Выставочный флот британской верфи Princess Yachts на boot Düsseldorf 2023 внушал уважение: Princess V40, -F45, -F65, -X80, -Y85, -S62 и -S72. О последней яхте, мировая премьера которой прошла на выставке, я писал в Y Magazine № 1 (3)/2023. Наверное, подготавливая экспозицию, кто‑то в Princess Yachts подумывал с беспокойством: не потеряется ли Princess S62, уже знакомая публике, на фоне старшей, да еще дебютной модели? Зря тревожились: Princess S62 вызвала не меньший интерес у посетителей не только в сравнении с S72, но и по отношению к остальным яхтам на выставочном подиуме.
Снаружи всё как надо
Актуальное семейство S Class — модели Princess с усеченной открытой верхней палубой (тип Sportbridge) — включает четверку с флагманом Princess S78 и младшей Princess S62. Вообще‑то яхты с цифровым индексом «62» обосновались в линейках Princess довольно давно; Princess S62 впервые показали широкой публике в 2020 году, но и позднее в проект вносили усовершенствования. В итоге в Дюссельдорфе вы могли видеть яхту, очень похожую на остальные из семейства S Class, что совершенно логично: все их проектировали дизайнеры итальянской студии Pininfarina и Princess Design Studio. Как любят писать маркетологи и яхтенная пресса, «прослеживается общая ДНК», хотя в сфере индустриального дизайна генетика проявляется разве что в семьях дизайнеров. Но безусловная схожесть есть — в ключевых линиях динамичного силуэта, в пропорциях корпуса и надстройки, в геометрии остекления корпуса, напоминающей острый филейный нож, и невысокой радарной арке…
Пространство спортивного флайбриджа (от него пошло название типа) вместило в себя рулевую консоль с двумя регулируемыми креслами (правый борт), диванчик рядом (трансформируется в «солярий»), ветбар с грилем и большой диван со складным столом вдоль транца. Хорошо, что не предлагается хардтоп над этой открытой палубой: на мой взгляд, он «съел» бы изрядную долю спортивности облика. А для защиты от солнца или дождя есть легкий бимини (устанавливается вручную или с помощью электропривода).
Компоновка самоосушаемого, покрытого тиком кокпита кажется до боли знакомой: трап на флайбридж, диван на транце, лежак-«солярий» за ним и тиковый стол впереди… Но, как говорится, есть нюансы! Под сиденьем дивана люк, открыв который, можно попасть в каюту экипажа. В «крыле» надстройки по правому борту скрыт толковый пост управления швартовкой, а под «солярием» обнаруживается гараж для тендера (3,3 м). Для его спуска на воду предусмотрена лебедка, и поможет транцевая платформа (грузоподъемность 450 кг), которая опускается/поднимается приводом на электрогидравлике.
На фордеке тоже привычный «пейзаж»: диван перед лобовым стеклом, большой лежак для загорания, проход между ними. Но это если не всматриваться в детали: ловко встроенные рундуки для швартовов и кранцев, мощное якорное устройство со шпилем и системой обмыва якоря, удобные регулируемые подголовники «солярия».
Приятные моменты
Вернемся в кокпит. Дизайнеры применили очень популярное решение — использовали камбуз на левом борту в кормовой части салона как связующий элемент салона и кокпита. Поднимаешь к подволоку окно над барной стойкой (она выходит в кокпит), сдвигаешь стеклянные дверные секции к правому борту — и салон с кокпитом сливаются воедино; все закрываешь — и салон становится замкнутым пространством. Скажете, не ново, видели? Да, видели, и не раз. Потому что удобно, не требуется отдельный ветбар в кокпит, все под рукой для обслуживания тех, кто внутри и снаружи, и при богатом оборудовании камбуза это вообще не проблема (чего стоят хотя бы здоровенный холодильник-морозильник на 270 л и посудомойка).
Салон в целом не удивил, но и не разочаровал. Не удивил, опять‑таки, по причине знакомой компоновки: динетта (угловой диван + стол) на правом борту, рядом с камбузом; большой диван на левом борту и тумба со всплывающим ТВ-экраном диагональю 50" напротив (зона гостиной); пост управления перед ней. А вот порадовал множеством приятных моментов. Прежде всего, объемом помещения и освещенностью через большие окна, классной рулевой консолью с двумя удобными креслами, двумя МФД Raymarine 16" с GPS/картплоттером и цветным дисплеем 9" на приборной панели (там отображаются параметры состояния двигателей и еще много чего критически важного). ГРЩ (главный распределительный щит): несмотря на казенное название, эта вполне себе изящная панель аккуратно вписалась в бортовину рулевой консоли при спуске вниз, к каютам. А еще надежные фиксаторы камбузного оборудования, бокалы с логотипом Princess под тумбой ТВ…
С разрешения сотрудника компании, уже готового дать комментарии, нажимаю клавишу на рулевой консоли — и с правого борта опускается стекло-«форточка». Нажимаю вторую клавишу — и… «тихо приводом шурша, едет крыша не спеша»: сдвигается верхний люк с тремя стеклянными вставками над постом управления. Такой люк — одна из особенностей типа Sportbridge.
В отличие от Princess S72, в этом салоне нет двери с пантографом для выхода на палубу и отдельного трапа в мастер-каюту — размеры не позволяют. Но на компоновке и оформлении кают это не отразилось. Их три: «мастер» на миделе с большой кроватью, диванчиком у борта и туалетным столиком; VIP-каюта в носу и гостевая на правом борту. А ванных комнат две: в «мастере» и общая для остальных кают; в обеих душ выгорожен. В каютах открывающиеся иллюминаторы в окнах, шкафы, а раздельные койки в гостевой каюте можно соединить. (Про одноместную каюту шкипера-матроса в корме я уже говорил; вместо нее можно заказать кладовую.)
Если спросите о стилистике интерьера в целом, скажу так: чистые линии, спокойные тона, приятная отделка из натуральных материалов. В стандарте дуб Альба или Ровере под сатинированным лаком, опции — серебристый дуб или древесина ореха, тоже с атласным покрытием или под глянцевым лаком. Вроде бы все просто, но видишь приятные дизайнерские акценты: форму мягкой мебели, прошитые вручную сиденья у рулевой консоли, контрастные детали, расположение светильников, ковровые покрытия, рисунок паркетных планок…
И о технике
Как я писал не раз, высокая скорость — одна из ключевых характеристик всех моторных яхт Princess, и хочется понять, за счет чего она достигается здесь. Основных путей несколько: оптимизация обводов, снижение веса конструкции и увеличение мощности. Что касается обводов корпуса, то при модернизации модели Бернард Олесински, который работает с Princess Yachts скоро уже полвека, сделал неожиданный ход. На выставке корпус в корме ниже ватерлинии не увидеть: он «утоплен» в подиум. Но известно, что для Princess S62 Олесински предложил обводы с уменьшенной килеватостью на транце. Идея понятна: увеличить подъемную силу в корме, оптимизировать посадку, добиться снижения сопротивления и скорости глиссирования вместе с повышением максимальной скорости. За ударные нагрузки при ходе по волнам можно не беспокоиться: при водоизмещении 27 т корпус продавит волны. Кстати, водоизмещение обновленной модели стало меньше на 2–3 т (порожнем): формовка стеклопластика по технологии вакуумной инфузии позволяет экономить вес и материалы без ущерба прочности.
Теперь о мощности. Прежде для Princess S62 предлагались несколько вариантов моторной установки на гребных валах: с двумя Volvo Penta D13 (900 л.с.), Caterpillar 12.9 (1000 л.с.) или MAN V8-1200 (1200 л.с.). Теперь осталась только пара MAN, с которыми максимальная скорость достигает 38 узлов (прежде назывались 34–36 узлов). Цифры дальности плавания верфь не публикует, но оценочный расчет показывает, что на полном ходу (2300 об/мин) она превысит 250 миль; примерно тот же результат получаем на крейсерской скорости 25 узлов (ок. 1800 об/мин). О мореходности Princess S62 судить еще сложнее: британцы и прежде, будучи в Евросоюзе, не всегда указывали разрешенную категорию плавания по RCD, чего уж ожидать теперь, после выхода (Brexit)! Но, ориентируясь на те модели Princess, что мне довелось тестировать, смею надеяться, что и с мореходностью у S62 все в порядке.
Несколько слов о судовом оборудовании. Проектом предусмотрены гироскопический стабилизатор качки Seakeeper NG9, дизель-генератор на 11/21,5 кВт, носовая подрулька с моментом 13 Н·м, транцевые плиты, шесть аварийных электрических трюмных помп (помимо ручных), спутниковая ТВ-антенна, швартовные лебедки в корме и лебедка в гараже, подводные огни в корме и т. д., и т. п.
Вы спросите: и что, у лодки вообще нет недостатков? Ну, во‑первых, в Дюссельдорфе, как известно, тесты не проводят, и о ходовых качествах яхты судить приходится опосредованно. Второе: на выставку обычно привозят «вылизанные» лодки, и какие‑либо «косяки» обнаружить трудно. Хотя к чести Princess Yachts замечу, что на верфи система контроля качества отлажена так, что яхта с «конвейера» должна выглядеть не хуже выставочной. Но все же одно замечание есть. Лично мне при высоком росте и крупном телосложении было не очень комфортно спускаться в моторный отсек по отвесному трапу (хотя внутри совсем не тесно) и особенно в помещения экипажа. Но для таких размерений и компоновки яхты иного варианта, даже самого фантазийного, я придумать не сумел. Видимо, такова уж моя планида: не служить мне на Princess S62 капитаном.