Суперяхта Excellence, построенная на немецкой верфи Abeking & Rasmussen, весьма необычна снаружи и внутри. Что побудило владельца решиться на такой нетривиальный проект, и в чем его особенности?
Владелец Excellence — весьма опытный американский яхтсмен, и эта суперяхта — уже шестая в его списке, причем все предыдущие носили то же говорящее название — «Совершенство». Более того, три последние лодки, включая 60-метровую Excellence V, он также строил на Abeking & Rasmussen, поэтому вопрос, доверять ли опытной кильской верфи такой довольно сложный проект, не стоял. Другое дело, что на этот раз ему захотелось получить действительно нестандартную яхту и лично принять участие в ее создании. Изначально Abeking & Rasmussen и студия Winch Design представили концепт Excellence на Fort Lauderdale International Boat Show в 2015 году: именно там будущий владелец обратил на него внимание, однако не принял как есть. Еще почти год верфь вместе с дизайнерами дорабатывала проект под его требования, и договор на строительство был подписан следующей осенью во время выставки в Монако.
Снаружи
Предложенные изменения в первую очередь затронули экстерьер: заказчик хотел, чтобы яхта во что бы то ни стало получилась экстраординарной. Заложенные в исходный проект характерные черты в виде выраженного, моментально узнаваемого форштевня с обратным наклоном, надстройки со стеклянными «стенами» и телесными, похожими на блюдца открытыми палубами остались прежними, однако длина судна сократилась до 80 м, надстройка чуть сжалась и утратила вертолетную площадку, поскольку носовую часть судна существенно заузили. Вообще ее конструкция и дизайн у Excellence весьма любопытны. Расстояние от «кончика носа» до точки притыкания главной палубы к форштевню составляет 10 м (!), причем его часть в области ватерлинии сделана из цельного куска стали. Чтобы скомпенсировать его вес и добавить плавучести носовой части, яхту оснастили бульбом, который к тому же положительно влияет на собственную волновую систему судна. Надо ли говорить, что инженеры Abeking & Rasmussen потратили немало времени и сил на оптимизацию обводов корпуса и тесты масштабной модели в опытовом бассейне, чтобы получить яхту, не уступающую по мореходным качествам лодкам с традиционными корпусами? Все якорное оборудование тут установлено на главной палубе, но ее носовая часть сделана «глухой» почти до самой ходовой рубки, чтобы вода не заливала яхту, когда острый форштевень протыкает высокие волны. Застекленные бортовые проходы главной палубы становятся открытыми уже только ближе к корме, поэтому не могут служить для отвода воды, но здесь в этом и нет необходимости.
Остекление надстройки, а именно — стеклянная стена высотой в две палубы в районе миделя, — вторая характерная особенность Excellence. Чтобы добиться такого визуально легкого, но в то же время прочного остекления, верфь использовала пятиметровые панели, каждая из которых весит 1,3 т, и, поскольку алюминиевые конструкции надстройки «дышат», когда судно движется, их необходимо было закрепить особым образом. Но инженерам пришлось поломать голову не только над этим: трехслойные стеклянные панели с теплоизоляционной газовой прослойкой и тонировкой должны всегда сохранять заданную жесткость, так как в противном случае на их зеркальной поверхности могут возникать нежелательные искажения вроде эффекта кривого зеркала. Верфь блестяще справилась с этой задачей, и если встать на островке бортового прохода вплотную к этой стене из стекла длиной 25 м, то можно увидеть безупречное отражение окружающего пейзажа.
Кстати, «вырез» в боковых проходах на палубе владельца находится как раз в зоне салона, который на верфи называют мезонином, и виды оттуда открываются потрясающие. Конечно, экипажу придется немало потрудиться, чтобы поддерживать это «зеркало» чистым внутри и снаружи, но оно того стоит, ведь благодаря ему Excellence, как хамелеон, всегда становится частью того, что вокруг. А когда солнце тонет за горизонтом и яхту окутывают сумерки, приходит время включить иллюминацию. Под ватерлинией вспыхивают 18 ярких синих огней, мягкая подсветка заливает открытые палубы, и лодка будто погружается в кокон света, который выгодно подчеркивает женственные округлости ее фигуры.
Любопытно, что, по сравнению со многими другими яхтами, во внешности Excellence крайне мало заметных технических элементов, которые могли бы нарушить гармонию дизайна, а те, что есть, органично вписаны в него. Так, спасательные плоты скрыты в рундуке фальшборта; вентиляционные решетки замаскированы и не бросаются в глаза, сливаясь с остеклением. Верфь даже спроектировала для Excellence особые двери, которые не портят плавных линий изгибов и скоса надстройки: в каждой из них используется собственный механизм для беззвучного открывания с выносом разной длины. Другое нетривиальное решение — телескопический трап-сходня, выезжающий из-под лестничной секции на нижней палубе, которая снабжена подъемным механизмом. Вроде обычное дело для крупных яхт, но на Excellence это достижение инженерной мысли. Недаром на Abeking & Rasmussen признают, что этот проект с точки зрения конструкции и дизайна оказался для них самым сложным из всех, что им доводилось строить.
Внутри
Что касается оформления интерьеров, то перед студией Winch Design стояла в общем-то привычная задача: максимально персонализировать яхту с учетом вкусов и пожеланий владельца, но в то же время сделать так, чтобы каждый оказавшийся на борту гость находил в ней что-то свое, близкое ему по духу. Кроме того, не только отделка, но и планировка палуб на Excellence продумывались с прицелом на чартер.
В качестве основной темы интерьера гостевых зон Excellence взят стиль оформления резиденций, характерный для юго-восточного побережья США, в частности Флориды, где владелец провел детство. В нее гармонично «импрегнировали» элементы автомобильного дизайна, близкие владельцу по его бизнесу и хобби. Причудливые декоративные панели, перекликающиеся с радиаторными решетками классических американских авто, неизменно притягивают взор, добавляя глубину пространству,а широкие кресла из мягкой шагреневой кожи кремового цвета чем-то напоминают сиденья роскошных кадиллаков 1950-х годов. Некоторые ручки мебели повторяют хромированные эмблемы на капотах, тогда как монохромные круги на полу и потолке салона наводят на мысли о черно-белых покрышках из того времени. Наконец, в оформлении дневных санузлов на главной палубе хорошо прослеживаются мотивы дизайна Bugatti Royale и Ferrari Daytona Spyder, а стальные перфорированные опоры остекления в атриуме привносят в интерьер индустриальные нотки — своеобразная отсылка к автомобильным заводам Среднего Запада.
При довольно скромной общей вместимости Excellence воспринимается как весьма просторная, эргономично спроектированная яхта с упором на социализацию. В салоне на главной палубе гостей встречают глубокие диваны и кресла, окружившие коренастый кофейный столик диаметром два метра, по периметру которого пущен широкий обод из полированного золотистого оникса. Дизайнеры знают, что, опустившись в мягкие подушки, гости, скорее всего, инстинктивно захотят откинуться и положить ноги на этот столик, поэтому выбрали натуральный камень, чтобы усилить края столешницы.
Вообще планировка главной палубы действительно прекрасно подходит для чартера, поскольку наряду с шестью гостевыми каютами здесь есть все, что может понадобиться пассажирам, включая небольшой уютный буфет: там они сами могут сделать себе кофе или чай и перехватить что-нибудь вкусненькое, не вызывая стюардессу. Кроме того, в их распоряжении верхняя палуба, где расположена ходовая рубка, тогда как у владельца есть собственный полностью приватный «этаж».
Использованные в отделке материалы отражают любовь владельца к визуально богатым текстурам: древесина тсуги и тиковый песчаник из Паонаццо украшают зону спа; обивка кресел из страусиной кожи кофейного цвета и стеновые панели из конского волоса облагораживают закрытый кинотеатр на девять мест; ковер в коридоре на главной палубе имитирует волокна выбеленного платана, древесина которого является титульной на борту. Не менее интересный ковер с орнаментом под кожу аллигатора покрывает пол в спальне владельца, перекликаясь с матированием в виде крокодильей кожи на дверях душевых кабин. Студия Эндрю Винча творчески подошла к использованию в интерьере зеркал: они не только выполняют свою прямую задачу, но и помогают зрительно увеличить помещения, раздвигают перспективу и «растворяют» в отделке такие сложные для дизайнеров элементы, как, например, окантовка вентиляционных каналов. Несмотря на богатство отделки, Excellence остается живой и комфортабельной для длительного пребывания на борту яхтой, где уникальные дизайнерские решения находятся в гармонии с тем невидимым, но важным, что необходимо человеку для ощущения счастья.
По сообщению верфи, увидев готовую яхту, заказчик признался, что она превзошла все его ожидания, хотя все те 34 месяца, которые ушли на строительство Excellence, он активно следил за процессом. Что ж, описанный пример еще раз подтверждает: если желание создать что-то экстраординарное достаточно сильно, то воплотить его в жизнь есть все возможности.