Сидя зимой у камина с бокалом коньяка, впору задуматься о том, как много общего у яхт и… крепких напитков. Мне нравится играть в сравнения, подбирая лодкам близкий по характеру вкусовой букет. Одни ассоциируются с кальвадосом, другие родственны виски, третьи близки аквавиту… В общем, занятие увлекательное, особенно когда начинаешь размышлять об ингредиентах и анализировать доли «эстетического дистиллята» и «прагматической настойки» в той или другой яхте. Сочетания бывают самые разные, но близкий к идеальному «вкусовой баланс» встречается нечасто. Например, у Numarine 37XP красота и функция неотделимы друг от друга, и при взгляде на эту лодку я вспоминаю стамбульский погребок, где пожилой турок однажды поднес мне рюмочку восхитительного анисового бренди… Впрочем, довольно про алкоголь: лучше объясню, чем интересна 37XP, ведь неспроста ее пост управления появился на обложке предыдущего выпуска MBY с надписью «В начале большого пути».
Какие формы!
Однажды увидев Numarine 37XP, ее не забудешь: сразу за почти вертикальным форштевнем надводный борт резко расширяется, образуя «брыли», как у породистого бульдога, на которых начинается замысловатое темное остекление. Оно тянется сплошной лентой почти до самой кормы, при этом линии фальшборта и верхней палубы прерываются разнообразными вырезами и рецессами, не допуская скучной монотонности.
За счет того, что фордек Numarine 37XP находится на уровне верхней палубы, высота надстройки зрительно скрадывается, и яхта воспринимается эдаким коренастым крепышом, уже одним своим видом демонстрируя готовность к путешествиям за горизонт. Можно даже говорить о том, что талант турецкого дизайнера Джана Ялмана раскрылся именно в сотрудничестве с Numarine: почти все лодки модельного ряда этого бренда получились индивидуальными и привлекательными.
Однако верфи тоже стоит отдать должное, ведь, чтобы «изваять» такой геометрически сложный корпус из стали, требуется соответствующее оборудование и умелые мастера, а это стоит нынче дорого. При этом надстройка 37XP выполнена из стеклопластика, что позволяет получить желаемые формы без чрезмерных затрат.
Где тут «мастер»?
Все, кто прошлой осенью в Каннах пришел посмотреть на Numarine 37XP, удивлялись тому, что три из ее шести пассажирских кают вполне заслуживают статуса «мастер». Находясь на разных палубах, они практически близки по площади, и владелец или основной чартерный гость вольны выбирать, где им будет комфортнее.
«Действительно, какой-то главной каюты тут нет, — поясняет Борис Лашков, основатель компании Nord Star Yachting, которая представляет бренд Numarine в России. — Та, что на верхней палубе, отличается панорамным остеклением и прекрасными видами на окрестности, но и у других есть свои преимущества. В любом случае, планировку можно корректировать на усмотрение заказчика, и это довольно удобно».
Конечно, выбирая мастер-каюту, многие захотят поселиться на верхней палубе, но тогда нужно быть готовым к тому, что по утрам с кровати придется наблюдать, как экипаж «расчехляет» кран и спускает на воду тендер. Дело в том, что гаража в проекте 37XP нет, а всю мелкую технику предлагается хранить в кормовой части верхней палубы. Места там предостаточно — хоть автомобиль вози или вертолет сажай (инженеры верфи рассматривают возможность оборудовать площадку touch & go), но для мастер-каюты такое соседство не очень привлекательно…
Впрочем, вместо нее можно оборудовать второй салон, а жить в носовой каюте на главной палубе. Однако есть и другой вариант — «врезать» гараж по левому борту нижней палубы, отказавшись от одной двухместной каюты. Никакая техника, кроме тендера и мелочей, туда не поместится, но если эксплуатировать яхту в средиземноморском режиме, этого будет вполне достаточно. Разумеется, обустройство гаража происходит не по ходу строительства: такая модификация предусмотрена и одобрена итальянским регистром RINA, под надзором которого Numarine строит свои яхты.
Система трапов и центральная лестница продуманно соединяют открытые палубы и зоны отдыха, а на камбузе, о расположении которого, кстати, можно дискутировать, оборудован сервировочный лифт для отправки еды на сандек. Именно там гости ожидаемо будут проводить немало времени, принимая солнечные ванны, купаясь в джакузи и, конечно, трапезничая на открытом воздухе. Вполне функциональный «пляжный клуб» на корме Numarine 37XP спрятан за откидной секцией транца: кроме ветбара, душевой и раздевалки, там нашлось место даже для сауны.
Для моряков
Моторный отсек занимает примерно 20% нижней палубы, и за его грамотную компоновку стоит благодарить итальянского инженера Умберто Тальявини. Он не только помог подобрать такой состав оборудования, с которым не возникнет проблем с ремонтом и обслуживанием по обе стороны Атлантики, но и разместил все так, что даже при росте 180 см в отсеке не придется скрючиваться в три погибели, чтобы дотянуться до важного вентиля или проверить фильтр.
Пропульсивная система Numarine 37XP спроектирована по принципу KISS (Keep It Simply Stupid), что означает «Делай проще, примитивнее». За этим стоит не отрицание новаторских технологий, но желание обеспечить владельцу уверенность в том, что, если потребуется, два дизеля МАN D2868 L425 по 800 л.с. будут бесперебойно молотить сутками, редукторы не развалятся посреди океана, а в случае поломки экипаж сможет решить проблему на месте.
Размеры и продуманность ходовой рубки тоже наводят на мысли о том, что планировали и насыщали ее оборудованием не «диванные дизайнеры», а люди, которые проводили в море месяцы и годы. Это видно и по составу навигационных приборов, и по тому, насколько эргономично они распределены на рулевой консоли. Помимо прочего, в рубке по левому борту, у самого входа в каюту капитана, предусмотрен штурманский стол, где поместятся ноутбук и принтер.
Когда я поинтересовался, как Numarine удается проектировать столь практичные лодки, мне рассказали, что владелец верфи Омер Малаз не только активно участвует в разработке новых моделей и контролирует производство, но и лично тестирует каждую лодку перед сдачей заказчику. В начале своего яхтенного пути он задумал создать лодку, в которой идеально сочетались бы высокие мореходные характеристики с комфортом, и с тех пор делает все, чтобы прийти к этой цели.
Отдав швартовы…
Нет смысла покупать Numarine 37XP, чтобы она месяцами простаивала у причала, а владелец изредка выбирался на ней искупаться в соседнюю бухту. Эта яхта создана для путешествий и обладает завидной автономностью. На крейсерских восьми узлах она доходит до 6000 миль, но при этом, если потребуется, может ускориться до 14 узлов. Таким образом, владелец волен выбирать: отправить яхту в новый регион на судне-лодковозе (габариты и вес 37XP позволяют) или дойти туда своим ходом.
Если планируются действительно дальние походы, то к базовой комплектации на этапе строительства необходимо кое-что добавить. «Крайне желательно установить антенны для радиостанции ПВ/КВ-диапазона, — говорит Борис Лашков. — Поскольку это будут массивные “шесты” длиной метров по восемь, я бы рекомендовал усилить стеклопластик в местах их установки металлическими площадками, чтобы в шторм их гарантированно не вырвало».
С пресной водой и продовольствием проблем не будет (на борту есть опреснители, пять крупных холодильников и вместительные кладовые), а вот компактором или иной системой обработки и хранения бытовых отходов обзавестись стоит. А когда все будет готово, можно смело рвануть с поднадоевшей Сицилии куда-нибудь к берегам Ньюфаундленда, чтобы отдохнуть от южной суеты, дегустируя морошковый джин и радуясь свободе выбора акватории.
Яхты и автомобили многое говорят о вкусах и характере своих владельцев, но зачастую, принимая решение о покупке, мы становимся заложниками стереотипов. Когда-то считалось, что хорошие машины могут быть только немецкими, а яхты — итальянскими, но с тех пор многое изменилось. Мало кто знает, что в начале ХХ века вещи, произведенные в Германии, воспринимались как худшие в Европе по качеству, а потом маркировка Made in Germany стала синонимом надежности и долговечности. Турция идет тем же путем, и яхты Numarine тому наглядное свидетельство.