YMAG.media
Между Альпами и морем - фото Между Альпами и морем - фото

Между Альпами и морем

# Верфи

Зажатая между Италией, Австрией и Хорватией, эта балканская страна четверть века назад вместе с долгожданной независимостью сумела ухватить кусочек адриатического побережья. Но даже эти 47 километров береговой линии (по прямой всего около 10 миль) способны влиять на экономику страны, и среди прочих связанных с водой секторов в Словении успешно развивается строительство прогулочных яхт.

Далеко не каждый рядовой яхтсмен сможет с ходу назвать два-три словенских яхтенных бренда; но стоит напомнить ему такие имена, как Elan, Greenline и Shipman, как все становится на свои места. Экономика этой уникальной балканской страны строится преимущественно на торговле, поэтому она крайне чувствительна к любым экономическим потрясениям в Европе. До 1991 года Словения была самой продуктивной частью Югославии, ее центральным торговым узлом, и словенские компании получали по лицензии технологии от западных партнеров. После обретения независимости экономика оказалась лучше всего подготовленной к новым условиям: правительство всячески стимулировало диверсификацию производства, приватизацию собственности и тесное взаимодействие с международными институтами. В 2004 году Словения вошла в Евросоюз, и многие местные компании удачно интегрировались в цепочку поставщиков для крупных европейских концернов.

Население страны составляет всего 2 млн человек, но среди них много высококлассных специалистов с высшим образованием, что позволяет ориентироваться на инновации. Кризис 2008 года сильно ударил по набиравшей обороты экономике (падение ВВП составило почти 8%), и оправиться от потрясения она смогла лишь пять лет спустя, когда начался постепенный выход из рецессии (в 2014 году ВВП вырос на 3,2%). К этому моменту многие крупные компании, включая банки, накопили изрядное количество долгов, и, к сожалению, справиться с ними удалось далеко не всем.

Взлеты и падения

Seaway Многие помнят, как в октябре 2004 года Seaway Group представила публике самый дорогой массовый продукт в стране — моторную яхту Skagen 50 с мобильным офисом на борту. Всевозможные цифровые гаджеты на судне были соединены сетью Cisco, и стоило это удовольствие € 800 000. Спустя пять лет группа компаний Seaway, по праву считавшаяся самым сильным словенским производителем, вывела на рынок бренд Greenline.

Эти относительно недорогие и экономичные серийные яхты с оригинальными обводами Superdisplacement предполагают возможность установки гибридных пропульсивных систем с альтернативными генераторами энергии. Первая по-настоящему гибридная яхта Greenline 33 получила ряд наград за инновации, завоевав не только сердца жюри, но и кошельки покупателей. С этого момента началось триумфальное шествие Greenline: модели росли в длину, а в 2012 году компании даже пришлось организовать производство 33-футовой лодки на соседней верфи Elan, поскольку собственные мощности уже не справлялись с заказами. Было принято решение построить в Словении еще один завод площадью 10 000 кв. м, и к концу 2014 года он был полностью готов. Однако перенести на новое место оснастку для Greenline 33 и 48 не успели.

В феврале 2015 года Seaway Yachts (Greenline, Shipman, Skagen) и Seaway Design (производство оснастки, а также дизайн и строительство custom-проектов) подали заяв- ление о банкротстве из-за существенного долга перед кредиторами, поставщиками и сотрудниками. Для многих участников рынка это событие стало большой неожиданностью. К сожалению, в пылу борьбы за клиентов частично был потерян контроль за оптимизацией производства, что привело к излишним расходам, а словенские банки в критический момент отказались от финансовых вливаний в Seaway, поскольку сами находятся в нестабильном состоянии.

На момент подготовки статьи в обеих компаниях работали банкротные управляющие, которые занимаются аккумулированием средств для удовлетворения кредиторов. Однако для оценки всех активов и подготовки аукциона потребуется около года, и по европейским законам на это время материальные и нематериальные активы можно сдавать в аренду, чтобы обеспечить приток средств для работы банкротной группы. Этой возможностью воспользовался российский бизнесмен Владимир Зинченко, который уже долгое время продвигает яхты Greenline и Shipman на нашем рынке и лучше многих знаком с особенностями словенской яхтенной индустрии.

«На моих глазах за последние годы обанкротились несколько крупных судостроителей; их бренды без урона для имиджа тут же подхватили другие верфи, — рассказывает Владимир. — Этот процесс можно даже рассматривать как оздоровление индустрии, поскольку снимается накопившееся за тучные годы долговое бремя, происходит модернизация оборудования и технологий».

В ближайших планах Владимира Зинченко — сокращение объема производства со 150–200 до 70–80 яхт в год, его оптимизация за счет снижения затрат и повышение качества постройки, которое приведет к незначительному росту цен. А через год, если все пойдет хорошо, Владимир рассмотрит возможность приобретения Seaway Yachts.

За короткий срок
Seaway Yachts разработала
линейку высокотехнологичных
яхт Greenline и выделила
крупные модели в отдельный
бренд Ocean Class - фото
За короткий срок Seaway Yachts разработала линейку высокотехнологичных яхт Greenline и выделила крупные модели в отдельный бренд Ocean Class
Между Альпами и морем - фото 2

Вместе с активами к бизнесмену перешел портфель контрактов на строительство 20 яхт, плюс ожидают подтверждения еще столько же потенциальных заказов, которые потребуют расширения штата на 150 сотрудников. «К счастью, нам удалось сохранить лучшие профессиональные кадры, — рассказывает он. — Рабочие не уходят на другие верфи не только из-за более высокой зарплаты — они гордятся лодками, которые строят».

Все заложенные яхты Shipman и Greenline планируется достроить без дополнительного финансирования со стороны заказчиков, и у нас есть все шансы увидеть дальнейшее процветание этих брендов. 

Elan и другие

В 1941 году словенский лыжник Руди Финжгар установил мировой рекорд по прыжкам с трамплина и после войны основал собственное дело. Но при чем тут яхты? А при том, что компания Финжгара, выпускавшая лыжи, называлась Elan и за 70 лет стала крупнейшим производителем спортивного инвентаря и яхт в Восточной Европе. С 1949 года Elan начала строить небольшие прогулочные и рыбацкие лодки из дерева, а в 1962 году перешла на композитные материалы. Верфь сотрудничает с конструкторскими бюро J&J Design и Humphreys Yacht Design, производит парусные яхты на заводе в Словении, а моторные круизеры — в соседней Хорватии. По оценке журнала Yacht Magazine, морское подразделение Elan находится в тройке самых инновационных европейских верфей, а по узнаваемости бренда стоит на 13-м месте, охватывая все ключевые рынки Старого Света. Несмотря на серию банкротств, в ходе которых менялись владельцы компании, Elan не прекращает активную работу, и в 2012 году верфь получила престижную награду Plus X Award в номинации «Лучший инновационный бренд».

«Самое большое недавнее достижение нашей компании состоит в том, что год назад мы вывели яхты типа Deck Salon в отдельный бренд Umpression Yachts — говорит Матич Клеменч, менеджер по маркетингу Elan Yachts. — В 2014 году верфь построила сотню парусных и тридцать моторных яхт».

Производственная
площадка Elan Yahts. - фото
Производственная площадка Elan Yahts.
Круизная парусная яхта Elan 400. - фото
Круизная парусная яхта Elan 400.
За 70 лет работы Elan Yachts
накопила огромный опыт,
который позволяет верфи
одинаково успешно строить
парусные и моторные яхты. - фото
За 70 лет работы Elan Yachts накопила огромный опыт, который позволяет верфи одинаково успешно строить парусные и моторные яхты.

Еще один интересный пример представляет собой Brioni Yachts, основанная в 2006 году словенскими бизнесменом Андреем Марчичем. Сменив несколько катеров, он так и не смог найти на яхтенном рынке идеально подходящий под его требования скоростной семейный круизер и решил строить его сам. Сегодня верфь производит единственную модель semi-custom Brioni 44+, которая по инжинирингу и качеству изготовления стоит на одном уровне с лидирующими европейскими брендами. «Мы не стремимся к массовому производству, — рассказывает Бранка Йерай, директор по маркетингу Brioni Yachts, — изначально владелец верфи вообще не планировал выводить эту яхту на рынок. На изготовление одной лодки уходит 12 000 часов, и мы выпускаем не больше четырех корпусов в год. Это дает возможность не экономить на качестве и сохранять стабильную финансовую ситуацию, которая необходима в быстро меняющихся условиях».

Спортивный круизер Brioni 44+ является единственной серийной моделью Brioni Yachts

Мелкие верфи вроде Novomar, VSR и Trimarin (RIB’ы), Ventura и Anteros (гоночные парусники), Blumar (моторные круизеры), Oceantec (парусники и моторные катера) производят добротные лодки, однако они малоизвестны за пределами домашнего региона. Кстати, Greenline — не единственная словенская компания, выпускающая гибридные лодки. Alfastreet Marine из Сежаны строит классические открытые прогулочные катера, способные чередовать движение на дизельной и электрической тяге. 

Дизайнеры и выставки

Если словенские верфи порой и пребывают в тени более мощных европейских производителей, то дизайнерское бюро J&J Design, основанное в 1983 году братьями Йернейем и Япецем Якопинами, — известная на весь мир компания. Она тесно связана с подразделениями Seaway и находится в живописном уголке Словении между Адриатикой и Альпами. Место отлично соответствует жизненному кредо Якопинов: красивые яхты должны создаваться в окружении красивой природы. За годы работы команда J&J Design разработала более 300 проектов, по которым 48 верфей из 20 стран построили более 65 000 судов, причем 80 моделей удостоились наград на различных конкурсах «Яхта года». Братья Якопины проектировали суда для Prestige, Atlantis, Sea Ray, Fairline, MCY, Bavaria, Jeanneau, Windy и многих других ведущих верфей, включая Shipman, Elan и Skagen. Профессиональный уровень J&J Design позво- ляет создавать уникальные лодки вроде скоростных парусных «экспедиционных рейсеров» для кругосветного плавания с произвольным маршрутом.

Основным яхтенным событием в Словении является международное боат-шоу Internautica, которое ежегодно проходит в мае в крупнейшем курортном городе Портороже. В этом году выставка, привлекшая более 150 экспонентов, отметила 20-летний юбилей. Здесь же проводится награждение победителей конкурса Adriatic Boat of the Year, и это отнюдь не местечковый междусобойчик, а престижный проект, в котором участвуют многие мировые производители.

Общая картина

Чрезвычайно продуктивную работу J&J Design на протяжении тридцати с лишним лет можно рассматривать как один из важнейших стимулов для развития яхтенной индустрии в Словении. Вдохновленные успехом братьев Якопинов, энтузиасты стали открывать собственное дело. Как и во многих других странах, судостроительный бизнес здесь сдерживают инертность властей, высокие налоги и несовершенство законодательства. Кроме того, в Словении высока стоимость труда; при этом зарплата работников относительно низкая, но компании вынуждены делать значительные отчисления государству. Также в стране до сих пор нет индустриальной ассоциации наподобие UCINA или HISWA, поэтому каждая верфь «выплывает» в одиночку.

«Но главная наша проблема в другом, — поясняет Бранка Йерай. — Словения настолько маленькая, что многие даже не представляют, где она находится. В лучшем случае кто-то вспоминает бывшую Югославию или путает нас со Словакией, что очень плохо с позиций маркетинга. Хотя у нас и есть известные во всем мире Elan и Seaway, продвигать продукцию из Италии или Голландии несравнимо легче».

По данным Министерства инфраструктуры (транспорта) Словении в стране зарегистрировано порядка 13 000 яхт (часть из них принадлежит гражданам других стран Евросоюза). Словенская федерация парусного спорта насчитывает 53 клуба и почти 500 парусных яхт. В стране ежегодно проводят более 60 регат; стоит отметить и крупнейшую в Средиземном море итальянскую Barcolana, заходящую в воды Словении.

Словенцы могут обеспечить
высокое качество постройки
своих яхт, которые не уступают
другим европейским брендам. - фото
Словенцы могут обеспечить высокое качество постройки своих яхт, которые не уступают другим европейским брендам.
Поскольку многие словенские верфи
являются соседями, они нередко
заказывают производство и сборку
корпусов друг у друга, чтобы
не терять заказчиков - фото
Поскольку многие словенские верфи являются соседями, они нередко заказывают производство и сборку корпусов друг у друга, чтобы не терять заказчиков
В крупной марине города
Порторожа проходит главная
словенская яхтенная выставка
Internautica. - фото
В крупной марине города Порторожа проходит главная словенская яхтенная выставка Internautica.
Восхищаясь парусником
Shipman 59, посетители
выставки Internautica
в Портороже не могли поверить,
что верфь, строящая такие
высококлассные яхты,
обанкротилась.
В апреле общий долг компании
составлял € 25 млн. - фото
Восхищаясь парусником Shipman 59, посетители выставки Internautica в Портороже не могли поверить, что верфь, строящая такие высококлассные яхты, обанкротилась. В апреле общий долг компании составлял € 25 млн.

«Многие словенские марины очень старые и под завязку забиты не менее старыми катерками, которые в большинстве своем принадлежат пожилым людям и мало эксплуатируются, — поясняет Владимир Зинченко. — Они не приносят дохода ни маринам, ни сервисным компаниям, но по законам страны лишить их места стоянки почти невозможно. Кромем того, между Словенией и Хорватией по-прежнему существует паспортный контроль, и собирающиеся к хорватским островам яхтсмены должны отметиться у пограничников в Пиране и Умаге (Хорватия), что со всеми переходами отнимает до двух часов и создает лишние сложности.

В итоге состоятельные яхтсмены держат более или менее крупные лодки в Хорватии: там зарегистрировано около 10 000 словенских судов. Казалось бы, для входящей в Шенгенскую зону страны разумнее ориентироваться на соседнюю Италию, где нет излишних формальностей и стояночные места дешевле, но, к сожалению, ее адриатическое побережье весьма скучное для путешествий на яхтах.

В характере живущих на границе Западной и Восточной Европы словенцев гармонично сочетается немецко-австрийская сдержанность и трудолюбие, итальянский вкус и чувство стиля, а также свойственное обитателям Балканского полуострова легкое отно- шение к жизни. Эти качества позволяют им с достоинством переживать трудные времена, не прекращая строить красивые и высокотехнологичные яхты.

«Знания и технологии являются самой сильной стороной нашей яхтенной индустрии, — добавляет Матич Клеменч. — Но, к сожалению, мы пока не научились в полной мере их монетизировать и оцениваем себя ниже, чем могли бы».

Победители конк урса Adriatic Boat of the Year 2015


Парусные суда:

Круизер длиной до 40 футов Beneteau Oceanis 35

Круизер длиной 41–60 футов Moody 54 DS

Быстроходная яхта длиной до 40 футов JPK 10.80

Быстроходная яхта длиной 41–60 футов Shipman 59

Яхта длиной свыше 60 футов Salona 60

Яхта для коротких прогулок Advanced 44

Моторные суда:

Динги и тендеры ZAR 49 SL

Спортивный катер длиной до 20 футов Oceantec Optimus 575

Спортивный катер длиной 21–40 футов Frauscher 747 Mirage Air

Моторная яхта длиной до 40 футов Windy Camira 39

Моторная яхта длиной 41–50 футов Cranchi Eco Trawler 43 LD

Моторная яхта длиной свыше 51 фута Custom Line Navetta 28

Похожие статьи