Зададимся вопросом: как происходит развитие индустрии моторных яхт? Как и в какой последовательности появляются и воплощаются новые идеи? Сначала предлагают новое оборудование и для него создают корпус? Или наоборот?
Движение идет одновременно в нескольких направлениях. Дизайнеры, занятые архитектурным обликом яхт, предлагают новые формообразующие линии и внешние функционально важные элементы. Так, в последнее время стало модным наделять надстройки остеклением большой площади; все чаще появляются яхты типа RPH (Raised Pilothouse), отвесные форштевни (axe bow) и откидывающиеся бортовые балконы; закрытия кормовых ангаров в горизонтальном положении образуют «пляж» и т. д. Все это можно считать трендами последнего десятилетия, и таких новаций немало.
Интерьерный дизайн радует не меньше. Помимо мастеров, давно специализирующихся на оформлении яхтенных помещений, в этот бизнес пришли со своими идеями «береговые» дизайнеры и даже известные кутюрье. В итоге сегодня наблюдается буйство стилей, чистых и смешанных, при том, что концепция любого интерьера остается подчиненной задаче комфорта владельца яхты.
Что касается технического оснащения яхт, то после внедрения днищевых колонок IPS и Zeus столь же мощного прорыва пока не наблюдается. Зато беспрерывно появляются интересные и полезные новинки навигационной, бытовой и развлекательной бортовой электроники, системы, механизмы и устройства, благодаря которым управление яхтой и пребывание на ней приближаются к формату «чистого удовольствия» — опять для владельца.
Меньше инноваций в области гидродинамики. Хотя здесь следует отметить такие внедрения, как корпуса переходного режима движения FDHF (Fast Displacement Hull Form) и D2P (Displacement to Planning), крыльевые устройства в корме, эксперименты с носовым бульбом, формой скулы и пр.
Нельзя не сказать о новых материалах, более широком использовании углепластика и кевлара, о технологии вакуумной инфузии и грядущей печати корпусов на принтерах, о чем вы уже наверняка читали.
За годы изменилось и продолжает меняться многое, только не сам человек. Наши физические параметры, определяющие габариты помещений на яхте, все те же. Наши физиологические потребности по-прежнему диктуют наличие на яхте камбуза, туалетных комнат, кают со спальными местами, салона, где можно после обеда развалиться на диване, и транцевой платформы, откуда удобно купаться в жару. Некоторые страдают от морской болезни, и пытливый инженерный ум изобрел ныне широко распространенные успокоители качки и даже стабилизационные платформы.
Но при всей кажущейся нашей одинаковости мы получаем удовольствие от разного. Потому одни жаждут высокой скорости, требующей обводов спортивной яхты и мощных двигателей, другие довольствуются умеренным ходом, но получают за это увеличенную дальность плавания, как, например, на траулерной яхте.
Вот эти личные характеристики, желания и предпочтения покупателей яхт (и, конечно, их деньги) служат тем самым генератором прогресса, который задает вектор и движет вперед яхтенную отрасль. То есть бал правит Человек, а не техника. Никакие революционные новинки в моторах или приводах не оказывают столь сильного влияния на ситуацию, как пресловутое «хочу». Под новую, самую передовую навигационную систему вряд ли станут создавать лодку, скорее наоборот. Но если будут проектировать и строить новые лодки, для них непременно потребуется новое оборудование. А лодки строить будут, потому что это самое «хочу» — гораздо более сильная мотивация, чем даже «болит».
В общем, почти как в песне: «Первым делом будем строить сами лодки, а моторы и приборы к ним — потом!»