YMAG.media
Virus - фото Virus - фото

Virus

# Обзоры и тесты

На выставке boot Düsseldorf можно было увидеть интересный экспонат — макет экспедиционной яхты Virus, который словно магнитил посетителей: оживление вокруг него наблюдалось все дни боат-шоу.

Заметный стенд в павильоне суперяхт, двухметровый макет судна с черным матовым корпусом… Чем он притягивает людей? Чтобы понять особенности концепции и устройства этой экспедиционной яхты с несколько шокирующим сегодня названием, прямо на выставке мы побеседовали с Алексеем Иова, руководителем Jonacor Marine Engineering — подразделения яхтенного агентства Jonacor Marine, которое специализируется именно на таких судах. И вот что он рассказал.

Большая открытая палуба в корме Brizo Virus дает свободу фантазии в части организации и использования пространства

Концепция

Мы отслеживаем тенденции рынка суперяхт, много общаемся с клиентами и можем однозначно сказать: будущее за экспедиционными яхтами. У дизайнеров и конструкторов, создававших Brizo Virus, сложился отличный от общепринятого взгляд на подобные суда. Это продиктовано немалым опытом строительства, продажи и обслуживания яхт, в том числе эксплореров. В нашем понимании Virus — новая трактовка этого типа суперяхт, а ряд использованных на нем инженерных решений навеян судами военно-морского и коммерческого флотов, которые имеют неограниченный район плавания и благодаря высокой мореходности способны выполнять задачи практически в любую погоду. Кроме того, при проектировании Brizo Virus учтен опыт экипажей — это крайне важный момент, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Финская верфь Brizo Yachts, с которой мы ведем этот проект, уже давно строит быстроходные катера из легкого сплава с высокой степенью кастомизации, и хотя до сих пор их длина не превышала 20 м, компания с энтузиазмом откликнулась на идею совершить «прыжок» в сегмент суперяхт, тем более что ее производственные мощности позволяют эффективно работать в этой нише.

Яхтенное агентство Jonacor Marine тоже далеко не новичок в этой теме: с нашим участием появился ряд крупных проектов, в частности — яхты линейки Bandido. У них масса положительных качеств, они ходят в морях по сей день и ценятся на вторичном рынке, но уже не в полной мере отвечают современным требованиям к экспедиционным яхтам. Технологии обеспечения мореходных качеств и дизайнерские решения, актуальные в начале 2000-х годов, морально устаревают, и нужно соответствовать времени. Например, тогда никто не думал о переходах на яхтах такой длины через Атлантику — подобные походы считались прерогативой парусников или суперяхт длиной от 40 м, а сейчас через океан нередко идут владельцы даже 85-футовых яхт.

Кроме того, современные экспедиционные суда имеют существенно больший внутренний объем по сравнению с прошлым поколением компактных эксплореров, а значит, и лучшую обитаемость. Этот фактор в дальнем плавании не менее важен, чем автономность по топливу. К тому же при длине судна 30–35 м стоянка в маринах оказывается не столь затратной, как для более крупных яхт с такими же мореходными качествами.

Новаторские решения

Задумывая Brizo Virus, мы решили отойти от  распространенной практики, когда экстерьер яхты поручают одному дизайн-бюро, интерьеры — другому, третья компания отвечает за конструкцию и расчеты, а верфь занимается всем остальным. Почему бы не сделать все своими силами? Так появилась лодка с нетривиальной внешностью, и на выставке многие посетители останавливаются у макета Virus, внимательно разглядывают его и спрашивают: кто автор дизайна? Судя по их уважительной реакции на наш ответ, путь мы выбрали правильный. И пусть в штате Jonacor Marine Engineering нет своих дизайнеров, зато есть опыт сотрудничества с немецкими и норвежскими бюро в рамках крупных проектов и понимание того, что нужно клиентам. Для работы над Brizo Virus мы привлекли молодого российского дизайнера, который визуализировал наши идеи в рамках технического задания.

Интерьер салона 
главной палубы. 
При относительно «скромных»
размерах судна 
(по сравнению с крупными 
экспедиционными 
яхтами) салон 
выглядит высоким и просторным - фото
Интерьер салона главной палубы. При относительно «скромных» размерах судна (по сравнению с крупными экспедиционными яхтами) салон выглядит высоким и просторным
Virus - фото 2
Апартаменты 
владельца получат 
выход 
на приватную 
палубу - фото
Апартаменты владельца получат выход на приватную палубу
Virus - фото 4
Вариант туалетной 
комнаты одной 
из кают с обилием 
дерева в отделке - фото
Вариант туалетной комнаты одной из кают с обилием дерева в отделке
Гостевая каюта с двуспальной 
кроватью и декоративным 
панно в изголовье - фото
Гостевая каюта с двуспальной кроватью и декоративным панно в изголовье

Итак, каковы особенности этого судна со стальным корпусом и надстройкой из легкого сплава? Во-первых, высокий надводный борт на значительной части корпуса — более двух третей, начиная от форштевня. Сам же форштевень при острых ватерлиниях и массивном бульбе в подводной части притуплен ближе к палубе, что позволило нам увеличить объемы в носу и расширить фордек. Кстати, эта палуба не рабочая и предназначена для приватного отдыха гостей, что тоже важно. Часто дамы предпочитают загорать на носовой палубе и не хотят, чтобы на них глазели посторонние. Поэтому такой фордек не будет просматриваться ни с берега, ни с борта соседних лодок, даже если яхта ошвартована кормой к причалу.

Другой показательный момент — обратный наклон лобового стекла ходовой рубки и относительно небольшая площадь остекления надстройки и корпуса. Да, остекление не столь масштабное, как на некоторых суперяхтах, но здесь критерием послужил опыт эксплуатации серьезных экспедиционных яхт: в сложных погодных условиях большая площадь окон может обернуться проблемой, а современных способов добиться желаемой освещенности помещений и без того немало. Как видите, здесь также прослеживается сходство Virus с морскими спасательными судами.

Что еще в этом проекте «подсмотрено» у крупного флота? Крылья ходового мостика с дублированием управления судном. С позиций хорошей морской практики подобные расширения бортов надстройки полезны не только при прохождении узкостей, швартовке или в шлюзах. Они помогают при несении ходовой вахты: оттуда удобно проводить штурманские мероприятия (брать пеленг на береговые объекты, определять положения светил и так далее).

На макете судна хорошо просматриваются три открытые зоны: в корме, в носу и на верхней палубе, где располагаются апартаменты владельца. Его каюта размещена в кормовой части надстройки и имеет дополнительный Мореходность, большой запас хода и внутренний объем — контрапункты проекта Brizo Virus выход на приватную палубу. На этой же палубе находится и каюта капитана. Длина стоящего на опускающейся кормовой платформе тендера может достигать 6 м; лодка меньшей длины поместится в кормовом гараже или в носу, где запланирован кран для ее спуска на любой борт.

Обратите внимание на массивное основание мачты на верхней палубе. При своей длине эта яхта, как видно на макете и планах, предоставляет большие пространства, в частности — зоны отдыха. На этой открытой палубе предусмотрены бар, диваны, и если кому-то понадобится душ, не обязательно спускаться в каюту: душ с туалетом есть в корпусе этой мачты.

Мореходные качества, системы

Проект Brizo Virus разработан под требования Германского Ллойда и LY3 с максимальным запасом плавучести и остойчивости. Так, чтобы повысить остойчивость, например, в океане, предусмотрена возможность перекачки топлива между основными и дополнительными цистернами. Толщина корпуса в подводной части составляет 12 мм, что позволяет судну ходить в колотом льду. Кстати, топливные цистерны здесь отделены от наружной обшивки.

Перед проектировщиками стояла задача получить крейсерскую скорость 12 узлов, а максимальную — 14 узлов (необходимые и достаточ - ные значения для экспедиционной яхты). Большинство таких судов развивают максимум 10–12 узлов при крейсерских 8–9 узлах, но когда погода в море резко меняется, этого уже недостаточно. Что касается дальности плавания, то на 10 узлах она составит около 3000 миль, а для тех, кому нужно больше, мы заложили в проекте возможность увеличить объем танков. После проведения тестов масштабной модели Virus в опытовом бассейне испытательного центра в Хельсинки мы уточним все расчетные показатели, и я не исключаю, что результаты будут даже выше.

В качестве маршевых дизелей предусмотрены дизельные Scania HD V8 DI16 мощностью по 588 кВт. Двигатели этой марки редко ставят на яхты, поскольку они адресованы в первую очередь коммерческим судам и способны бесперебойно работать в тяжелых условиях (heavy duty). Хочу заметить, что с их обслуживанием и ремонтом у владельцев не будет сложностей, ведь по миру ездит немало автобусов и грузовиков Scania, а значит, работает большая сеть сервисных центров. Кроме того, в этих двигателях используются многие из тех комплектующих, что и в моторах Volvo. Но если кому-то не нравится Scania, проект допускает установку двигателей и других брендов, например MAN. Кроме того, мы можем оборудовать Virus электрическими или гибридными (дизель-электрическими) пропульсивными установками.

У Brizo Virus оригинально решен вопрос трансмиссии: в качестве приводов выбраны Integrated L-drive — азимутальные устройства от голландской компании Veth. Эти компактные системы, отличающиеся спаренными винтами с контрвращением по концам гондолы, создают требуемую тягу в широком диапазоне оборотов с минимальными сопротивлением и шумом. Программное обеспечение для управления приводами с возможностью реализовать динамическое позиционирование — разработка российской компании НАВИС.

На судне предусмотрены успокоители качки двух типов: гироскопические стабилизаторы для компенсации бортовой качки и гидравлические крылья сложной профилировки с большим восстанавливающим моментом, призванные демпфировать бортовую качку. В проект заложены самые современные навигационные системы, включая электронные устройства с применением тепловизоров. Особое внимание Jonacor Marine Engineering уделила подбору шумоизолирующих материалов — они будут эффективно устранять шум на всех участках частотного спектра, что требует разных материалов и технологий.

Как вы яхту назовете…

Что еще добавить? Чертежи Brizo Virus готовы, постройка судна займет два года, приблизительный бюджет около 9 млн евро.

Предвижу вопрос относительно названия… Надо признать, что мы живем в окружении вирусов, боремся с ними, а они — с нами и друг с другом. Вирус побеждается вирусом, и Brizo Virus должен побороть вирус скуки и усталости, не дающий людям жить активной жизнью, вирус инертности мышления, препятствующий мечтам о дальних плаваниях. Последствия, вызванные любыми вирусами, рано или поздно уходят, а такие яхты надолго остаются в морях. К тому же туда, в моря, опасностям с берега дотянуться не так-то просто.

Похожие статьи