой и хомутами для выхлопной трубы, мы залатали ее, и я надеялся, что этот временный ремонт позволит нам дойти до Чарлстона на малых ходах.
 
Держим курс на Джексонвилл - фото
Держим курс на Джексонвилл
Privilege — яхта автора статьи Эллиота Мориса. Модель Princess V48 - фото
Privilege — яхта автора статьи Эллиота Мориса. Модель Princess V48
Fernandia Harbour: наша
спортивная Princess V48
кажется очень низкой
по сравнению с лодками
для спортивной рыбалки,
оборудованными высокими
тауэрами для поиска рыбы - фото
Fernandia Harbour: наша спортивная Princess V48 кажется очень низкой по сравнению с лодками для спортивной рыбалки, оборудованными высокими тауэрами для поиска рыбы
Красивые песчаные Дюны на пляже Джексонвилла - фото
Красивые песчаные Дюны на пляже Джексонвилла
Круиз по «Большой петле». Часть первая - фото 5
Яхт-клуб Порт-Канаверал - фото
Яхт-клуб Порт-Канаверал

Потратив пару часов на уборку и долив охлаждающую жидкость, мы обсудили меры безопасности и укоротили маршрут. Решили выйти из реки Сент-Джонс, как и планировалось изначально, в Северную Атлантику, но лишь на 11 миль, чтобы сразу нырнуть обратно в реку Сент-Мэри к северу от острова Амелия на границе с Джорджией. Остальные 150 миль — по извилистым прибрежным каналам к югу от Саванны на разумной скорости 18 узлов.

Первые несколько миль на север дались легко: двигатель правого борта держал постоянную температуру, хотя мне казалось, что нужно все время подруливать. Мы списали это на сильные течения в заливе и продолжили путь. Вернувшись к побережью, остановились на запланированный ланч в роскошной марине Fernandia Harbour на реке Амелии. Там нас ждали целая выставка великолепных спортивных яхт Viking и отличный обед в прекрасной атмосфере.

Опасность любопытства

Пока мы ели, наш береговой координатор Джилл сообщила, что всего в нескольких милях от нашего маршрута находится база атомных подводных лодок Trident. Не желая упускать возможность посмотреть на них, мы загрузили обновленный маршрут Navionics в планшет и отправились осматривать секретные объекты ВМС США.

Поднимаясь вверх по широкой, глубокой и тихой, в отличие от оживленного побережья, реке, мы увидели по левому борту что-то огромное. Позже выяснилось, что это был стенд размагничивания подводных лодок. Вскоре со стороны берега, где вдали виднелись огромные ангары, показался зловещий серый корпус субмарины, за которой (и за нами!) пристально следил патрульный катер.

Впереди, выше по реке, отчетливо был виден вход на военно-морскую базу, но наш плоттер показывал, что нужно повернуть направо, в прибрежный канал. Сам того не осознавая, Алан, мой напарник у штурвала, не стал поворачивать, а продолжил двигаться прямо. Буквально из ниоткуда возник другой патрульный катер, откуда с криком "Немедленно покиньте акваторию!" в нас уже целились из палубного пулемета. Не догадываясь, чем нам это грозит, Алан продолжал идти прямо к базе. "Валим отсюда!", — крикнул я и схватил рацию.

Кризис миновал

"База, база, это Privilege, Privilege, ищу вход в прибрежный канал", — взывал я в панике. К этому моменту Алан все же начал забирать вправо, а патрульный катер замедлил ход и отвернул пулемет в сторону. Последовали вежливые инструкции, и вскоре мы благополучно вошли в канал. Урок усвоен: к атомным субмаринам так просто не подберешься!

Разводной мост в прибрежном канале - фото
Разводной мост в прибрежном канале
Стенд размагничивания субмарин возле базы атомных подводных лодок Trident - фото
Стенд размагничивания субмарин возле базы атомных подводных лодок Trident

Следующие 20 миль мы спокойно шли по реке, и поскольку двигатели работали нормально, мы вернулись в океан, чтобы наверстать упущенное. Там мы получили еще одно сообщение от Джилл: она писала, что нам стоит хорошенько заправиться. Как раз в это время произошла кибератака на магистральный нефтепровод (в мае атаковали Colonial Pipeline. — Прим. ред.), и прогнозировали дефицит топлива. Мы снова изменили маршрут, направившись к ближайшему заливу в марину St. Simons, что к востоку от Брансвика, штат Джорджия.

Быстро заправившись, мы продолжали подниматься на север по внутреннему прибрежному каналу, но из-за потерянного времени решили не завершать запланированный этап, а зайти в ближайшую марину до темноты. Этот план должен был привести нас в акваторию с оптимистичным названием "Врата Ада" (Hell Gate), и 50‑мильный отрезок пути в пустынных солончаковых болотах Джорджии стал одним из самых ярких впечатлений в моей яхтенной жизни. Лететь на 50‑футовом спортивном круизере по извилистому каналу со скоростью 18 узлов, когда вокруг ни души, — пьянящее наслаждение. К этому добавляются стремительные повороты, сопровождающие лодку дельфины, парящие в небе орлы…

Мы сменяли друг друга у штурвала, миля за милей уносясь в закат, и с последними лучами солнца прибыли к "Вратам Ада". В этой сети узких и плохо маркированных каналов нужно идти не по GPS, а по лоцманским инструкциям, которые мы получили из марины. Несколько минут я провел на носу, высматривая буи, после чего услышал вопль Джеймса: "Плоттер показывает, что мы на суше!" "Тормози! — крикнул я. — Мы в воде?" "22 фута", — ответил он.

Я встал за штурвал, и маркированный канал привел нас к тому, что было обозначено на карте как земля. Обсудив ситуацию и перечитав инструкции, мы решили, что из-за движения болот обстановку здесь нужно постоянно обновлять, но так как ходят тут мало, информации для уточнения карт недостаточно. В тумане и почти полной темноте, с быстро усиливающимся ветром, мы наконец прокрались на ночевку в марину Delegal Creek, где вздохнули с облегчением. Первые два отрезка нашего путешествия оказались сложными, но захватывающими. Именно на такое приключение я и надеялся, а ведь прошло только несколько дней!

Продолжение путешествия вы можете прочесть по ссылке.

Похожие статьи