Выход на новый уровень — это достижение даже в компьютерной игре. Ну а если речь о строительстве яхт, то понятие «следующий уровень» приобретает существенно большее значение.
Итальянский бренд Mondoмarine, девиз которого — Next Sea Level, пополнился новой линейкой суперяхт SF. Первой стала модель SF40, показанная на выставке в Монако этой осенью.
100-летие верфи
Строительство судов на верфи Cantieri Navali Campanella (Савона, Лигурия, Италия) началось в 1915 году. Сначала там выполняли заказы по ремонту и переоборудованию разных судов, в том числе кораблей ВМС Италии, потом занялись судами торгового флота. После модернизации в конце 1970-х годов верфь стала принимать заказы на постройку яхт, а в 1990-х на верфи полного цикла под брендом Mondoмarine уже выпускали яхты категории custom длиной свыше 40 метров из стали и алюминиевого сплава.
Два года назад у компании появились новые владельцы; коммерческий и маркетинговый департаменты перевели в Монако, а на верфи провели существенную модернизацию. В мае 2015 года в состав холдинга вошла верфь Cantieri di Pisa — исторический бренд итальянской яхтенной индустрии.
Только за прошедшие 9 лет на Cantieri Navali Campanella построили 21 яхту длиной более 40 метров. Так уж совпало, что спущенная на воду в торжественной обстановке этим летом суперяхта Mondoмarine SF40 (корпус и надстройка — легкий сплав) стала не просто судном, созданным по контракту, но и своеобразным подарком верфи к ее 100-летию.
Особенности внешнего дизайна
Микеланджело Буанаротти сказал: «Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь». Эти слова вспомнились мне, когда в Монако я ходил по новой Mondomarine SF40 с многозначительным именем Serenity. Ходил без сопровождения, пытаясь осмыслить яхту, и глаз постоянно отмечал любопытные детали и не только.
Serenity стала дебютом молодого итальянского дизайнера по имени Лука Валлебона: он занимался внешним дизайном и компоновкой палуб. По мнению дизайнера, внешняя вычурность исключительно во имя новизны — не лучший ход, поскольку при этом «можно потерять суть объекта»; в работе над Serenity Валлебона сосредоточился именно на сути.
Тут возникает вопрос: как продать яхту с заурядной внешностью? Отвечу встречным вопросом: а почему вдруг «заурядной»? Serenity получилась довольно эффектной, с приятной логикой чистых формообразующих линий, хранящих динамику хорошо сбалансированного силуэта. Ощущение усиливают длинные поверхности тонированного остекления, а благодаря темной полосе в основании венчающего яхту хардтопа он кажется оторванным от надстройки и самостоятельно парящим в воздухе.
И еще — почти вертикальный форштевень, дающий сразу несколько преимуществ. Первое — появляются дополнительные объемы в носу (вместимость), второе — улучшается всхожесть на большую волну (мореходность). Такая архитектура надежно защищена от влияния моды, а суть не потеряна: Serenity — яхта, которой предстоят путешествия в удовольствие владельца, — находится в гармонии с морем и абсолютно свободна.
Компоновочные решения
Давайте двигаться сверху вниз. Флайбриджа как такового нет: в носовой части самой верхней палубы (чуть ниже уровнем) находится закрытый пост управления яхтой, а в корме — зона отдыха с лежанками и бассейном.
Далее — палуба, называемая owner’s deck, на которой расположена мастер-каюта. Помещение имеет два уровня: верхний, с кроватью и панорамным остеклением в носовой части, и нижний, куда свет поступает сверху и с бортов, где стоит ванна и находятся туалетные комнаты. При этом примыкающая часть палубы перед каютой и с бортов доступна исключительно обитателям мастер-каюты — радикальное отличие от того, что до сих пор считалось традиционным решением, когда проход вдоль борта свободен для всех. В средней части этой палубы устроен кинозал, а в корме — зона отдыха с диваном и столом.
Еще ниже расположена главная палуба с большим камбузом перед огромным салоном и — снова — с диваном в корме. Как видим, зон на палубах, где можно отдыхать сидя или вальяжно развалившись, достаточно. В салоне пока отмечу огромные окна и сдвижные двери на борт; они выходят к откидывающимся фрагментам фальшборта, которые образуют балконы, открывающие дополнительный простор обзору из салона, особенно на якорной стоянке.
На нижней палубе Serenity четыре симметрично расположенных (попарно) каюты, все с собственными туалетными комнатами. Помещения экипажа находятся на той же палубе в носовой части. Дизайнерам SF40 пришлось формировать обитаемые зоны с учетом главного требования заказчика — создания максимальной конфиденциальности. Разделение зон присутствия гостей и экипажа — обычная задача, но здесь она была обозначена особенно жестко. Собственно, «тайные ходы», по которым перемещается экипаж, — еще одно заметное отличие этой яхты от других в данной категории (помимо необычной компоновки апартаментов владельца и обилия внутреннего пространства).
Интерьеры
При разработке проекта Лука Валлебона трудился совместно с дизайнером по интерьерам Фатимой Аль Майдан из ОАЭ. В стремлении сделать стилистику обитаемых зон соответствующей чистым внешним линиям яхты дизайнер выбрала современный стиль, смело добавив в него элементы «различных тем и культур» (в интерьерах чувствуются восточные мотивы).
По словам Фатимы, комфорт и гармонию обеспечивает аккуратное использование теплых материалов, дизайнерская мебель. В декорациях главного салона доминируют белые поверхности под лаком в хорошо выдержанном балансе с теплым розовым деревом. При отделке гостевых кают применены декоративные узоры, в ванных комнатах цветной оникс дает «тональный ключ» к восприятию помещения. Каждое помещение яхты продумывалось так, чтобы обеспечить плавность перетекания объемов, эстетическую преемственность и функциональность, где глаз не цепляет какую-либо яркую особенность, но отмечает привлекательное, гармонично выверенное сочетание изящных деталей.
Раз уж снова коснулся детализации, скажу о коже, коей изобилуют интерьеры. Белую кожу видишь на подволоке, кирпично-красной или цвета слоновой кости кожей обита мебель, кожа гармонирует с тканями и металлом (вставки) в эффектных отделочных панелях… На Monaco Yacht Show яхта Serenity удостоилась премии Best Custom Leather Application за лучшую работу с кожей в интерьерах. Премию учредила итальянская компания Foglizzo — признанный «мастер кожи» и мировой авторитет.
Интересно, что Фатима обходится без специального образования в области интерьерного дизайна. По ее словам, мир моды и дизайна всегда был ей близок, и после первых успехов на этом поприще она начала работать более активно. Интерьеры SF40 — ее третья работа после Benetti 105 и Riviera 77 (совместно с SFL Design). Возможно, именно интуитивная мотивация решений при отсутствии базовой подготовки позволила дизайнеру реализовать нетрадиционные подходы, что делает ее проекты такими привлекательными. Мы еще услышим это имя: сейчас Фатима и SFL Design разрабатывают проект SF60, который продолжит линейку яхт Mondomarine; в нее также войдут модели SF30 и SF35.
Узлы на память
Говоря об этой яхте, как-то не хочется опускаться до технических подробностей. Понятно, что корпус прочный, что все положенные системы и устройства в наличии, пост управления наполнен самой современной электроникой… Но кое-что сугубо техническое все же отметить стоит.
В спецификации к Mondomarine SF40 указана максимальная скорость 17,5 узла с двумя MTU 12V 2000 M92 по 1919 л. с. (2450 об/мин). Однако мне попалась на глаза еще одна, проектная спецификация, в которой были обозначены двигатели MTU 12V 2000 M72 по 1450 л. с. каждый и скорость 16 узлов. Увеличение мощности на 938 л. с. дало прибавку скорости всего на 1,5 узла, что вполне ожидаемо: для водоизмещающих судов каждый узел стоит недешево.
Я не случайно назвал Mondomarine SF40 яхтой водоизмещающего типа, хотя верфь определяет ее как судно переходного режима движения. На полном ходу волновая система и, значит, сопротивление судна будут соответствовать относительной скорости FrΔ = 1,02. Это условная граница переходного режима, когда только возникает перераспределение сил поддержания за счет увеличения динамической составляющей и начинает проявляться дифферентующий момент на корму.
Кривая сопротивления все еще растет по экспоненте, и любой прирост скорости требует значительной прибавки мощности. То есть для увеличения скорости до 21–22 узлов (как, например, у Princess 40M) понадобится еще около 2000–2500 л. с.! И дело тут вовсе не в специфике обводов — таковы законы физики на нашей планете.
В отчетной спецификации есть еще одна любопытная характеристика: на скорости 12 узлов дальность плавания яхты составляет 4500 миль. Помимо двигателей c относительно умеренным «аппетитом» (здесь и начинаешь оценивать стоимость «лишних» узлов), столь значительная автономность по топливу объясняется его запасом: объем топливных танков вдвое превышает таковой у большинства яхт в классе. Именно этим, а также существенным водоизмещением и, конечно, конструкцией судна объясняется и класс мореходности, для которого район эксплуатации определяется как Unrestricted Navigation (весь мир). Куда уж больше!
Спокойствие, только спокойствие
Это не отсылка к сказочному Карлсону, просто именно так нарекли первую яхту SF40 линейки Mondomarine SF: Serenity (англ.) и означает «спокойствие, невозмутимость». Название воистину говорящее. Яхта олицетворяет спокойствие и своим внешним видом с отсутствием излишней экспрессии, и умеренной скоростью, и «дальнобойностью»: могу представить, как невозмутимо она будет «пожирать» милю за милей на своем маршруте по Мировому океану… Вот так теперь выглядит новый уровень, на который поднялась верфь Mondomarine.