Генуэзская компания Amico & Co входит в тройку самых современных верфей, которые специализируются на рефите суперяхт в Средиземноморском регионе. Ее средняя годовая загрузка — порядка сотни проектов: от быстрого мелкого ремонта до масштабных вмешательств в конструкцию судна, которые длятся более года.
История этого семейного предприятия началась в 1799 году, когда Маттео Амико основал верфь в Лоано, и с тех пор уже пять поколений его потомков развивают этот мощный судоремонтный бизнес. Сотрудничая с коммерческими судоходными компаниями, в ХХ веке Amico & Co накопила огромный опыт, особенно в вопросах борьбы с коррозией и покраски корпусов, поэтому с расцветом индустрии суперяхт верфь стала одной из немногих, готовых предложить высококачественные услуги рефита по конкурентной цене. И если в конце 1990-х годов подавляющую часть ее клиентов составляли итальянцы, то сегодня более половины заказчиков приходят из других европейских стран, а также из Азии и США.
Во время Monaco Yacht Show 2015 нам удалось встретиться с Альберто Амико, который присоединился к семейному делу сразу после получения инженер- ного образования в 1988 году и уже спу- стя три года организовал отдельное направление по рефиту суперяхт. Сегодня Альберто занимает пост управляющего директора Amico & Co и получает огромное удовольствие от своей работы.
Вполне можно решить, что ремонтировать яхты гораздо скучнее, чем создавать их с нуля, однако у Амико на этот счет иное мнение.
«На мой взгляд, провести качественный рефит гораздо сложнее, чем построить новую яхту, — поясняет он. — Со стороны может показаться, что этот процесс практически лишен дизайнерской составляющей, но все наши крупные рефиты демонстрируют обратное. У полностью перестроенного судна появляются новые линии корпуса и надстройки, изменяется скорость и планировка, добавляются двери, тендеры и многое другое. Мы сталкиваемся с огромным объемом инженерной работы, а времени на нее отводится существенно меньше, чем при постройке. И главное — в итоге владелец все равно получает фактически новую яхту!»
Благодаря грамотному управлению Amico & Co смогла без потерь пережить кризис 2008 года, когда за право получить заказ на рефит одновременно боролись до десятка верфей. В итоге сегодня репутация компании уже работает сама на себя: люди первым делом обращаются в Amico & Co, и только потом рассматривают другие предложения, если их что-то здесь не устроило.
«Порой владельцы боятся отдавать свою яхту на рефит, — рассказывает Альберто Амико, — и чтобы избавиться от сомнений, нужно не просто выбрать под- ходящую верфь, но поручить менеджмент всех про- цессов надежной компании, которая постоянно и полностью контролирует ситуацию. Это позволит оставаться в рамках заранее согласованных сроков, стоимости и качества работ. Для этого необходимы опытные менеджеры как со стороны верфи, так и со стороны заказчика. Меня порой поражает, сколь- ко людей отказываются нанимать профессионалов, которые бы сэкономили им кучу времени и денег!»
Но тут возникает резонный вопрос: как распознать профессионального менеджера рефит-проектов?
«В нашей сфере главную роль играет репутация, — отвечает Альберто. — Если владелец яхты впервые затевает большой рефит, то лучше начать с расспросов разных людей о той или иной компании, поскольку репутация не появляется из ниоткуда, но скрупулезно зарабатывается день за днем. К сожалению, в нашей индустрии много случаев, когда люди заявляют о том, что могут выполнить определенные работы, но в действительности у них нет ни опыта, ни возможностей». В Amico & Co гордятся тем, что специалисты компании умеют проводить рефиты не только металлических судов, но и классических деревянных парусников. На территории верфи редко можно увидеть менее 30 яхт, на которых одновременно идет рефит, и значительную их часть составляют именно парусные суда.
«Чтобы вы могли получить представление о том, какие рефиты делает Amico & Co, приведу два примера, — продолжает Альберто. — У нас есть два постоянных клиента: один владеет скоростной Wally Power на газовых турбинах, а второй — хозяин деревянного парусника Shamrok V (яхта J Class, построенная в 1930 г. для Томаса Липтона. — Прим. авт.). Благодаря надежным поставщикам и субподрядчикам, с которыми мы работаем не один десяток лет, наша верфь может успешно выполнять весьма специализированные рефиты, в том числе и уникальных судов».
Конечно, бывают ситуации, когда проводить рефит экономически не выгодно. Например, в случае очень старых деревянных судов. Однако на крупных стальных яхтах с изначально надежной конструкцией сложностей с доступом к системам и ключевым узлам для их обновления, как правило, не возникает.
Помимо прочего, Amico & Co является авторизованным сервисным центром MTU, Caterpillar и Northern Lights, что дает компании возможность проводить ремонт двигателей любой сложности, включая капитальный, а также устанавливать новые моторы. Все это сопровождается рутинными процедурами по уменьшению вибрации и шума, центровке гребных валов и монтажу стабилизаторов качки. Как и многие современные верфи, Amico & Co использует систему электронного менеджмента, в данном случае — программу собственной разработки под названием AMIS, которая позволяет не только поддерживать строгий порядок проведения работ с записью каждой операции, но и сохранять важную информацию для последующих проектов.
«Средний возраст мирового флота суперяхт растет, и в последние годы Amico & Co вкладывает много средств в развитие инженерного отдела, поскольку это становится приоритетным направлением, — воодушевленно рассказывает Альберто. — За прошедшие 15 лет многие технологии устарели, и сегодня замена бортовых систем составляет значительную часть операционного бюджета рефита. В ходе строительства нового судна верфь по сути собирает его из частей, и почти всегда различные узлы и системы устанавливают субподрядчики. Мы же относимся к небольшому числу тех компаний, которые делают это самостоятельно, а также своими силами производим, например, покрасочные работы, чтобы максимально контролировать качество и расходы».
Один из самых выдающихся недавних рефитов, который провела Amico & Co, прошел на моторной яхте Reborn. Результатом был очень доволен и ее владелец, и участники чартерного рынка, где обновленная лодка обрела популярность.
«Для нас вполне естественно, что после рефита яхта становится даже лучше, чем была в момент выхода с верфи, поскольку мы не только делаем косметический ремонт, но также стараемся улучшить конструкцию, — говорит Альберто Амико. — К тому же, насколько я знаю, впоследствии Reborn была продана за гораздо большую сумму».
Amico & Co
Общая площадь территории 30 000 кв. м;
Площадь акватории 20 000 кв. м;
20 швартовных мест для рефита судов длиной до 110 м
Площадь мастерских 4500 кв. м;
Крупнейший в Европе самоходный кран грузоподъемностью 835 т (суда до 60 м)
Но вый сухой док с телескопической крышей для яхт длиной до 102 м
Второй сухой док вмещает суда длиной до 90 м
Береговое электропитание до 500 А
Для владельцев яхт Amico & Co предлагает консьержуслуги по организации их пребывания на верфи, а для команды, которая, как правило, выполняет во время рефита простые задачи вроде покраски якорей и калибровки цепей, на территории оборудована круглосуточная зона отдыха, питания и офисной работы. Поскольку верфь расположена всего в 15 минутах езды от исторического центра Генуи, экипажу не приходится скучать вечерами во время длительных рефитов, не говоря уже о том, что Альпы с их горнолыжными курортами видны прямо с побережья.
В конце нашего разговора я задал Альберто Амико вопрос, который давно меня интересовал: что происходит со старыми интерьерами и мебелью, которые удаляют с яхты в ходе полного рефита? Учитывая обилие ценных материалов и дизайнерских вещей, можно было бы предположить, что они уходят с молотка или, например, оседают у кого-нибудь на даче. Оказалось, ничего подобного не происходит.
«Поскольку Amico & Co сертифицирована по стандарту экологического менеджмента ISO 14001, мы просто разбираем старые интерьеры и утилизируем их по установленным законом правилам, а мебель иногда идет на реставрацию, — раскрывает секрет Альберто. — Повторно использовать отделку довольно сложно, так как большая часть элементов была склеена или закреплена на саморезах, поэтому собирать их заново трудно и не имеет смысла».