Наблюдать за развитием Van der Valk довольно интересно. За какие‑то десять лет верфь перешла от производства сравнительно небольших мелкосерийных круизеров к строительству кастомных суперъяхт. Этот путь она преодолела спокойно и уверенно, без видимых рывков и откатов. При этом ей удалось сохранить симпатии клиентов старшего поколения и привлечь молодых. Все это компания проделала, не тратя гигантские маркетинговые бюджеты и не прибегая к помощи звездных дизайнеров. Напротив, она обеспечила условия, в которых ее давние партнеры естественным образом менялись вместе с ней.
Один из них, голландец Гвидо де Грут, стоит за многими знаковыми проектами Van der Valk и некогда даже «рисовал» лодки для российских Laky Verf и Timmerman Yachts. Интерьер и экстерьер Blue Jeans тоже родились в лейденской студии де Грута и демонстрируют его умение творить в разных стилях. Сам дизайнер использует для описания этой яхты определение casual, подчеркивая ее главное предназначение — обеспечить владельцу, его семье и друзьям превосходный повседневный отдых на воде, в какой бы части света они ни находились.
По словам Гвидо де Грута, сейчас они все чаще начинают разрабатывать новые проекты с концепции интерьера, которую в деталях обговаривают с заказчиком, и только потом выстраивают вокруг нее судно. Рассматривая Blue Jeans со стороны, как‑то сразу не можешь определить «национальность» яхты: голландские черты в экстерьере перемежаются с итальянскими и даже британскими. Приглядевшись, понимаешь, что причина этого кроется, помимо прочего, в очень выразительной цветовой схеме. Корпус глубокого синего цвета, мелово-белое пятно в области ходовой рубки и серый хардтоп ассоциируются у меня вовсе не с джинсами, а с винтажными гоночными автомобилями, которые можно увидеть, скажем, на Estoril Classic. Особенно характерен выкрашенный в цвет «кузова» сравнительно короткий и чуть вздернутый у края свес флайбриджа, из-за которого с определенных ракурсов профиль лодки перекликается с хетчбеком. В таком «наряде» яхта смотрится беспроигрышно, причем не только в солнечную погоду. При всей модерновости экстерьера в его линиях безошибочно читаются признаки породы Van der Valk, поэтому Blue Jeans не выпадает из семейства Raised Pilothouse.
Планировка открытых палуб достаточно стандартная для такого типа судов, однако по просьбе владельца дизайнеры кое-что добавили. Так, они разместили все якорное оборудование в форпике, приподняв и почти полностью освободив носовую палубу, которая превратилась в полноценную зону отдыха. Там предусмотрены лежаки для загорания и П-образный топчан, составленный из удобных подушек. Все это съемные элементы, которые убирают в кладовую на время перехода, когда на палубу может попадать вода. «Но куда же ставить бокалы с коктейлями?» — спросит проницательный читатель. Для этого существует «потайной» стол; в походном положении он заподлицо утоплен в палубу и на стоянке поднимается с помощью электропривода по нажатию кнопки. Скатертью ему служит тиковый настил, а в открывающуюся под ним нишу предполагается опускать ноги, если надоело сидеть по-турецки.
Верфь называет Blue Jeans одной из самых сложных своих суперъяхт, и вот почему. Ее заказчик очень хорошо знал, что именно хочет видеть на будущей лодке, и среди требований значились высокие потолки в жилых зонах. Те, кто хорошо разбирается в яхтенном дизайне, понимают, что это невероятно трудное для реализации пожелание даже на гораздо более крупных судах. На высоту палуб жестко завязана внешность и остойчивость яхты, поэтому поиск оптимального решения выглядит как серия проб и ошибок. Тем не менее конструкторам Van der Valk удалось добиться того, что высота потолка в салоне достигает почти 2,5 м. Ощущение пространства приумножают остекление от пола до потолка и обтянутые тканью молочно-белые потолочные панели с мягкой подсветкой. Добавьте к этому широкие откидные балконы по обоим бортам, за счет которых салон прирастает открытыми террасами, — и станет очевидно, что Blue Jeans — самая настоящая суперъяхта.
Другое не самое распространенное для голландских яхт этого типа решение — вынесенная в носовую часть главной палубы обеденная зона. На Blue Jeans ее отделяет от салона техническое пространство с трапом, кладовкой и дневным туалетом, а также камбузный блок. В итоге столовая, по сути, является отдельным помещением, доступ в которое по левому борту перекрывает сдвижная дверь. Кроме круглого стола, там почти нет мебели, и движение ничто не ограничивает. По углам в носовую переборку встроены винные шкафы — не малыши на две полочки, а здоровенные пятиполочные «погреба», темные стеклянные двери которых ассоциируются с колоннами, играя важную роль в интерьере.
Помимо ромбовидных панорамных бортовых иллюминаторов, естественный свет проникает в столовую через четыре крупных световых люка, расположенных ровно над столом. Казалось бы, почему не сделать над круглым столом круглый люк? Квадратное «окно» с массивными средниками — умышленный дизайнерский прием, который удачно поддержан «порталом» барной стойки и намеренно упрощенной обрешеткой потолка. Обратите внимание на оригинальное «подстолье» в виде якорного шпиля и на то, насколько лаконично в помещение интегрирована светодиодная подсветка.
Простое, не вычурное сочетание белых и светло-серых оттенков мрамора, тканей, ковров со светло-коричневым шпоном, медными и стальными элементами создает строгий гармоничный контраст, отчего в интерьере чувствуешь себя легко и уютно. На самом деле, заказчик попросил де Грута оформить яхту так, как это принято в Северной Европе, но после десятка итераций с различными эскизами получилась неожиданно приятная смесь европейских и азиатских мотивов.
Все четыре гостевые каюты расположены на нижней палубе. Апартаменты владельца от борта до борта граничат с моторным отсеком. От возможного шума с его стороны спальню отделяет солидный буфер из гардероба, душевой и ванной. Две вместительные VIP-каюты с собственными санузлами находятся по бортам, но разнесены и не отзеркаливают друг друга. Наконец, небольшая каюта с двумя раздельными кроватями (их можно сдвинуть) расположена по правому борту, и гальюн в ней не предусмотрен. Носовую часть нижней палубы занимают кают-компания и две каюты для четырех членов экипажа. Туда ведет отдельный трап, начинающийся у камбуза, поэтому при желании команда становится невидимой для гостей.
Интерьер в гостевых каютах продолжает заданную в салоне тему. Его существенно оживляют яркие цветовые пятна необычных панелей и раковин в санузлах. Они выполнены из ценного афганского лазурита: глубокий синий цвет минерала с мириадами бело-серых прожилок уже гораздо ближе к тем самым джинсам из названия яхты. Первоклассная сантехника и дорогая фурнитура еще больше подчеркивают созданную в студии Гвидо де Грута роскошь.
Придумать дизайн — полдела, поскольку его еще нужно воплотить в материале. Тут надо отдать должное мастерам Van der Valk, которые умеют выдавать присущее суперъяхтам высокое качество. Это видно, например, по тому, как безупречно обработано дерево, в том числе тиковое, и как вписаны в отделку различные сорта мрамора. Среди последних антрацитовый Nero Marquina из Страны Басков, серый Fior di Bosco и белоснежный White Carrara из Тосканы.
Если раньше на моделях линейки RPH пост управления оставался частью салона, которую приходилось тщательно интегрировать в общий дизайн, то на более крупных яхтах он все чаще находится в отдельном помещении. Blue Jeans не исключение: рубка здесь обособлена, но проще и скучнее она из-за этого не стала. Четыре МФД Raymarine покоятся отдельно друг от друга на солидных «ногах», что визуально облегчает консоль. Положение каждого прибора и манипулятора на ней выверено, поэтому рабочее место капитана остается максимально эргономичным, и сенсорные панели сбалансированы механическими органами управления. А чтобы не лишать пассажиров удовольствия побыть у штурвала рядом с капитаном, в рубке предусмотрен роскошный диван на высоком пьедестале. Кстати, почти ровно под рубкой находится камбуз.
На сандеке центральной зоной отдыха выступает кастомный круглый диван с кофейным столиком в центре. В этом почти идеальном для общения месте есть что‑то из жизни наших предков, которые собирались вокруг костра, чтобы поговорить о прожитом дне и заглянуть в день грядущий. Разворачивая лодку под разным углом к солнцу, диван можно увести в тень от хардтопа или, наоборот, подставить под жаркие лучи. Лишней мебели тут почти нет: в носовой части присутствуют барная стойка да обеденный стол, а ближе к корме во время стоянки можно разложить несколько шезлонгов. Сандек намеренно не стали загромождать, поскольку на переходах здесь держат гидроциклы, которые спускают и поднимают с помощью съемной шлюпбалки. Изюминкой сандека выступает выдвижной трамплин Opacmare: нырять с него гораздо безопаснее, чем со скользкого релинга!
В проектировании яхты участвовало известное в Европе бюро Diana Yacht Design, с которым верфь тоже давно и тесно сотрудничает. Blue Jeans наделили корпусом переходного типа с выраженным бульбом и полутоннелями, в которых расположены гребные винты большого диаметра. Чтобы обеспечить максимальную скорость 28 узлов, на лодку установили самые мощные агрегаты из линейки MTU 16V 2000 M96L, адресованной быстроходным судам с низким коэффициентом нагрузки. Общая мощность маршевых двигателей, сопряженных с гребными валами и пятилопастными винтами Veem Ultraskew, составляет 5200 л. с. Их дополняют два дизельных генератора Köhler по 45 кВт. В диапазоне крейсерских скоростей 22–25 узлов лодка умеренно расходует топливо, а плавниковые успокоители качки повышают комфорт пассажиров.
В корме за подъемным транцевым люком скрыт гараж, где размещен выполненный из легкого сплава кастомный тендер. Примечательно, что он стоит там поперек, а не вдоль корпуса яхты. Такая планировка позволяет сэкономить место в моторном отсеке. Наряду с модифицированной носовой палубой и выгороженной столовой, это еще один показатель того, что Van der Valk не только на словах, но и на деле готова строить лодки по индивидуальным меркам.
Покинув верфь, яхта ушла в Лондон, чтобы сфотографироваться на фоне Тауэрского моста и отправиться оттуда на судне-лодковозе к месту своего постоянного обитания в Азии. Владелец Blue Jeans не планирует далеко путешествовать на своей яхте. Скорее это будут дневные выходы, когда купание и солнечные ванны перемежаются трапезами и коктейльными сетами, заканчиваясь длинными вечерами за игровым столом. Уверен, что там за разговорами довольный хозяин не раз с гордостью поделится тем, как строилась его яхта и как она победила в своей номинации на конкурсе World Superyacht Award 2023.